Урок литературы в 10 классе Биография и творчество Ф. М. Достоевского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

Муртазина Бакыт Ашимовна

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: Биография и личность писателя Ф.М.Достоевского

Цель урока: познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества;

помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;

привить любовь к родной литературе.

Оборудование: фотовыставка

Оформление тетрадей (тема, эпиграф)

В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

(Ч. Айтматов)

Ход урока

I.Побуждение

-Что вы знаете о Ф.М.Достоевском?

II.Реализация

Слово учителя

Ф.М. Достоевский - писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.

Творчество Достоевского - новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами. Участник кружка Петрашевского, он был осужден на «смертную казнь расстрелянием». Холодным декабрьским утром его и других осужденных привезли в закрытой карете на Семеновский плац. «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложится к кресту, преломили над головой шпаги… жить мне оставалось не более минуты», - так писал Достоевский позже брату. Он получил возможность написать это, потому что царские сановники позволили себе разыграть фарс.

Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния».

Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «Въезда в губернии Санкт-Петербуржскую и московскую и жительство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотечения, завершившиеся в 1881 году смертью.

Это только внешние события, а что было в глубине? Как отражалось все на внутренней натуре художника? Мировоззрение Достоевского, весь его идейно - образный мир полон подчас трагических контрастов. Нет оснований преуменьшать глубину действительных заблуждений писателя. Его славянофильские настроения, его религиозность, целый ряд расхождений с революционными демократами - были. Но корни этих заблуждений можно связать с исторической деятельностью. Зрелые годы его жизни пришлись почти на самую мрачную пору российской деятельности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложное во всей истории русской культуры явления, имя которому - Достоевский.

  1. Творческие искания Достоевского (биография писателя).

Материал дается в форме выступлений учащихся с привлечением материалов фотовыставки, иллюстрации из книги Н.И. Якушина, выставкой произведений Достоевского. Учащиеся при прослушивании составляют конспект по следующему плану:

  1. Происхождение рода Достоевского.

  2. Знакомство Достоевского с народным творчеством.

  3. Увлечение романами писательницы 18 века Анны Радклиф.

  4. Личная драма кроткой жизни матери Ф.М. Достоевского Марии Федоровны (постоянные подозрения мужа)

  5. Учеба Достоевского в петербуржском Инженерном училище (1843г).

  6. Арест революционного кружка Петрашевцев, в котором участвовал Достоевский.

  7. Достоевский в Омском остроге (1850г).

  8. Литературная деятельность Достоевского. Повесть «Бедные люди» (1845г). Повесть означала движение Руссой литературы вперед. Белинский и Добролюбов об этой повести.

  9. Деятельность Достоевского после каторги «Записки из Мертвого дома» (1861г).

  10. Изображение мира хищников и карьеристов в романе «Идиот» (1868г).

  11. Роман «Братья Карамазовы» (1878-1880гг) - вершина литературного творчества Достоевского. Философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, об атеизме и религии в романе.

  1. Сообщение заранее подготовленного ученика на тему:

«Мировоззрение писателя и связь его творчества с русской деятельностью»

Цель: дать несколько другой ракурс в понимании творчества

Ф.М. Достоевского.

Ф.М. Достоевский в своих произведениях показал российскую деятельность и общество, в котором страдания уничтоженных и оскорбленных безмерны, а преступления, несправедливость, бесчеловечность выражает самую сущность социальных отношений.

Но осуждая бесчеловечность общества, автор выбрал утопический путь борьбы с ним. По его мысли, в бескорыстный добровольный товарищеский союз, свободный от жестокости и розни, объединит людей христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. Достоевский скептически относится к революционному движению, отрицал возможность революционного пути преобразования мира.

Истоки взгляда писателя.

Все, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории второй половины 19 века. В этот период происходит подъем революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширилась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени - вопрос о крепостном праве. Революционеры-демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти революционным путем. Либералы же были сторонниками постепенных реформ освобождения крестьян «сверху». В 60-е годах произошел раскол в группе писателей, объединенных вокруг журнала «Современник». Это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории.

Итак, «страшная разголосица» в этот период русской общественной жизни. Период, когда появился роман «Преступление и наказания». Перед глазами писателя, когда он создавал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и опыт Запада. Стабилизация капитализма вместо ожидаемого равенства, братства и принципов. Из этого опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы. Он стал утверждать, что любые теоретические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.

Перед русским народом Достоевский преклонялся всю жизнь. Писатель верил, что ключи к будущему в руках народа и народ скажет свое веское слово, правду народную, которая изменит мир.

Впервые с крестьянской и солдатской массой писатель вплотную столкнулся на каторге и остро почувствовал «глухую стену», отделявшую внутренний мир «черного народа» от настроений дворянских и разночинских революционеров, которые ему были известны.

И этот разрыв между образованной частью общества и народом стал предметом трагических размышлений Достоевского. Преодолеть этот разрыв, по мнению писателя, - основная задача русской жизни. Живую связь с народом обрести можно лишь в том случае, если приобщится к народному мировоззрению. Достоевский идеализировал отсталые, консервативные черты в мировоззрении русского народа.

В напряженных исканиях правды о человеке, Достоевский сосредоточил все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, состоящих на пути к тому времени, когда счастье будет доступно всем.

