Описание педагогического опыта учителя русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Описание педагогического опыта учителя русского языка МКСКОУ Чернухинской школы-интерната VIII вида

Панфиловой Екатерины Ивановны

Тема опыта: «Развитие познавательной активности школьников в условиях использования игровых технологий на уроках русского языка»














«В игре раскрывается перед детьми мир,

раскрываются творческие способности личности.

Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития»

В.А.Сухомлинский.

1. Информационный блок

а) тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности школьников в условиях использования игровых технологий на уроках русского языка»

Основополагающими принципами данного опыта являются: научность, доступность, систематичность и последовательность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, компетентностный и личностно-ориентированный подход к обучению.

б) аннотация педагогического опыта

Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых, современных, или как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении. На своих уроках я успешно применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых является игра.
Как театр начинается с вешалки, так познание начинается с интереса. Пробудить интерес к учебному предмету - важнейшая задача современного образования, решить которую можно прежде всего на нетрадиционных уроках.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, в отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, для которых характерна учебно-познавательная направленность.

Понятие «Игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

в) главная идея и его теоретическая база

Главные идеи:

- сотрудничество учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия;

- обучение без принуждения;

- освоил теорию, проверь на практике.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. Он пишет: «Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной - 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др.. В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими.

В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей.

2. Основная часть

а) актуальность педагогического опыта

При переходе к информационному обществу все более важным для педагога становится приобщение учеников к самостоятельной работе для достижения заданного качества обучения в условиях модернизации образования, реализации современных технологий обучения, развития у учеников культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля.

Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды.

Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - новых средств и методов.

В своей методической работе я акцентирую внимание на изучении возможностей и эффективности применения игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе школы VIII вида.

Цель:

- развитие устойчивого познавательного интереса к предмету у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

- формирование таких качеств личности как настойчивость, терпение, любознательность, ответственность, стремление к познавательной деятельности;

- повышение уровня развития коммуникативных навыков обучающихся;

- активизации мыслительной деятельности на уроках и внеклассных занятиях посредством игровых приемов;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- воспитание любви и уважения к слову.

Актуальность дидактической игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток информации. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации и поможет в этом дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке.

Дидактическая игра способна решить ещё одну задачу. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Именно дидактическая игра объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности ребёнка.

Передавая знания посредством дидактической игры, учитель учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние, а интерес к предмету в старшем школьном возрасте приводит к формированию профессиональной направленности личности, что, в конечном итоге, способствует более осознанному выбору профессии, тем более, что у обучающихся коррекционной школы выбор профессии ограничен. На таких уроках через активную познавательную деятельность решается проблема межличностных отношений. Кроме того, обучающиеся коррекционной школы целый день проводят в условиях достаточно напряжённой учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а может, и раздражение от чрезмерной «заорганизованности», постоянной регламентации поведения. Снять такое состояние легче всего именно в дидактической игре. Учитель, использующий дидактическую игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не из своих собственных соображений удобства или порядка. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Обучающийся, соответственно, представляет собой объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. В дидактической же игре учащийся создаёт собственную реальность, творя свой мир.

б) средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность

На своих уроках я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В каждом разделе есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект. В ходе игры учитель может выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры.

Классификация дидактических игр

  1. Фонетические игры.

  2. Лексико-фразеологические игры.

  3. Игры по морфемике и словообразованию.

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера и т.п.), которые могут проводиться между обучающимися разных классов одной параллели.

Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. Применять игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени.

В своей педагогической деятельности я определяю цели, а также выбираю средства, методы, исходя из основной задачи школы, в основе которой лежит развитие ребёнка как субъекта разнообразных форм человеческой деятельности, укрепление его психического и физического здоровья.

Использование дидактической игры в школе VIII вида имеет свои особенности:

  1. игра не должна быть простым упражнением с использованием наглядных пособий;

  2. игра не должна выпадать из общих задач урока;

  3. должны учитываться психофизические особенности детей;

  4. обязательно должны подводиться итоги.

Сознательное и прочное усвоение детьми знаний происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому обучение должно быть развивающим, чтобы обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать у детей познавательные процессы и способности. Свою работу я организую так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Подбираю такие игры или вношу в них изменения так, чтобы они способствовали развитию мышления, создавали ситуации проблемы, успеха, условия для дифференцированного обучения. Я, как и каждый учитель, стремлюсь к быстрому включению детей в работу. Для этого, чтобы заинтересовать ребенка с первых минут урока использую такие приемы: рифмованное начало урока, с эпиграфа к уроку; создание мотивации: включение в содержание элементов новизны, необычности, интересности, занимательности; эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своей, моменты радости.

