- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Принципы русской орфогафии русский язык 10 класс
Элективный курс Принципы русской орфогафии русский язык 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Куфина С.Е. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Элективный предмет
«Принципы русской орфографии и пунктуации»
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному предмету «Принципы русской орфографии и пунктуации» составлена на основе авторской программы Л.Д.Беднарской «Принципы русской орфографии и пунктуации» (Беднарская Л.Д. «Элективные курсы по русскому языку для 10-11-ых классов», Орел,: 2007), взятой на сайте pandia.ru/text/77/151/7253-5.php
Программа рассчитана на 34часа для 10 класса и 1 час в неделю.
Программой предусмотрено проведение контрольных, практических, лабораторных работ.
Программа имеет целью углубить и систематизировать знания о языке, развить коммуникативно-речевую культуру, расширить лингвистический запас учащихся и способствует решению следующих задач на III ступени образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.
Предлагаемый подготовительно- тренировочный курс обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащихся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка культуры устной и письменной речи.
Цель: систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации и совершенствование на этой основе орфографических и пунктуационных навыков, формирование орфографической и пунктуационной зоркости.
Задачи:
-
Овладение основными нормами русского литературного языка;
-
Создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
-
Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
-
Формирование языковой и лингвистической компетенций;
Базовым учебником для представленного элективного предмета является учебник В.В.Бабайцева, Русский язык. 10-11 классы для общеобразовательных учреждений филологического профиля.- М.: Дрофа,2011, Бабайцева В. В., Сальникова О. А. Русский язык: Тренинг по орфографии. М., 2004; Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: Тренинг по пунктуации. М., 2004.
Для решения поставленной задачи материал объединен в блоки и модули, усиливающие обучающее значение морфемного анализа слов. Поэтому правила даются блоком в зависимости от принципов их формулирования. Это является принципиально новым в школьной практике преподавания. В части повторения и обобщения пунктуации содержатся основные (базовые) правила, составляющие систему современной русской пунктуации. Традиционная система правил корректируется и дополняется пунктограммами, отражающими тенденции современной речи.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
-
Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания)
-
Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет-ресурсы и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время.
Элективный курс готовит старшеклассников, выбирающих негуманитарные специальности к оптимальному восприятию вузовского курса «Русский язык и культура речи», в рамках которого они продолжают знакомство с системой норм в современном русском языке.
В связи с тем, что учебный план предполагает в 10 классе 35 рабочих недели видится необходимым проведение итоговой зачетной работы, рабочая программа предполагает проведение зачета в формате ЕГЭ (на основе части А) КИМов по русскому языку, а такжесокращение до 2 часов темы «Морфемный принцип русской орфографии» и темы «Обособленные члены предложения».
Содержание курса
1.
Понятие о принципах написаний.
2.
Принципы русской орфографии. Систематизация орфографических правил.
3.
Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии. Систематизация орфографических правил.
4.
Правописание корней.
5.
Правописание приставок.
6.
Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
7.
Правописание суффиксов существительных и прилагательных
8.
Правописание суффиксов причастий и прилагательных.
9.
Правописание наречий.
10.
Слитные, раздельные, дефисные написания.
11.
Фонетический и традиционный принципы написаний.
12.
Принципы русской пунктуации. Отделительные знаки.
13.
Разделительные знаки в простом и сложном предложениях.
14.
Выделительные знаки. Обособленные члены предложения.
15.
Выделительные знаки. Вводные и вставные компоненты. Обращение.
16.
Авторские знаки как выразительное средство.
17.
Правописание омонимичных форм разных частей речи.
Учебно-тематический план
-
п\п
Тема
Общее кол-во часов
Кол-во лабораторных работ (в том числе)
Кол-во контрольных работ(в том числе)
1
Понятие о принципах написаний
2
1
2
Принципы русской орфографии. Систематизация орфографических правил.
