Одинок я, нет отрады. .. (Музыкально-поэтическая гостиная по лирике М. Ю. Лермонтова)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Одинок я, нет отрады…»

литературно-поэтическая гостиная

по лирике М. Ю. Лермонтова

Авторская разработка учителя литературы Мухлади Н. Н.

Цель мероприятия:

Обобщить изученный материал по лирике М. Ю. Лермонтова; расширить представления учеников о мотивах лирики поэта

Задачи:

1.Углубление знаний учащихся о личности поэта

2. Совершенствование навыков выразительного чтения;

3. Воспитание интереса к творчеству и личности М. Ю. Лермонтова.

Наглядность, дидактическое оснащение:

1. Иллюстративные материалы из Альбома «М. Ю. Лермонтов»: репродукции картин

В. Серов «Сосна», М. Лермонтов «Парус», М. Лермонтов «Портрет монахини», иллюстрация к стихотворению «Выхожу один я на дорогу», потрет М. Ю. Лермонтова работы Константинова и др.

2. Аудиозаписи «Вальса» из драмы «Маскарад» Э. Хачатуряна, «Вальс № 2 до диез минор», «Вальс № 6», «Большой вальс № 3» Ф. Шопена, песни «Выхожу один я на дорогу».

3. Сборники стихов М. Ю. Лермонтова.

4. Презентация к мероприятию.


Ход мероприятия и его содержание.

  1. Фонограмма: Ф. Шопен, Вальс № 2 до диез минор.

Ученик-чтец:

Я не для ангелов и рая

Всесильным богом сотворен;

И для чего живу, страдая,

Про это знает только он.

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и людей чужой;

Прочти, мою с его судьбою

Воспоминанием сравни

И верь безжалостной душою,

Что мы на свете с ним одни.

(1831)

  1. 1-ый ведущий (ученица):

Первой моей сознательной любовью в поэзии стал Лермонтов.

Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного большеглазого гусара… лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук днем.


  1. 2-ой чтец:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой. Она.

И снится все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.


  1. 1-ый ведущий:

Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утесе и золотой тучке. Как жалко было сосну, утес, дубовый листок!.. Почему же все это было и про меня?! Почему - вместе с сосной и утесом - так мучительно жалко себя, почему я одна, совсем одна на свете и так одиноко, так плакать хочется, почему меня никто не любит? Нет, я не вынесу этого…

Я не могу больше!

  1. 3-ий чтец:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.


  1. 1-ый ведущий:

Если б умчаться в море, парус одинокий! В огромное море - одной…ведь в море одной не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже! О, как сладостно было это мучение, эта тоска о невиданном, желанном друге… мечта о бесстрашии перед бурей - перед гибелью, как я счастлива, что еще на рассвете сознания мне дано было изведать это упоение…эту власть поэзии, это приобщение ко всему миру через власть поэзии…

(Ольга Берггольц)

  1. 2-ой ведущий (ученик)

Какое дарование!.. Двадцати пяти лет не было, он уже пишет «Демона». Да и все его стихи - словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей!..

(Ф. М. Достоевский)

  1. 4-ый чтец:

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильной

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых ручей твоих струя,

За то, в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж приникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костер,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

(«Молитва», 1829)

  1. 2-ой ведущий:

Отважный ум, страстность и нежность, глубокая грусть, трагическое чувство одиночества, порывы благородной души - как все это сплавлено в «музыку сердца» поэта, музыку, покоряющую поколение за поколением!


  1. 5 чтец:

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного,

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится к часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

(«Молитва», 1837)


  1. 1-ый ведущий:

Стихи Лермонтова содержат самый достоверный лермонтовкий портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. В своих сочинениях он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть!

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем понять историю его души и понять его как поэта и как человека.

  1. 6 чтец:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала. Я любил

Все обольщения света, но не свет,

В котором я минутами лишь жил.

И те мгновенья были мук полны,

И населял таинственные сны

Я этими мгновеньями…


  1. 7-ой чтец:

Никто не дорожит мной на земле,

И сам себе я в тягость, как другим,

Тоска блуждает на моем челе,

Я холоден и горд, и даже злым

Толпе кажуся…

  1. 6-ой чтец:

Грядущее тревожит жизнь мою…

Как жизнь я кончу, где душа моя

Блуждать осуждена, в каком краю

Любезные предметы встречу я?

