- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа 8 класс по литературе
Рабочая программа 8 класс по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карасева Т.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по литературе
8 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 8 класса, рассчитана на 2015 - 2016 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательной школы (авторы - составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2009 г.)
Изучение курса реализуется через УМК: Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор - составитель Г.С.Меркин. М., «Русское слово», 2009 г.
Программа рассчитана на 70 часов.
В 8 классе в процессе изучения литературы в центре внимания учащихся своеобразие личности писателя. 8 класс как бы подытоживает знания, умения, навыки и позволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направления ми, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображенных писателем. Выяснение своеобразия личности писателя. В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально - этических проблемах, включение произведений, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек - общество - государство». Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристик отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм).
Цели литературного образования:
-
Воспитание всесторонне развитой личности, умеющей ценить и беречь богатства русской культуры, произведения великих классиков; уметь хранить традиции и обычаи, передавать их своим потомкам; воспитывать любовь к своей родине, родному краю; воспитывать уважение к людям старшего поколения, ценить их заслуги перед Отечеством.
-
Развитие логического мышления, потребности в самообразовании на примере лучших образцов художественной классической литературы.
-
Освоение программного материала, использование дополнительных источников получения информации. Расширение кругозора.
-
Овладение умениями создавать свой текст на основе прочитанного, владеть приемами интерпретации художественного текста.
Задачи:
-
Формирование и развитие культуры чтения.
-
Способность формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию.
-
Постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
В 8 классе особое внимание уделяется работе по развитию речи.
Формы работы:
-
различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен
-
пересказ прочитанного, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений;
-
выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний;
-
комментированное чтение;
-
похвальное слово историку или писателю;
-
защита реферата; составление и запись цитатного или тезисного плана;
-
выразительное чтение наизусть; подготовка тезисов, сочинение; устное сочинение;
-
сочинение сопоставительного характера; подготовка вопросов для обсуждения; дискуссия;
-
письменная характеристика персонажа; отзыв о прочитанном; устное рисование;
-
составление словаря для характеристики лирического персонажа;
-
письменный ответ на вопрос; ролевое чтение; сочинение - рассуждение;
-
сложный план к сочинению, подбор эпиграфа;
-
составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления;
-
подготовка тезисов к уроку - диспуту;
-
сообщения учащихся.
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Количество учебных часов в год - 68 часов
Количество часов в неделю - 2 часа
Уровень обученности - базовый
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы - 4
самостоятельные работы,
контрольные тесты - 4
творческие работы (сочинения) - 2
ученические проекты
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшими умениями в 8классе являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Перечень учебно-методического обеспечения.
В 2010-2011 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы), а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово».\ Москва, «Русское слово». 2006 год.
Учебник «Литература. 8 класс» автор-составитель: Меркин Г.С.,\ Москва, «Русское слово», 2010 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п\п
Наименование разделов
Количество часов
1.
Введение
1
2.
Устное народное творчество
2
3.
Древнерусская литература
3
4.
Литература 18 века
3
5.
Литература 19 века
32
6.
Литература 20 века
22
7.
Зарубежная литература
4
8.
Что читать летом?
1
9.
Резервные уроки
2
ИТОГО
70, из них 4 часа развития речи, 2 контрольные работы, 4 часа внеклассного чтения.
Календарно-тематическое планирование
№
п.п
Наименование разделов и тем уроков
Часы учебного времени
Элементы содержания
Требования к учащимся
Домашнее
задание
Дата прове-дения
План\факт
1.
Введение
Художественная литература и история.
1
Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Знать жанры и роды художественной литературы.
Стр.3-4(изучить)
3.09
2.
Из устного народного творчества
Исторические песни : « Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»,
( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.
1
Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины , песня-плач.
Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения.
Выразительное чтение песни (по выбору)
5.09
3.
«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне» Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Внеклассное чтение
1
Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения.
Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. Уметь выразительно читать поэтический текст.
Стр.10-11(изучить),стр.
18(в.1-7 устно)
10.09
12.09
4.
Из древнерусской литературы
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.
1
Тематическое многообразие древнерусской литературы. Житийная литература. Сказание и слово как жанры древнерусской литературы. Летописный свод. Выразительность речи. Тропы и фигуры речи.
Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения .
Уметь находить средства выразительности в художественном произведении.
Стр.19-20 (изучить)
18.09
5.
«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.
1
Основные нравственные проблемы житийной литературы.
Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.
Стр.27-28 (в.1,2,6) устно
19.09
6.
«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.
1
Основные нравственные проблемы житийной литературы.
Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.
Стр.38-39 (в.1,2,5)устно
24.09
7.
Из литературы 18 века
Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»
2
Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. Основные мотивы стихотворений Державина.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, ода.
Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.
Наизусть стих. «Памятник», стр.47 (в.4 устно)
26.09
1.10
8.
Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.
1
Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). Жанр сентиментальной повести.
Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.
Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.
Владеть различными видами чтения и пересказа.