Учитель во время игры одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. С помощью дидактических игр учитель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

При подборе игр я учитываю наглядно-действенный характер мышления, чтобы игра содействовала всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, общению со сверстниками и взрослыми, прививала интерес к учебным занятиям, формировала умение и навыки учебной деятельности, помогала ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, обобщать.

Уроки, проведенные в форме игры, не только красивы и интересны, но и очень организованны, а дети на таких уроках воспитывают в себе умственные и волевые усилия - выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, организованность.

На уроках русского языка, я, как и многие другие учителя, часто использую занимательные стихи, беседы, игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые термины. Важным приемом (и одновременно условием) развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию. Ребенок должен быть уверен в том, что его нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены.

Использование творческой игры на уроках русского языка помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения - главная задача творческой игры. Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Можно также привлекать к этому и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

Так, например, существует игра, в которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).



к

к


к


Сначала надо возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кот, кора, кукла, кнопка и др.) Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части слова или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра будет освоена детьми, следует переходить на более сложный уровень. Предложить ученикам придумать свою игру, подобную данной, используя разное количество букв и разные буквы

Другая творческая игра, которую использую на уроках русского языка - «Лишнее слово». Нужно из целого ряда слов найти то единственное, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее.

Эта игра полезна тем, что ученикам приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д. - что ведет к отработке перечисленных понятий.

Также к творческим играм можно отнести:

«Цепочка слов» - нужно придумать ряд слов так, чтобы последний слог 1-го слова стал первым слогом 2-го слова и т.д. Например: рыба - баран - ранка - камыш - мышка.

«Составление предложений». Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу. Например: река, ручка, собака. Ученики должны составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.

Я также использую различные перфокарты. Они помогают проверять знания обучающихся, экономя время на уроке, активизируют самостоятельную работу детей. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а слова, объединенные одной темой, использовать для творческих работ.

Очень любят дети нестандартные уроки. Обычно, такие уроки провожу в завершении изучения темы, либо начиная новую. Использую следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВНы, викторины и т.д.); уроки - путешествия; уроки - фантазии; уроки - сказки, уроки - сюрпризы и др.

Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике человека. В связи с этим я пытаюсь с самых первых дней обучения создать атмосферу творчества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого приучаю своих детей выполнять задания, развивая при этом самостоятельность, активность, инициативу.

в) педагогическая технология

1 этап. Аналитический. Сначала мною была изучена литература по проблеме и практический опыт учителей-предметников.

2 этап. Организаторский. Подбор необходимого инструментария: плакаты, дидактический материал, раздаточный материал, презентации, демонстрационный материал, литература. Классификация игр по лексическим темам.

3 этап. Практический этап. Внедрение в практическую работу игровых технологий. Отслеживание результативности применяемой технологии.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- Как технологии внеклассной работы.

Обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них. И она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Формы урочной работы у нас всегда рождаются в сотворчестве с учениками. Педагогическая технология дидактических игр помогает быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях и, главное, она способствует развитию познавательного интереса к урокам русского языка. В игре дети действуют по внутреннему побуждению, а не по принуждению. И таким образом, трудные и напряженные занятия можно сделать интересными и занимательными.

г) условия функционирования опыта

Психофизическое развитие детей с умственной отсталостью характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.
«Своеобразие личности умственно отсталых детей находится в тесной связи с особенностями их деятельности. В процессе аномального развития у них формируются качественно своеобразные психические процессы и качественно своеобразное строение деятельности».

М.Н. Перова отмечала, что для успешного обучения и воспитания детей с умственной отсталостью необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса является игра. Несмотря на то, что игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна, педагоги широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей.

При работе с умственно отсталыми детьми применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Достоинствами игровых технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

д) результативность опыта

Результаты использования игр в 5 классе показали, что дети легче усваивали тот учебный материал, который подавался в игровой форме. Также в процессе игровой деятельности обучающиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках, что, несомненно, повысило качество знаний обучающихся по предмету.

Используя игровые приемы, удавалось реализовывать не только учебные и воспитательные задачи, но и легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися. Следует еще раз отметить, что процесс развития данной категории детей требует подбора особого материала (игрового), знания психофизиологических особенностей детей, в том числе и индивидуальных.