2
3
Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии. Систематизация орфографических правил
2
4
Правописание корней
2
5
Правописание приставок
2
6
Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов
2
7
Правописание суффиксов существительных и прилагательных
2
8
Правописание суффиксов причастий и прилагательных
2
9
Правописание наречий
2
10
Слитные, раздельные, дефисные написания
2
11
Фонетический и традиционный принципы написаний
2
12
Принципы русской пунктуации. Отделительные знаки
2
13
Разделительные знаки в простом и сложном предложениях
2
14
Выделительные знаки. Обособленные члены предложения
2
15
Выделительные знаки. Вводные и вставные компоненты
2
16
Авторские знаки как выразительное средство
2
17
Правописание омонимичных форм разных частей речи
2
18
Зачет
1
1
Календарно-тематический план
№
п/п
Наименование изучаемой темы
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)
1
Тема 1: «Понятие о принципах написаний». Всего часов - 2
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока, тип урока
Кол-во часов
Основные понятия темы
Планируемые результаты*
(по итогам прохождения материала)
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**
Д.З. **
1.1
Тема урока 1.1.
Понятие о принципах написаний
Урок усвоения нового материала.
1
Орфограмма, орфография, принципы написания
Знать принципы русской орфографии,знать правила русского языка, уметь обобщать их по блокам
Учебник
Пар.4
1.2
Тема урока 1.2.
.Понятие о принципах написаний
Практикум.
1
Орфограмма, орфография, принципы написания
Умение рассуждатьзнать на лингвистические темы
Вводный тест по орфографии и пунктуации (часть А и В)
Упр.550
2
Тема 2: «Принципы русской орфографии. Систематизация орфографических правил» Всего часов - 2
2.1
Тема урока 2.1
Принципы русской орфографии
Урок обобщения и систематизация знаний
1
Морфемный принцип, фонетический принцип, исторический принцип
Знать принципы русской орфографии, определять морфемный состав слова
Словари
ЕГЭ, А1-А6
2.2
Тема урока 2.2.
Систематизация орфографических правил
Практикум
1
Правописание корней, правописание на стыке приставки и корня, правописание приставок, суффиксов, окончаний
Уметь определять основные правила
Упр.551,552, 553,567-576
ЕГЭ, А-13,14,15,16,17,18
3
Тема 3: «Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии». Всего часов - 2
3.1
Морфемный принцип русской орфографии
Урок обобщения и систематизации изученного материала
Морфемный принцип, фонетический принцип, исторический принцип
Знать принципы русской орфографии, определять морфемный состав слова
Интернет-ресурсы
ЕГЭ, А-13, 14,15,16,17,18
3.2
Систематизация орфографических правил
Правописание корней, правописание на стыке приставки и корня, правописание приставок, суффиксов, окончаний
Знать принципы русской орфографии, определять морфемный состав слова
Интернет-ресурсы
ЕГЭ, А-13, 14,15,16,17,18
4
Тема 4: «Правописание корней». Всего часов - 2
4.1
Тема урока 3.1
Правописание корней
Урок обобщения и систематизация материала.
1
Безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, правописание удвоенных согласных в корне, непроизносимых согласных в корне, парных согласных в корне, О-Е после шипящих в корне, Ы-И после Ц в корне
Умение работать с орфографическими словарями, знать условия орфограмм, правильно выбирать орфограммы, уметь производить морфемный разбор слов.
Словари, ЕГЭ А14 интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы,
4.2
.Правописание корней.
Практикум.
1
Безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, правописание удвоенных согласных в корне, непроизносимых согласных в корне, парных согласных в корне, О-Е после шипящих в корне, Ы-И после Ц в корне
Умение выбирать условия орфограмм и правильно писать данные орфограммы
ЕГЭ, интернет-ресурсы
А14
ЕГЭ, интернет -ресурсы
5
Тема 5: «Правописание приставок». Всего часов - 2
5.1
Правописание приставок
Урок систематизации и обобщения материала
1
Правописание неизменяемых приставок, приставок на -З и -С, приставок ПРЕ- и ПРИ-
Умение работать с орфографическими словарями,
ЕГЭ, интернет ресурсы,А-15
Упр.593-605 (по выбору)
5.2
Правописание приставок.