III.Рефлексия

Закрепление материала по творчеству Ф.М. Достоевского, его мировоззрение в форме беседы.

Вопросы

  1. Какие факты биографии Ф.М. Достоевского вас особенно удивили?

  2. Каковы творческие искания Достоевского?

  3. Как мировоззрение писателя связано было с Руссой действительностью.

7. Итоги урока.

До конца жизни Достоевский оставался врагом угнетения и насилия, искал пути избавления людей от унижения и социальной несправедливости, мечтая о «золотом веке на земле».

В «Дневнике писателя» за январь 1876 г. он писал: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских будут все, когда-нибудь, образованны, очеловечены и счастливы».

Домашнее задание

  1. Ответить устно на вопросы:

  • Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

  • Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались на улицах Раскольникову. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

  • Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицу «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых?

  • Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?





Учитель русского языка и литературы

МУРТАЗИНА БАКЫТ АШИМОВНА



тема урока: Д. и. фонвизин. Комедия «недоросль»

Цели:

- познакомить учащихся с комедией «Недоросль» и ее автором;

-дать понятие о сатире в творчестве Фонвизина; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»;

-дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра.

Ход урока

Волшебный край. Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А. С. Пушкин

I. Побуждение

Беседа по вопросам.

- Какие факты статьи говорят о Фонвизине как сатирике?

- Что такое сатира?

Сатира (от лат. sature - смесь, мешанина) - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

- Свойственна ли сатира, на ваш взгляд, традиционной комедии классицизма?

Вспомните, чем характеризовалась классицистическая комедия («Мещанин во дворянстве»). Поищем эти приметы в афише фонвизинской комедии до чтения.

1) «Недоросль» (комедия в 5 действиях) - для классицизма как раз и характерна 5-актовость драматических произведений.

2) Человек в классицистической комедии предстает воплощением одного свойства, положительного или отрицательного. В «Недоросле» мы также можем сразу распознать «плохих» и «хороших» - уже до чтения комедии, при помощи «говорящих» фамилий: Скотинин, Простаков, Стародум, Кутейкин, Вральман, Правдин.

II.Реализация

2. Работа с текстом комедии.

Учитель. «Недоросль», безусловно, самое выдающееся произведение драматургии классицизма XVIII в. Однако смешное в комедии уже не укладывалось в известную формулу классицизма: «смешить и смехом пользовать». Предметом критики были «тяжелые злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

- Как мы воспринимаем слово «недоросль» сегодня? Как вы отнесетесь к тому, что кто-то назовет вас недорослем?

Да, в этом слове таится что-то обидное, ирония, насмешка. А между тем, как известно, недорослями до появления комедии Фонвизина называли всех дворянских подростков до 15 лет - это был подрастающий «ратный запас». Недоросли, достигшие 15 лет, то есть созревшие для несения «государственной ратной службы», именовались «новика́ми». Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук хотя бы в домашних условиях.

Вот таким дворянским недорослем в глухом углу великой Российской империи и показан главный герой комедии Фонвизина Митрофан Простаков, «матушкин сынок». Именно его свойства сделали нейтральное слово «недоросль» чуть ли не бранным, а имя Митрофанушка приобрело такое обобщающее значение, что любой наш молодой современник может быть назван этим именем-характеристикой, если он обнаруживает сходство в поступках, рассуждениях и нравственных качествах с главным персонажем бессмертной комедии.

- Давайте же определим, какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой?

(Центральный герой комедии не только «маменькин сынок», тупой и ленивый. Он эгоистичен, жесток и хитер. Фонвизин делает Митрофана воплощением дремучего невежества и нравственной невоспитанности, поэтому он не так уж смешон. «В комедии он делает два дела: размышляет, чтобы выпутаться из затруднений, в которые ставит его зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои обычные чувства. Забавны только его размышления, а поступки - нисколько», - писал В. О. Ключевский.)

3. Выразительное чтение по ролям отдельных сцен, их коллективное обсуждение (д. I, явл. 1-4; д. II, явл. 6; д. III, явл. 1-2, 6-8; д. IV, явл. 8; д. V, явл. 1-4, последнее).

III. Рефлексия

Учитель. Наблюдая за столкновением положительных и отрицательных персонажей, убеждаемся, что в образах Правдина и Милона Фонвизин показал примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством на гражданском и военном поприщах. Однако свой идеал «честного» человека, свои представления о долге дворянина перед обществом, свои личные симпатии и антипатии автор комедии высказывает устами Стародума, человека петровской поры, резко осуждающего нравы екатерининского двора и провозглашающего: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие…» (то есть высокие нравственные качества).

Домашнее задание: подготовиться к семинару по теме «Вопросы воспитания и образования в комедии «Недоросль».

Задания для групп:

1-я группа:

- Грамотны ли Простакова и Скотинин?

- Как относились к образованию в их семье?

- Почему обучается Митрофан?

2-я группа:

- Чему и как обучается Митрофан?

- Глуп ли он?

- Как он относится к учению?

3-я группа:

- Что такое воспитание? Какова его цель?

- Что такое образование? Какова его цель?

- Что главнее: воспитание или образование? Найдите ответ в положительных героях.

4-я группа:

- Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

- Почему комедия, в которой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимает вопросы воспитания?



© 2010-2022