Рабочая программа по русскому языку 10-11 классы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по русскому языку, авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык».

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся средней школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Уровень рабочей программы по предмету: базовый

Изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык»:

10 класс - 34 часа (1 учебный час в неделю)

11 класс - 34 часа (1 учебный час в неделю)

Тематический план

10 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Формы контроля

1.

Общие сведения о языке

2


2.

Культура речи. Понятие о системе языка

17

Контрольная работа - 1

3.

Культура речи. Речевое общение

8


4.

Функциональные разновидности языка

7

Контрольная работа - 1


Итого:

34

Контрольная работа - 2

11 класс

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Формы контроля

1.

Общие сведения о языке

1


2.

Функциональные стили речи

5


3.

Официально-деловой стиль, публицистический и художественный стили речи

14

Контрольная работа - 1

4.

Повторение изученного

2


5.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания

12

Контрольная работа - 1


Итого:

34

Контрольная работа - 2



Содержание тем с распределением учебных часов по основным разделам

10 класс

Общие сведения о языке (2 ч.)

Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка.

Культура речи. Понятие о системе языка (17 ч.)

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст и его место в системе языка и речи. Культура речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи. Языковая норма и ее основные особенности. Орфоэпические и акцентологические нормы. Лексические нормы. Орфографические нормы. Грамматические нормы. Пунктуационные нормы. Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Культура речи. Речевое общение (8 ч.)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды и формы общения. Речевая ситуация и ее компоненты. Текст как единица общения. Структурные элементы текста. Языковые способы и средства организации текста.

Функциональные разновидности языка (7 ч.)

Разговорная речь, сфера ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Овладение речевой культурой и использование технических средств коммуникации. Речевая деятельность героев литературных произведений. Культура письменной и устной речи.

11 класс

Общие сведения о языке (1 ч.)

Литературный язык и язык художественной литературы.

Функциональные стили речи (5 ч.)

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Особенности научно-популярного подстиля речи. Основные жанры научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, публицистический и художественный стили речи (14 ч.)

Особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Особенности речевого этикета.

Публицистический стиль, сфера его использования, назначения. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Публичное выступление. Овладение культурой публичной речи.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Использование изобразительно-выразительных средств в художественной речи. Использование разных стилей речи в художественных произведениях.

Повторение изученного (2 ч.)

Культура письменного общения.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (12 ч.)

Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний различных частей речи.

Слитные, дефисные и раздельные написания слов и их частей. Пунктуация как система правил правописания. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова. Лексическое значение слова. Лексическая норма. Морфологический анализ слов. Морфологические нормы. Синтаксические нормы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Драбкина С.В. ЕГЭ 2014. Русский язык. Учебное пособие. - М.: Интеллект-Центр,2014.

  4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. - М.: ВАКО, 2010.

  5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

  6. Михайлов Е.В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 класс - М.: ВАКО, 2007.

  7. Интернет-ресурсы: edu.ru/

fipi.ru/



© 2010-2022