Практикум
1
Правописание неизменяемых приставок, приставок на -З и -С, приставок ПРЕ- и ПРИ-
Определять условия орфограммы и правильно выбирать орфограмму
Интернет-ресурсы
А-15
6
Тема 6: «Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов». Всего часов - 2
6.1
Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов
Урок повторения и систематизации материала
1
Морфологические признаки имен существительных, прилагательных, причастий и глаголов;
Знать правописание окончаний имен существительных, прилагательных, причастий и глаголов
ЕГЭ, интернет- ресурсы
Упр.294,311,317,318,319,320,282,287,624-627 (по выбору)
6.2
Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов
Практикум
1.
, Морфологические признаки имен существительных, прилагательных, причастий и глаголов;
Уметь определять условия изучаемых орфограмм и правильно выбирать орфограммы
ЕГЭ, интернет-ресурсы А-16
ЕГЭ А16,
7
Тема 7: «Правописание суффиксов существительных и прилагательных»Всего часов - 2
7.1
. Правописание суффиксов существительных и прилагательных
Урок повторения и обобщения изученного материала
1
Образование существительных и прилагательных
Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов
ЕГЭ, интернет-ресурсы, упр.607-609
279,284,307, 308, 313, 318, 611-614 (по выбору)
7.2
Правописание суффиксов существительных и прилагательных
Практикум
1
Образование существительных и прилагательных
Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов
ЕГЭ, интернет-ресурсы, А16, А17
ЕГЭ, А16, А 17
8
Тема 8: «Образование глагольных форм. Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных». Всего часов - 2
8.1
Образование глагольных форм. Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных
Урок повторения и обобщения изученного материала
1
Образование действительных и страдательных причастий, отглагольных прилагательных,привописание Н и НН в суффиковз прилагательных и причастий
Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов
Упр.615-617
ЕГЭ, А13
8.2
Образование глагольных форм. Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных
Практикум
1
Образование действительных и страдательных причастий, отглагольных прилагательных,привописание Н и НН в суффиксов прилагательных и причастий
Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов
ЕГЭ, А13
Интернет-ресурсы
ЕГЭ А13
9
Тема 9: «Правописание наречий». Всего часов - 2
9.1
Правописание наречий
Урок повторения и обобщения изученного материала
1
Образование наречий, правописание наречий, слитное, дефисное и раздельное написание наречий
Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов
Словари орфографические, интернет-ресурсы, упр.291,289,622,623,645-650
ЕГЭ А19
9.2
Правописание наречий
Практикум
1
Образование наречий, правописание наречий, слитное, дефисное и раздельное написание наречий
Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов
Словари, словарный диктант
ЕГЭ А19
10
Тема10: «Слитные, раздельные, дефисные написания». Всего часов - 2
10.1
Слитные, раздельные и дефисные написания
Урок повторения и обобщения
1
Омонимичные части речи, самостоятельные и служебные части речи
Уметь определять часть речи и выбирать орфограммы
Орфографический словарь, учебник: упр.651-657
Упр.641-644,650
10.2
Слитные, раздельные и дефисные написания
Практикум
1
Не с разными частями речи
Уметь определять часть речи, условия правописания Нес разными частями речи
Интернет-ресурсы, ЕГЭ А-19
ЕГЭ, А-19
11
Тема 11: «Фонетический и традиционный принципы написаний». Всего часов - 2
11.1
Фонетический и традиционный принципы написаний
Урок повторения и обобщения
1
Морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи
Уметь определять принадлежность слова к части речи и определять его правописание
Орфографический словарь, учебник упр.629-640,604-606
Упр.658-668
11.2
Фонетический и традиционный принципы написаний
