Урок по русскому языку для учащихся коррекционных школ для 9 класса

Это второй урок в разделе «Имя прилагательное». Урок разработан по новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, состоит из 5 обязательных этапов урока. На каждом этапе определены Универсальные Учебные Действия, обозначены планируемые результаты, уровень достижения планируемых результатов, формы и методы работы на уроке. Предоставлен рабочий иллюстрационный материал к уроку, который помогает лучшему усвоению учебного материала. На этапе закрепления ребятам дается ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Ф.И.О педагога: Мясникова Галина Николаевна Должность учитель

Полное название ОУ: Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Старозятцинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида»

Якшур-Бодьинского района

Предмет Русский язык Класс 9 Учебник Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. (УМК для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида)

Тема урока: Согласование имени прилагательного с именем существительным. Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Компьютер (3 шт.), мультимедийный проектор, инд. карточки с отрывками из текста «Барышня-крестьянка» (произведение, изучающее в настоящее время по чтению), памятка «Родовые окончания имен прилагательных в ед.ч. и мн.ч.), геометрические фигуры для физкультминутки, учебник, рабочая тетрадь, доска, мел.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся:

Учащиеся владеют

предметными УУД:

- распознавать имена прилагательные (2 уч.-2 уровень, 1 уч.-1 уровень)

- определять род, число, падеж (2 уч. -2 уровень, 1 уч. род, число -2 уровень, падеж -1 уровень)

регулятивными УУД:

  • преобразовывать учебную задачу в познавательную совместно с учителем (1 уровень);

  • планировать свои действия (2уч.-1 уровень, 1уч.-не сформировано)

познавательными УУД:

  • строить устное и письменное высказывание (1 уч.-2 уровень, 1уч.-1 уровень, 1уч.-не сформировано);

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (2уч.-2уровень, 1уч. -1 уровень);

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (1 уровень)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения


Предметные

- согласовывать имена прилагательные с именами существительными по роду, числу, падежу.


2 уровень (2уч), 1 уровень (1уч.) - правильно произносить и писать окончания имен прилагательных в соответствии с именем существительным.

Метапредметные

Познавательные УУД

- устанавливать причинно-следственную связь имен прилагательных с именами существительными;

- строить устное и письменное речевое высказывание;

- работать с текстом, словосочетанием;

2 уровень (2уч), 1 уровень (1уч.) - правильно ставить вопрос от существительных к прилагательным;

2уровень (2уч),1 уровень (1уч.) -подбирать имена прилагательные по смыслу к именам существительным (синонимы, антонимы, образные выражения);

2 уровень (2уч), 1 уровень (1уч.)-правильно понимать задание, осуществлять выборочную информацию.

Регулятивные УУД

-с помощью учителя ставить учебную задачу урока;

-осуществлять контроль, коррекцию знаний.

2 уровень (2уч), 1 уровень (1уч.)-самостоятельное выполнение заданий, проверка и исправление ошибок при фронтальном опросе.

Коммуникативные УУД

-сотрудничать с одноклассниками и учителем.

2 уровень (2уч), 1 уровень (1уч.)- осуществлять взаимопомощь, высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.

Личностные

-проявлять учебную и коммуникативную активность.

2 уровень - быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, вежливое общение.


Этап урока

Задачи этапа

Методы и приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг.

момент

2 мин.

Создание положительного настроя на урок, введение в тему урока, расширение словарного запаса учащихся.

ИКТ

Беседа. Индиви-дуальный подход

(Ксения-зрение)

Фронталь-ная

Вводная беседа. (СЛАЙД 2, 3, 4)

Подбор имен прилагательных, противоположных по смыслу.

За окном пасмурная погода. В классе начался урок русского языка. Ребята сидят напуганные, гости мрачные, учительница растерянная.

Читают предложения и подбирают антонимы: (солнечная, спокойные, радостные, уверенная)

Выполнение основных правил готовности к уроку.

Предметные: подбор имен прилагательных, противоположных по смыслу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

Актуализация знаний

(Опрос учащих-ся по заданно-му на дом материа-лу, повторе-ние основ-ных момен-тов изучае-мой темы

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Проверить правильность выполнения домашнего задания, самостоятельность выполнения.

Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Межпредмет-

ная связь


Комменти-рование и самопровер

ка.

Межпред-метная связь

Дифферен

цированная работа по карточкам.

(Сергей-объем задания меньше)

Общеклас-сное обсужде-ние.


Опрос по «цепочке»


Фронталь-ная


Самостоя-тельное выполне-ние

Задает вопросы.

- Какая часть речи помогла нам изменить смысл текста?

Отрывок из комедии Д.Фонфизина «Недоросль».

- Что такое имя прилагательное?

- Какова роль имени прилагательного в речи?

Приведите примеры некоторых признаков, свойств, качеств предмета:

-цвет, вкус, материал, настроение.

Проверка правильности выполнения домашнего задания

Упр.97, стр.75.

- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор?

Упражнение в нахождении имен прилагательных в отрывке из художественного текста «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкин.

Отвечают на вопросы учителя.


Подбирают и произносят имена прилагательные.


Комментируют выполнение задания (найти сущ+прил).

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М.Ю.Лермонтов.

Выделяют имена прилагательные на карточках самостоятельно.

(Работы сдать для проверки учителем)

Предметные: рассказывать об имени прилагательном как о самостоятельной части речи, его роли в речи; находить в художественном тексте имена прилагательные.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осознавать взаимосвязь имени прилагательного с именем существительным.

Коммуникативные: строить монологическую речь, уметь слушать друг друга.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей..

