Общее понятие о сложном предложении

Структура данного урока направлена на развитие самостоятельности учащихся с дифференцированным подходом и постепенным усложнением практических заданий. Первый этап урока  - изучение нового материала. Учащиеся работают с новой информацией, трансформируя её из количественной в качественную, т.е. объективную. Второй этап - практическая часть с разноуровневыми заданиями. Оценивание деятельности проводится по дескрипторам, т.е. критериально. Баллы по каждому критерию учащиеся  получают по итогам выпо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык, 9 класс

Урок 1

Тема: Общее понятие о сложном предложении.

Цель: систематизация знаний, умений и навыков учащихся о простом предложении и формирование понятия о сложном предложении.

Ход урока

1.Актуализация знаний.

Цель: выявление существующих связей и закономерностей

Данный приём на этапе актуализации позволяет связать информацию, полученную на предыдущих уроках с темой данного урока. Стратегия «Снежный ком».

Синтаксис - это ………

Предложение - это ……

Простое предложение - это ….

Сложное - это ….

Выход на тему и цель урока.

2.Основная часть урока. Следующие этапы урока организованы посредством применения разноуровневых заданий.

Цель: выявление объективной информации, раскрывающей сущность объекта изучения.

2.1.Первичная обработка информации.

Учащиеся работают в группах разноуровневого состава.

На основе текста учебника ( «Русский язык», 9 класс) на стр 35-38 (параграфы 8,9) составить схему «Виды сложных предложений». (Одна группа презентует свою работу, другие группы дополняют или корректируют).

2.2. Практическая часть (применение полученной информации)

Учащиеся работают индивидуально. Все задания выполняются учащимися последовательно.

Роль учителя - наблюдать и корректировать. В качестве консультантов можно привлечь учащихся, справившихся с заданиями раньше остальных.

Задание 1

Упражнение 59. Запишите данные предложения в такой последовательности: сначала простые, затем - сложные. Объясните свой выбор графически.

1.Белое облако медленно плывёт на север, задевая за островерхие крыши Кунерсдорфа. 2.Внезапно туча закрыла солнце, и длинная ветвистая молния расколола небо. 3. В тот день они были в степи - сено сгребали. 4. Все побежали к шалашу, устроенному под одиноким деревом, и сразу все заметили, что Кузьма остался посреди луга. 5. Илья побежал к дяде, чтоб быть с ним рядом. 6. Ему бы улыбнуться девушке, а он хмурит брови.

Задание 2

Упражнение 62. Выпишите из текста сложные предложения и определите в них средства связи. Объясните свой выбор графически.

Стремление человека проводить свою хозяйственную деятельность с учётом законов природы привело к возникновению науки экологии. В переводе с греческого экология - это наука о доме, о непосредственном окружении человека, которое представляет живая и неживая природа. Экология изучает природу как взаимодействие всего живого с неживым, она исследует отношения растений и животных, их видов между собой и с окружающей средой. Задача экологии - помочь человеку сохранить биологическое равновесие а природе, создаваемое связями живой и неживой природы.

Задание 3

Выпишите из текста сложные союзные предложения. Объясните свой выбор графически. Преобразуйте их в бессоюзные.

Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, а она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверхностью возле плотины вправо. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба. На ней висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание - так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)

Задание 4

Распределите данные предложения на категории по их видам и структуре, используя всю известную информацию о предложении. (Данное задание предусматривает знания учащихся о простых односоставных и двусоставных предложениях, простых осложнённых и сложных союзных и бессоюзных)

1.В маленькой мастерской позади заправочной станции стучали по жести. 2. Он шутил, а я злобствовал. 3. От холода ныло плечо, он не мог уснуть. 4. Сегодня с утра мы начали жать рожь. 5. Пахло старым пивом и долгой зимой. 6. Даша раздумывала, что бы ей ещё сказать Кате доброго. 7. Смех, говор и приплясывание. 8. Один из спящих стрелков проснулся, удивлённо посмотрел на нас обоих, пробормотал что-то про себя и заснул.

3. Рефлексия.

Оценка рациональности полученной информации в формировании научной картины мира (оценка достоверности на основе эмпирического восприятия).

Прочитайте и сравните 2 текста и сделайте вывод о значимости сложных предложений в нашей речи.

Учащиеся работают в группах с разноуровневым составом. Выводы представляет одна группа, другие - дополняют.

1. В наше время добрая половина людей живет в больших городах. Между тем тяга к природе у человека остается, потому что общение с ней необходимо. Человек старательно создает ниточки, которые связывали бы его с живой природой. Если выпадает свободный день, горожанин торопится уехать за город, чтобы подышать свежим воздухом, насмотреться на свежую зеленую траву, искупаться в речке.

2. В наше время добрая половина людей живет в больших городах. Между тем тяга к природе у человека остается. Общение с ней необходимо. Человек старательно создает ниточки. Они связывают его с живой природой. Выпадает свободный день. Горожанин торопится уехать за город. Дышит свежим воздухом, смотрит на свежую зеленую траву, купается в речке.

4. Самопроверка по листу успешности или самооценки (критерии и дескрипторы). Ключ.

Уровни по баллам

Уровень достижений

Описания - дескрипторы

А


1

Даёт определение понятию «СП»

1

Знает виды СП и средства связи в них.

В


1

Различает простые и сложные предложения, объясняя свой выбор.

1

Определяет виды СП и средства связи в них.

С


1

Сравнивает предложения на основе их структуры и связи частей предложения, делает выводы

1

Анализирует и интерпретирует полученную информацию



© 2010-2022