3. Внедренческий (заключение)

а) степень новизны опыта: усовершенствование, комбинация, исследование.

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития обучающихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-психологических возможностей и мотивов обучающихся.

б) результативность опыта

Опыт рассматривался на заседаниях ШМО учителей-предметников, обсуждался с коллегами из других коррекционных школ на семинаре.

Игровые технологии широко применяются педагогами коррекционной школы, имеют практическую значимость и хорошую результативность.





В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, учитель использует игровую деятельность в следующих случаях:

  1. в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  2. в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  4. в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Используя развивающие игры, педагогу удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

б) распространение опыта

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.

• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. Обязательный элемент игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них. Конец игры должен быть результативным, четким, ярким, эмоциональным, подводящим итоги практической деятельности учащихся.

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Актуальность применения игровых технологий на уроках русского язык я вижу в том, что:

- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

- игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением;

- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Обычно дидактические игры используются на уроках в младших классах. Однако, как показывает опыт, введение игрового компонента в содержание урока математики в старших классах также полезно и оказывает заметное влияние на усвоение математических знаний и умений, на развитие речевой активности учащихся.

Последнее время многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого

учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель

не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?



Использование игровых технологий в педагогической деятельности целесообразно при соблюдении следующих условий:

- игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).





В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка был и остаётся одним из основных в процессе обучения. Поэтому мы с вами тоже должны подходить к делу творчески, применять различные педагогические технологии в преподавании, которые способствовали бы всестороннему развитию ребёнка и вызывали бы интерес к предмету.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка. Игровые технологии я использую в основном в 5-7-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной в среднюю. И важно сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Использовать игровые технологии можно не только в 5-7-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите, с каким азартом работают дети.

Несмотря на мой небольшой педагогический опыт, я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету. Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.

На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Выделяют следующие виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2.Игры-путешествия.

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)

1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)

2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)

3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)







Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

· В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

· Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

v По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

v По характеру педагогического процесса:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

v По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

v По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.





При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.


Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:


1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.





Какие же компетенции у учащихся формируются в ходе игровой деятельности?

ИГРА - Найди соответствие

В ходе игры Вам необходимо…

Компетентность

Проанализировать ситуацию и выявить проблему

Социальная

Выполнить задание по инструкции

Коммуникативная

Извлечь информацию из различных источников

Информационная

Структурировать имеющуюся информацию

Готовность к самообразованию

Уметь представлять и отстаивать свою точку зрения

Технологическая

Использовать ресурсы других людей

Готовность делать осознанный выбор

Развитию какой компетенции способствовало заполнение данной таблицы?

Игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной деятельности осуществляется за счет:

  • дидактическая цель ставится в виде игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве средства;

  • дидактическая задача переводится в игровую за счет элемента соревнования;

  • успешное выполнение заданий связывается с игровым результатом.

Классификация игровых технологий:
- методы активного обучения по М.Новику)
- классификация педагогических игр по Г.К.Селевко)

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

  • деловые;

  • организационно-деятельностные;

  • ролевые;

  • инновационные игры;

  • дидактические.

Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности. (Игры "Требуется президент".)

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.
В "классическом" варианте ОДИ применяются в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Основной акцент в игре делается на рефлексии участниками собственной деятельности.

Ролевая игра - предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с обязательным содержанием.

Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное взаимодействие. Группа организаторов или игротехников.

Дидактическая игра - основной акцент при проведении дидактической игры делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств. Элементы забавы при этом служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к учебе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики.

Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.

Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:

Первый этап - подготовка:

  • разработка сценария,

  • план игры,

  • общее описание,

  • содержание инструктажа,

  • подготовка материального обеспечения.

Второй этап - проведение игры.

  • Постановка проблемы,

  • Условия,

  • Правила,

  • Регламент,

  • Распределение ролей,

  • Формирование групп,

  • Консультации.

Групповая работа над заданием:

  • Работа с источником,

  • Тренинг,

  • Мозговой штурм.

  • Работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия:

  • Выступления групп,

  • Представление результатов,

  • Работа экспертов.

Третий этап - анализ и обобщение:

  • Вывод из игры,

  • Рефлексия игры,

  • Оценка и самооценка работы,

  • Выводы и обобщения.

Преимущества игровых технологий:

  • Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

  • Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

  • Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

  • Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий:

  • Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

Игра как феномен

  • без опаски выражать эмоции;

  • понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы;

  • осваивает новые способы поведения;

  • быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной действительности4

  • обретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.