Но кто меня любил, кто голос мой

Услышит и узнает?


  1. 7-ой чтец:

Так жизнь скучна, когда боренья нет,

В минувшее приникнув, различить

В ней мало дел мы можем. В цвете лет

Она души не будет веселить.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.


  1. 6-ой чтец:

Всегда кипит и зреет что-нибудь

В моем уме, желанье и тоска

Тревожат беспрестанно эту грудь.

Но что ж?

Мне жизнь все как-то коротка

И все боюсь, что не успею я

Свершить чего-то!

(«1831-го июня 11дня»,1831)

  1. 1-ый ведущий:

«Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче», - вписал шестнадцатилетний Лермонтов в одну из своих тетрадок. Суровая жизнь с малых лет и до конца жизни расстраивала эту «музыку сердца».

Это было и после того, как из университетских аудиторий он вынужден был перейти в Петербург, в кавалерийскую школу гвардейских подпрапорщиков. Это и ссылки на Кавказ, под пули горцев, это и непонимание пустой и холодной светской толпы, и горечь страдания от разлуки с любимой женщиной, которая принадлежит другому…


  1. 8-ой чтец:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы

Напрасно и вечно желать?...

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить…но кого же?...

На время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? -

Там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? - ведь рано иль поздно

Их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь

с холодным вниманием вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка…

( «И скучно, и грустно», 1840)

  1. 2-ой ведущий:

Страшен этот глухой могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни!

От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах… это похоронная песня всей жизни! (В. Г. Белинский)

  1. 9 чтец:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую, на коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком,

Черноокая далеко

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет, весел и игрив,

Хвост по ветру распустив.

Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем;

Только слышно: за дверями

Звучномерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой. (Узник, 1837)

  1. Фонограмма: Ф. Шопен, вальс № 6.

1-ый ведущий:

И при всем при этом он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию.

Незадолго до смерти он создает свою лебединую песню, стихотворение, принадлежащее к его «лучшим созданиям»

(В. Г. Белинский)

  1. 2-ой ведущий:

Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»

Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Его поражает «кремнистый путь», «сияние голубое», и яркие звезды, и торжественная тишина ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы…

  1. 1-ый ведущий:

От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянии, мысль поэта обращается к собственному сердцу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, навевающие грустные мысли.


  1. Э. Хачатурян, «Вальс» к драме Лермонтова «Маскарад».

10-ый чтец:

Я предузнал мой жребий, мой конец,

И грусти ранняя на мне печать,

И как я мучусь, знает лишь творец,

Но равнодушный мир не должен знать.

И не забыт умру я. Смерть моя

Ужасна будет; чуждые края

Ей удивятся, а в родной стране

Все проклянут и память обо мне…

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста,

На диком берегу ревущих вод

И под туманным небом…


  1. Фонограмма: Ф. Шопен, Вальс № 6.

1-ый ведущий:

Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь мысли о «холодном сне могилы».

Сквозь тишину ночи раздается голос поэта, протестующего против вечного сна - смерти, - который ему словно предложен засыпающей природой.


  1. Прослушивание аудиозаписи песни «Выхожу один я на дорогу» на муз. Шашиной.


  1. Фонограмма: Ф. Шопен, Большой вальс № 3.

11-ый чтец:

На склоне горы, у овражка,

На желтых колючках травы

Он мертвый лежит. И фуражка

Скатилась с его головы.

Не ждал, да и ждать он мог ли,

Так скоро конца своего,

Сухие травинки намокли

Горячей кровью его.

Легко ли из века другого

Кричать мне и кинуться вслед,

И как же от сердца такого

Никто не отвел пистолет!

Пустынное место дуэли.

Одни секунданты. И те

Друг другу в глаза не глядели

В бездушной своей суете.

Лишь громом катясь к перевалам

И падая с неба, гроза

До ночи его целовала,

Вся в ярости, в светлых слезах.

Есть низенький домик. Он крышей

Касался не раз облаков.

Давно этот домик не слышал

Когда-то знакомых шагов.

В том городе людно стало,

Но улицы ночью тихи,

И Лермонтов с пьедестала

Читает свои стихи.

(С. Щипачев, «Лермонтов»)

  1. 2-ой ведущий:

Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Подведение итогов мероприятия. Этап рефлексии, на котором ученики могут поделиться своими впечатлениями.


© 2010-2022