«Бедная Лиза» прочитать
3.10
9.
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы
1
Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения.
Владеть анализом прозаического произведения.
Стр.65 (в.1,2,3,4,8 устно)
8.10
10
Из литературы 19 века
Поэты круга Пушкина:
Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.
1
Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий:
Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
Элементы сентиментализма и романтизма в данных стихотворениях.
Владеть анализом лирического произведения.
Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.
Стр.72-74 (изучить), выразит.чтение стих.Жуковского (по выбору)
10.10
11
Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин»
1
Баллада, элегия, дума, песня, «легкая» поэзия. Основные темы и мотивы произведений Рылеева.
Владеть анализом лирического произведения.
Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.
Уметь находить признаки думы в лирическом произведении.
Стр.97,в.1 устно, повторить биографию А.С. Пушкина.
15.10
12
Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,
« 19 октября 1825 года».
1
Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта.
История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. Анализ стихотворения «19 октября 1825 года»
Поэтическая интонация, художественно-выразительная роль частей речи.
Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.
Знать основные мотивы лирики А.С. Пушкина.
Стр.115, вопросы 1-5 устно
17.10
13
Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.
1
Историческая повесть. Новый тип исторической прозы.
Эпиграф.
Словарная работа: прототип, прообраз, мятеж, восстание.
Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.
Главы 1-5 прочитать
22.10
14
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.
1
Жанровые особенности произведения.
Жанр, сюжет произведения.
Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.
Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним.
Главы 6-10 прочитать
24.10
15
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.
1
Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.
Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.
Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.
Образ Гринева (письменно по плану)
29.10
16
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости
1
Главы 6-9 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости»
Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку.
Стр.231 вопросы к главам 6,7 устно.
12.11
17
Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка»
Образ Маши Мироновой.
1
Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.
Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.
Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.
Образ Маши Мироновой
14.12
18
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.
Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. Связь литературы и истории.
Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.
Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое, а также сравнивать с реальным историческим лицом (Пугачев Пушкина и настоящий Пугачев в истории)
Стр.232 вопросы 3,4 устно
14.12
19
Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.
Доработать сочинение
19.11
20
Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.
1
Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве.
Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение.
Прочитать поэму «Мцыри»
21.11
21
Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.
1
Творческая история поэмы, её тема и идея. Выразительное чтение поэмы с комментариями.
Словарная работа: обет, алтарь, ниц, чадра, терновник.
Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности.
Стр.269(в.1,2,4,5,6 устно)
26.11
22
Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»
1
Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия - как форма выразительности поэтической силы, монолог - важнейшее средство раскрытия характера Мцыри.
Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.
Стр.269 (в.9 письменно),
выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору).
28.11
23
«Мцыри - любимый идеал поэта»-В.Белинский.
1
Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы.
Написать сочинение по одной из тем на стр.271.
3.12
24
Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор»
1
Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина.
Теория литературы: драма, трагедия, комедия, коллизия, конфликт, сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.
Прочитать 1 и 2 действия комедии.
Инд. задание: подготовить сообщение об образе Хлестакова.
5.12
25
Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.
Анализ 1 и 2 действия комедии
Знать жанровые особенности комедии, уметь анализировать комедию.
Дочитать комедию до конца. Индивид. задания по группам (подготовить сообщения по образам чиновников)
10.12
26
Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.
1
Образы чиновников в комедии. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости, авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.
Уметь давать характеристику образам комедии.
Стр. 378 (в.3,5,6,7 устно).
12.12
27
Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление.
1
Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова.
Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.
Стр. 379 (в. 8-16 устно).
17.12
28
Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
1
Литературное сочинение. Тема сочинения, план сочинения, структура сочинения, эпиграф.
Доработать сочинение.
19.12
29
Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».
1
Основные биографические сведения о писателе.
Работа по содержанию повести.
Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.
Прочитать повесть «Ася»
24.12
30
Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность - основное в образе героини.
1
Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси»(гл.9),
«Сцена в домике фрау Луизы»
(гл.16).Судьба русской девушки.
Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести. Владеть разными видами пересказа
Подготовиться к уроку внеклассного чтения (инд. задания по группам).
26.12
31
Вн.чт. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза»,
«Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»
1
Краткие сведения биографии данных поэтов, выразительное чтение и анализ стихотворений.
Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.
Инд.задания по группам (сообщения о биографии Некрасова)
32
Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова.
1
Сведения о биографии писателя.
Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум»,
Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.
Наизусть выучить стихотворение Некрасова (по выбору).
33-34
Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики Фета.
2
Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир красоты».
Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их.
Стр.73-74 прочитать, в.1-3 устно.
Стр. 75, вопрос 7 устно
35
Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.
1
Биографические сведения . Основные произведения. Островский и театр.
Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра.
Прочитать пьесу «Снегурочка»
36
Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки
1
Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы.
Определять жанр «Снегурочки»
Стр.97-103 прочитать
37
Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке
1
Связь пьесы с УНТ.
Определять, какие события пьесы составляют ее композицию: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
Стр. 104, вопрос 5 устно.