Игровое обучение - процесс малопредсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию: харизму и интуицию модератора, динамику взаимоотношений обучаемых, неожиданные повороты их поведения и творческие озарения.

Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности.

Использование игровых технологий на уроках математики:

ИГРА - Угадай животное.

Даны координаты точек
(0;0); (-1;1); (-3;1); (-2;3);
(-3;3);

(-4;6); (0;8); (2;5); (2;11);
(6;10); (3;9); (4;5); (3;0);
(2;0); (1;-7); (3;-8); (0;-8);
(0;0).

Описание педагогического опыта учителя русского языка

Использование игровых технологий на уроках истории:

ИГРА - Разгадай зашифрованную фразу.

Читая каждую вторую букву, восстановите высказывание французской писательницы С.Бовуар (1908-1980) о свободе.

Ажпеулеавтпьрсовгошбщоздиыасвеьблеа - взанпарчнигтшжщезлхаътэьжсдвлообропдаывдырфуягсиим

Использование игровых технологий на уроках русского языка:

ИГРА - Волшебная буква.

Если взять эту букву и прибавить к ней часть лица - получится животное. Прибавьте к той же букве травянистое растение, из которого на Руси с давних времен делали ткань, - и перед вами окажется дерево. При добавлении к волшебной букве названия морского животного оно превратиться тут же в насекомое. Еще с помощью этой буквы можно сделать кожаный пояс горной породы, а рыб - кузнечным или столярным инструментом.

Использование игровых технологий на уроках литературы :

ИГРА - Кто он?

Страшила -
Матроскин -
Мойдодыр -
Каа -
Гена -
Тортила -

Дядя Федор -
Цокотуха -
Патачок -
Рикки Тикки Тави -
Лариска -
Кузька -

Использование игровых технологий на уроках географии:

ИГРА - шарады.

Первый слог мой каждый знает -
В классах он всегда бывает.
Мы к нему союз прибавим,
Сзади дерево поставим.
Чтобы целое узнать,
Город надо вам назвать.

Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр:

  1. Цель - получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.

  2. Преобладать элементы занимательности и соревновательности.

  3. Обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.

  4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.

  5. Правила - просты и понятны всем.

  6. Во время - игры - дисциплина и порядок.

  7. Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.

  8. Учитель - активный участник игры. Умело регулировать ход игры.

  9. Подведение итогов.

  10. Призы.

  11. Лучшее признание успеха игры - желание ее повторить.



Поиск решения данной проблемы привел к необходимости выдвинуть следующую гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта «Использование игры как средства повышения эффективности обучения младших школьников», опираясь на идеи В.А. Сухомлинского, Н.Ф. Бунакова, Е.Н. Ильина, а также на идеи Н.Я. Гольперина, Дж. Кэрролл и Б. Блум: если в обучении использовать игровые технологии и дифференцированный подход, то игра пробудит интерес к учебной деятельности, а следовательно: вытеснит скуку на уроке, поможет ребенку постичь сложные законы искусства слова и речи, научит ребят мыслить , а не принимать чужие слова на веру, разовьет память, речь, расширит пространство творчества, кругозор, будет побуждать к познавательной деятельности, воспитывать самостоятельность, научит общению, поможет стать коммуникативной личностью, создаст хорошее настроение, а индивидуальная работа позволит добиться стабильности и удовлетворительности, а может быть и повышение результатов обучения.

^ Идея изменений (в чем сущность опыта: в использовании иных образовательных технологий, в организации УВП и т.д.).

Сущность опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с опорой на:

1. Дифференцированный подход в обучении.

2. Современный традиционный способ обучения (комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, вводные уроки, уроки закрепления, уроки построения, уроки обобщения и систематизации знаний, контрольные уроки, уроки коррекции знаний).

3. Игровая форма занятий.



В заключении следует отметить, что Я убедилась, что на уроках, где применяются игровые технологии, ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование игровых технологий на уроках русского языка, безусловно, способствует лучшему усвоению учебного материала и дальнейшему его закреплению.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется прежде всего тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно.

Игра даёт возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников.

Игра требует сотрудничества всего коллектива. Она создаёт атмосферу здорового соревнования, мобилизует творческие возможности учащегося, так как от его зависит не только личная отметка, но и победа команды.

Игра может являться отдельным моментом урока, или весь урок может быть построен на игровой технологии.

Но не стоит забывать о том, что своих позитивных целей использование игровых технологий достигнет только при соблюдении определенных условий, о которых говорилось ранее.



30


© 2010-2022