Личностные: проявлять учебную и коммуникативную активность

Поисково-исследовательский

Работа над новым материа-

лом урока и форми-рование умений и навыков


20 мин

Уметь согласовы-вать имена прилагатель-ные с именами существительными по роду, числу и падежу.

Знать способы определения рода, числа и падежа имени прилагатель-ного.

Постановка проблемы

Словарная работа, работа по развитию речи.

Работа по учебнику

Работа в тетради

Воспит.

момент (Установка на речевую культуру человека)



Работа по учебнику

Фронталь-ная




Фронталь-

ная



Самостоят.работа





Самостоя-тельная работа

Постановка учебной задачи урока.

На доске:

Лёгк.. сумка

лёгк.. задание

лёгк..ветерок

- Попробуйте сформулировать учебную задачу урока. Чему будем учиться сегодня?

Чтение сведений по учебнику стр.74

Формулировка темы урока.

Выполнение задания с доски:

-Согласовать имена прилагательные с именами существительными.

-Подобрать словосочетание с противоположным значением.

-Найти прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

Работа по учебнику

Упр. 100, стр.77 (по выбору 1 стр.)

(Согласовать имена прилагательные с именами существительными по роду, числу, падежу)

Ребята пробуют сформулировать задание



Запись темы урока

Выполняют задание в тетради с комментированием

(сумка какая? лёгкая, тяжёлая сумка)



Выполняют задание с последующей проверкой.

Предметные: Определять род, число и падеж по имени существительному, с которым оно связано, по вопросу (в И.п.)

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в письменной форме; осуществлять выборочную информацию, устанавливать причинно-следственную связь между существительным и прилагательным, строить рассуждения; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные: строить монологическую речь, сотрудничать с одноклассниками и учителем

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя, работать по алгоритму.

Личностные: учебно-познавательный интерес к предмету в целом.


Физкультминутка

(для глаз)

Работа по алгоритму

ИКТ

Здоровье-сберег. технол.

Беседа

Дополни-тельная информа-

ция.

Демонстрация

дополнительных источни- ков получения знаний.



Коллективная

Определение рода, числа, падежа имен прилагательных.

Упр.101, стр.78

(СЛАЙД 5)

Медленное прочтение текста (установка на нахождение признаков предметов): Глазами найдем правый угол доски

Пересчитаем большие круги.

Взгляд в нижний левый сейчас отведем,

Сколько квадратов зеле ных найдем?

Глазами периметр доски обведем,

Треугольные фигуры все соберем.

Ну, а теперь в правый нижний смотри,

Черные точки за кругом нашли.

-Какие качества предмета прозвучали?

-Сколько фигур насчитали?

-Как это число связано с сегодняшним днем?

(Международный день школьных библиотек. Это источник знаний для учеников.) Показ словаря

образных выражений

Выполняют задание у доски и в тетради по алгоритму.


Выполнение двигательных упражнений глазами.




(цвет ,форма, величина)

(28)

(28 октября)




Предметные: распознавать имена прилагательные, определять признак предмета.

Познавательные: расширить знания об окружающем мире.

Личностные: установка на здоровый образ жизни

Закреп

ление уч. материала

13-15 мин

Уметь работать с тестом; определять грамматические признаки имен прилагатель

ных; употреблять в письменной речи имена прилагатель

ные.

ИКТ

Дифференцированная работа

(Вадим, Ксения-доп.задания олимпиадного характера)

Оценка выполнения

Творч.раб.

Карточка-помощница


ИКТ

Патриот.

воспит.

(Дополни-тельная информа-

ция. )

Инд.

помощь

(Сергей)


Самост.

работа

Работа с обучающим тестом (СЛАЙД 6-9)



Упражнение на развитие речи.

Упр.99, стр.77.

- В каком предложении заключена основная мысль?

Проверка.

*Знакомство с народными промыслами (СЛАЙДЫ 10-18)




Самостоятельно работают за компьютерами по заданиям теста.


Самостоятельный подбор и запись прилагательных, согласование их с существительными.

Читают свой текст.

*Знакомятся с народными промыслами по рисункам, их названиями.

Предметные: осознавать связь имени прилагательного с именем существительным; определять род, число, падеж по вопросу и имени существительному, с которым оно связано; согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

Познавательные: осуществлять выбор нужной информации, строить рассуждения. Коммуникативные: развитие речи на основе точного употребления прилагательных в письменной речи. Регулятивные: планировать самостоятельно свои действия,

осуществлять пошаговый контроль.

Личностные: учебно-познавательный интерес к предмету в целом; эмоционально-чувственное отношение к действительности.

Практический

Задание на дом

1 мин.

Составление плана и последователь-ности действий, самостоятельное выполнение задания дома.

Работа в тетради и по учебнику

Самостоят.работа

Работа по учебнику

Упр. 102, стр. 79.

Читают задание с последующим разбором 1 предложения.

Предметные: уметь подбирать имена прилагательные к именам существительным по смыслу, определять род ,число, падеж по имени существительному, с которым оно связано.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в письменной форме.

Регулятивные: планировать самостоятельно свои действия,

осуществлять пошаговый контроль.

Личностные: эмоционально-чувственное отношение к действительности.

Рефлексивно-оценочный

Итог урока.

1 мин.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Беседа

Фронтальная

Повторение об имени прилагательном.

-Чему учились на уроке?

-Для чего нужно уметь согласовывать имена прилагательные с именами существительными?

Задача дальнейших уроков - правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Оценка работы ребят на уроке.

-Оцените работу именем прилагательным?

Ответы детей на вопросы.


(Отличная, хорошая, удовлетворительная)

Познавательные: уметь обобщать.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч на самоанализ и самоконтроль результата, ориентация на понимание оценок учителя.

Дата: Подпись учителя


© 2010-2022