- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Одинок я, нет отрады. .. (Музыкально-поэтическая гостиная по лирике М. Ю. Лермонтова)
Одинок я, нет отрады. .. (Музыкально-поэтическая гостиная по лирике М. Ю. Лермонтова)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мухлади Н.Н. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Одинок я, нет отрады…»
литературно-поэтическая гостиная
по лирике М. Ю. Лермонтова
Авторская разработка учителя литературы Мухлади Н. Н.
Цель мероприятия:
Обобщить изученный материал по лирике М. Ю. Лермонтова; расширить представления учеников о мотивах лирики поэта
Задачи:
1.Углубление знаний учащихся о личности поэта
2. Совершенствование навыков выразительного чтения;
3. Воспитание интереса к творчеству и личности М. Ю. Лермонтова.
Наглядность, дидактическое оснащение:
1. Иллюстративные материалы из Альбома «М. Ю. Лермонтов»: репродукции картин
В. Серов «Сосна», М. Лермонтов «Парус», М. Лермонтов «Портрет монахини», иллюстрация к стихотворению «Выхожу один я на дорогу», потрет М. Ю. Лермонтова работы Константинова и др.
2. Аудиозаписи «Вальса» из драмы «Маскарад» Э. Хачатуряна, «Вальс № 2 до диез минор», «Вальс № 6», «Большой вальс № 3» Ф. Шопена, песни «Выхожу один я на дорогу».
3. Сборники стихов М. Ю. Лермонтова.
4. Презентация к мероприятию.
Ход мероприятия и его содержание.
-
Фонограмма: Ф. Шопен, Вальс № 2 до диез минор.
Ученик-чтец:
Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворен;
И для чего живу, страдая,
Про это знает только он.
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и людей чужой;
Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни.
(1831)
-
1-ый ведущий (ученица):
Первой моей сознательной любовью в поэзии стал Лермонтов.
Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного большеглазого гусара… лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук днем.
-
2-ой чтец:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой. Она.
И снится все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
-
1-ый ведущий:
Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утесе и золотой тучке. Как жалко было сосну, утес, дубовый листок!.. Почему же все это было и про меня?! Почему - вместе с сосной и утесом - так мучительно жалко себя, почему я одна, совсем одна на свете и так одиноко, так плакать хочется, почему меня никто не любит? Нет, я не вынесу этого…
Я не могу больше!
-
3-ий чтец:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
-
1-ый ведущий:
Если б умчаться в море, парус одинокий! В огромное море - одной…ведь в море одной не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже! О, как сладостно было это мучение, эта тоска о невиданном, желанном друге… мечта о бесстрашии перед бурей - перед гибелью, как я счастлива, что еще на рассвете сознания мне дано было изведать это упоение…эту власть поэзии, это приобщение ко всему миру через власть поэзии…
(Ольга Берггольц)
-
2-ой ведущий (ученик)
Какое дарование!.. Двадцати пяти лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи - словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей!..
(Ф. М. Достоевский)
-
4-ый чтец:
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых ручей твоих струя,
За то, в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж приникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
(«Молитва», 1829)
-
2-ой ведущий:
Отважный ум, страстность и нежность, глубокая грусть, трагическое чувство одиночества, порывы благородной души - как все это сплавлено в «музыку сердца» поэта, музыку, покоряющую поколение за поколением!
-
5 чтец:
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится к часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
(«Молитва», 1837)
-
1-ый ведущий:
Стихи Лермонтова содержат самый достоверный лермонтовкий портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. В своих сочинениях он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть!
Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем понять историю его души и понять его как поэта и как человека.
-
6 чтец:
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщения света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил.
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями…
-
7-ой чтец:
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим,
Тоска блуждает на моем челе,
Я холоден и горд, и даже злым
Толпе кажуся…
-
6-ой чтец:
Грядущее тревожит жизнь мою…
Как жизнь я кончу, где душа моя
Блуждать осуждена, в каком краю
Любезные предметы встречу я?
Но кто меня любил, кто голос мой
Услышит и узнает?
-
7-ой чтец:
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее приникнув, различить
В ней мало дел мы можем. В цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
-
6-ой чтец:
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме, желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж?
Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!
(«1831-го июня 11дня»,1831)
-
1-ый ведущий:
«Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче», - вписал шестнадцатилетний Лермонтов в одну из своих тетрадок. Суровая жизнь с малых лет и до конца жизни расстраивала эту «музыку сердца».
Это было и после того, как из университетских аудиторий он вынужден был перейти в Петербург, в кавалерийскую школу гвардейских подпрапорщиков. Это и ссылки на Кавказ, под пули горцев, это и непонимание пустой и холодной светской толпы, и горечь страдания от разлуки с любимой женщиной, которая принадлежит другому…
-
8-ой чтец:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы
Напрасно и вечно желать?...
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить…но кого же?...
На время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? -
Там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Что страсти? - ведь рано иль поздно
Их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь
с холодным вниманием вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка…
( «И скучно, и грустно», 1840)
-
2-ой ведущий:
Страшен этот глухой могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни!
От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах… это похоронная песня всей жизни! (В. Г. Белинский)
-
9 чтец:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую, на коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком,
Черноокая далеко
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Одинок я - нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучномерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой. (Узник, 1837)
-
Фонограмма: Ф. Шопен, вальс № 6.
1-ый ведущий:
И при всем при этом он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию.
Незадолго до смерти он создает свою лебединую песню, стихотворение, принадлежащее к его «лучшим созданиям»
(В. Г. Белинский)
-
2-ой ведущий:
Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»
Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Его поражает «кремнистый путь», «сияние голубое», и яркие звезды, и торжественная тишина ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы…
-
1-ый ведущий:
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянии, мысль поэта обращается к собственному сердцу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, навевающие грустные мысли.
-
Э. Хачатурян, «Вальс» к драме Лермонтова «Маскарад».
10-ый чтец:
Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать,
И как я мучусь, знает лишь творец,
Но равнодушный мир не должен знать.
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне…
Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом…
-
Фонограмма: Ф. Шопен, Вальс № 6.
1-ый ведущий:
Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь мысли о «холодном сне могилы».
Сквозь тишину ночи раздается голос поэта, протестующего против вечного сна - смерти, - который ему словно предложен засыпающей природой.
-
Прослушивание аудиозаписи песни «Выхожу один я на дорогу» на муз. Шашиной.
-
Фонограмма: Ф. Шопен, Большой вальс № 3.
11-ый чтец:
На склоне горы, у овражка,
На желтых колючках травы
Он мертвый лежит. И фуражка
Скатилась с его головы.
Не ждал, да и ждать он мог ли,
Так скоро конца своего,
Сухие травинки намокли
Горячей кровью его.
Легко ли из века другого
Кричать мне и кинуться вслед,
И как же от сердца такого
Никто не отвел пистолет!
Пустынное место дуэли.
Одни секунданты. И те
Друг другу в глаза не глядели
В бездушной своей суете.
Лишь громом катясь к перевалам
И падая с неба, гроза
До ночи его целовала,
Вся в ярости, в светлых слезах.
Есть низенький домик. Он крышей
Касался не раз облаков.
Давно этот домик не слышал
Когда-то знакомых шагов.
В том городе людно стало,
Но улицы ночью тихи,
И Лермонтов с пьедестала
Читает свои стихи.
(С. Щипачев, «Лермонтов»)
-
2-ой ведущий:
Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.
Подведение итогов мероприятия. Этап рефлексии, на котором ученики могут поделиться своими впечатлениями.