Разработка урока по русскому языку на тему Имя существительного общего рода (6 класс)

 Разработка урока «Имена  существительные общего рода» представлена  технологической картой с учетом УУД    Практическая работа на уроке будет:1)  Способствовать  развитию  умений  учащихся  обобщать  полученные  знания, составлять опорные схемы, проводить  анализ,  сравнение,  делать  необходимые  выводы, различать имена   существительные общего рода.   2)Способствовать  развитию  творческого  отношения  к  учебной  деятельности.  Способствовать  формированию научного  мировоззрения  на  пример...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учитель: Суранова О.В.

Класс: 6

Тема урока: «Имена существительные общего рода»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цели урока:

1) Предметные: познакомить обучающихся с существительными общего рода, с их оценочной и стилистической окраской;
научить определять род, коммуникативную роль, сферу употребления имен существительных общего рода.

2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.

Задачи урока: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать имена существительные общего рода. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Имена существительные общего рода»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

2.Актуализация знаний

Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала




-Здравствуйте, ребята!

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?



- Прочитайте четверостишие, которое, наверно, не раз читали с родителями, когда были совсем маленькими:

Вот подходит к детворе,
Затевает драку.
Все боятся во дворе
Так___ забияку

Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения? Прочитайте.

Какого же рода существительное "забияка"?

Такой забияка, такая забияка…

А подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка такой или такая?






Личностные УУД

Осуществляемые действия: эмоциональный настрой на урок

Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений

Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые: слушание собеседника

Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний

Личностные УУД

Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

3.Постановка учебной задачи

Цель этапа:

Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока? Какую мы сегодня на уроке поставим цель?

Где мы ищем ответы на теоретические вопросы?


Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока

Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД



Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

Формирование уменияучитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем

Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности

4.Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:

Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения

Дети распределяются в группы по 4 человека, работают с материалом учебника, составляют опорную схему, выявляют особенности существительных общего рода.

-Задание для работы в группах

Перед вами слова:

Задира, сирота, врач, забияка,зазнайка, умница,невежда, растяпа,обжора,плакса, непоседа, секретарь, Женя, директор, хирург,доктор,инженер, профессор, биолог, тренер, бухгалтер, молодчина, дока, невежа, Саша

- Разделите эти слова на группы. Подумайте: по каким критериям вы разделите эти слова.

- Сколько групп у вас получилось? По каким критериям вы их разделили?

- Как вы думаете: если у существительных общего рода по внешней форме род определить нельзя, то какой в данном случае может быть показатель рода? (существительные 1-го склонения с окончанием -а(-я) могут менять свой род в зависимости от лица, которое они обозначают)

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов

Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию

5.Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

Зафиксировать алгоритм определения рода у несклоняемых имён существительных; организовать усвоение учащимися нового материала ( фронтально и в группах)


Обозначьте род существительных. Какой алгоритм работы мы составим? (обозначение лиц женского или мужского пола). Родовая принадлежность этих слов зависит от конкретного употребления в речи. Обозначьте окончания прилагательных.

Серёжа - круглый сирота.

Маша - круглая сирота.

Миша - большой забияка.

Марина - удивительная забияка.

"Какой ты зазнайка, Петя!" - удивилась мама.

"Какая ты зазнайка, Люба!" - удивилась мама.

Личностные УУД

Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа:тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок




- Определите род существительных.

Жена, дитя, книга, бедняга, сирота, злюка, время, дедушка, вояка, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, брюки, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы, гусак, гусыня, родитель, врач, директор, письмо, подмастерье, лошадь, конь, голосище,

Личностные УУД

Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала

Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД



Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений

7.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий

- Домашнее задание: Всем мальчикам записать в тетрадь все воинские звания, начиная с рядового и заканчивая маршалом, а девочкам - названия профессий, которые могут выбрать и мужчины и женщины.

Познавательные УУД


Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме, творческая переработка изученной информации, поиск в словарях, в сети Интернет

Формируемые способы действия:

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно - познавательной деятельности, применение методов информационного поиска

8. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы с существительными общего рода мы составили, чтобы определять правильно их род? Научились мы работать по этому алгоритму? В листах самооценки поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса.

Похвалите себя за работу на уроке, используя существительные общего рода.

Я такой (ая) молодец!

- А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.

- На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания!




Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли

8


© 2010-2022