38
Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».
1
Основные биографические сведения о писателе.
Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.
Стр.117, вопросы 3,5 устно.
39
Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.
1
История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа.
Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.
Стр.127, вопросы 2,6 устно
40
Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.
1
Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни.
Прием контраста
Понять главную мысль рассказа, уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев.
Стр.127, вопросы 8,9 устно
41
Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века».
1
Контроль знаний
42
Из литературы 20 века
Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».
1
Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. Романтический рассказ.
Уметь наблюдать над композицией рассказа.
Стр. 152, вопросы 3,4,5 устно
43
Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа
1
Идейное своеобразие песни.
Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой.
Определять, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.
Прочитать рассказ «Мой спутник»
44
Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»
1
Идеал личности в раннем творчестве писателя.
Определять художественные средства, которые использованы в рассказе. Уметь находить черты романтизма в описании природы.
Стр.179, вопросы 9,10 устно.
Инд.задание стр.181, в.1-4 по выбору.
45-46
Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»
2
Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта.
Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. Лексика, рифма, ритм, система образов, поэтический синтаксис, интонация в стихотворениях Маяковского.
Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .
Стр. 190, вопросы 1-5
устно.
47
Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.
1
Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы.
Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов, средства художественной выразительности.
Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни.
Стр. 197, вопросы 1-8 устно(по группам)
48
Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.
1
Биографические сведения. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск.
Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.
Стр. 205, вопросы 9, 10,11, 12 устно.
49
Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта
1
Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм.
Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.
Наизусть стихотворение Заболоцкого по выбору.
50
Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта
1
Основная мысль стихотворения, мастерство поэта в создании образа. Разное понимание красоты: внешнее и внутреннее.
Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.
Стр. 212, вопросы 1-3 устно.
51
Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)
1
Развитие речи учащихся.
Уметь выражать свое мнение по поводу прочитанного, рассуждать на заданную тему, используя аргументы из читательского или жизненного опыта.
Доработать сочинение.
52.
Поэзия М.В.Исаковского.
1
Биографические сведения. Связь лирики поэта с УНТ, основные черты поэзии Исаковского.
Выразительное чтение стихотворений.
Стр. 252-253 изучить.
53.
Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью - даль».
1
Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения.
История создания поэмы «За далью-даль»
Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения.
Стр. 248, вопросы 1,2 устно
54.
Твардовский А.Т. Поэма «За далью - даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав
1
Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов поэмы. Особенность поэтического языка поэмы, роль лирических отступлений.
Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.
Стр. 248, вопросы 3 устно, 4 письменно.
55.
Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.
1
Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений.
Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему.
Прочитать рассказ «Фотография, на которой нет»
56.
Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.
1
Художественный пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о человеческих характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя.
Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.
Стр. 270, вопросы 6-11
57
Вн.чт. «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)
1
Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии. Как при помощи силы слова и музыки поэты воздействовали на души людей, изнуренных войной.
Выразительное чтение стихотворений.
Ознакомитель- ное чтение рассказа «Уроки французского»
58.
Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина
1
Биографические сведения. Основные мотивы творчества.
Знать творческую историю рассказа.
Стр. 303, вопросы 1,2 устно
59.
Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».
1
Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа.
Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа
Стр. 303, вопрос 3 устно.
60.
Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.
1
Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования.
Уметь описывать литературного героя.
Стр.303, вопрос 4 письменно.
61-62.
Внеклассное чтение по литературе 20 века
2
Познакомить учащихся с литературным творчеством писателей конца 20 века. Основные темы творчества.
Уметь анализировать литературную ситуацию конца 20 века.
Подготовиться к к\р
63.
Годовая контрольная работа.
1
Контроль знаний учащихся.
64.
Из зарубежной литературы
Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.
1
Биографические сведения.
Искусство и литература эпохи Возрождения.
Словарная работа: сонет, трагедия,
фабула.
Знать жанры драматургии.
Срт.340-344, изучить.
65.
Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».
Основной конфликт пьесы.
1
Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии.
Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.
Стр. 345, вопросы 1,3,6 устно.
66.
Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.
1
Биографические сведения о писателе.
Образ Дон Кихота. Черты рыцарского романа.
Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа.
Стр.359, вопросы 1,2 устно
67
Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
1
Донкихотство.
Понимать термин «донкихотство».
Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни.
Стр. 360, вопросы 4,6 устно.
68.
Что читать летом.
1
69-70
Резервный урок.
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси - основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое
многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г. Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная
проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-
правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование - дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С.ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа - основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри - любимый идеал
Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов - художник»
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации
комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера - основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)
Н.А.НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность - основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:
Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола - рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план
сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода - по Руси»
В.В..МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский - художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном - с улыбкой (сатира начала XX века)
Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота - к фельетону, от фельетона - к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» - по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50-60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;
М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью - даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной - один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России - с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В.Исаковский. «Катюша»;
М. Л. Светлов. «Веселая песня»;
Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;
Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля»
В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.
В .Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку - диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У.ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М.СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.