Практикум
1
Морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи
Уметь определять принадлежность слова к части речи и определять его правописание
Грамматический словарь, интернет -ресурсы,А19
ЕГЭ, А19
1
Тема 12: «Принципы русской пунктуации. Отдельные знаки». Всего часов - 2
12.1
Принципы русской пунктуации
Урок усвоения нового материала
1
Принципы русской пунктуации, знаки препинания
Знать нормы употребления знаков препинаний конца предложения, уметь их употреблять в тексте
Учебник, упр.554,555,556,557,385,386,412,413,419,669
Учебник, упр.554,555,556,557,385,386,412,413,419,669
12.2
Принципы русской пунктуации
Практикум
1
Отдельные знаки , роль восклицательных и вопросительных знаков, точки, многоточия
Знать нормы употребления знаков препинаний конца предложения, уметь их употреблять в тексте
Тексты, анализ
Тексты, анализ
13
Тема 13: «Разделительные знаки в простом и сложном предложениях». Всего часов - 2
13.1
Разделительные знаки в простом и сложном предложениях
Урок повторения и обобщения
1
Знаки препинания при однородных членах предложения
Знать правила пунктуации при однородных членах предложения
Интернет-ресурсы, А-20,23
Упр.671,549
13.2
Разделительные знаки в простом и сложном предложениях
Практикум
1
Знаки препинания в БСП,СПП, ССП
Уметь выбирать знаки препинания в сложном предложении
Интернет - ресурсы, А20,23
Интернет-ресурсы, А20,23
14
Тема 14: «Выделительные знаки. Обособленные члены предложения». Всего часов - 2
14.1
Выделительные знаки. Обособленные члены предложения
Урок повторения и обобщения
1
Обособленные определения, обстоятельства, уточняющие члены предложения, приложения, дополнения
Знать понятие обособленные члены предложения, уметь определять обособленные члены
Пар. 54, упр.558-606
Упр.429,431,443,470, 672-677 (по выбору)
14.2
Обособленные члены предложения
Практикум
1
Обособленные определения, обстоятельства, уточняющие члены предложения, приложения, дополнения
Уметь определять условия выбора пунктограммы
Интернет-ресурсы, ЕГЭ А21
Интернет-ресурсы, ЕГЭ А21
15
Тема 15: «Выделительные знаки при вводных и вставных компонентах и обращении »Всего часов -2
15.1
Выделительные знаки при вводных и вставных компонентах и обращении
Урок систематизации и повторения изученного материала
1
Вводные слова и предложения, обращение
Уметь отличать вводные слова и обращения от членов предложений
Интернет-ресурсы, ЕГЭ А-22
ЕГЭ А-22
15.2
Выделительные знаки препинания при вводных словах и обращении
Практикум
1
Вводные слова и предложения, обращение
Производить синтаксический разбор словосочетаний ,рассуждать на лингвистические темы
Интернет-ресурсы, ЕГЭ А4, А5, А6
16
Тема 16: «Авторские знаки как выразительное средство». Всего часов - 2
16.1
Авторские знаки как выразительное средство Лабораторная работа.
1
Авторские знаки препинания
Уметь выделять авторские знаки как средство выразительности
Художественные тексты
Подбор лингвистического материала.
1.2
Изменение норм литературного языка.
Лабораторная работа.
1
Авторские знаки препинания
Уметь анализировать художественный текст
Художественные тексты
17
Тема 17: «Правописание омонимичных форм разных частей речи». Всего часов-2
17.1
Правописание омонимичных частей речи
1
Части речи: самостоятельные, служебные
Уметь определять принадлежность слова к части речи и выбирать условия правописания слов.
Интернет-ресурсы, словари
Подготовка к тесту (Часть А)
17.2
Зачетная работа
1
Орфографические и пунктуационные ормы литературного языка
Выполнять тестовые задания в формате ЕГЭ
Интернет-ресурсы
18
Правописание омонимичных частей речи
1
Части речи: самостоятельные, служебные
Уметь определять принадлежность слова к части речи и выбирать условия правописания слов
ЕГЭ А-19
ЕГЭ А-19
Литература для учителя
-
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. М., 2006.
-
Бабайцева В.В., Сальникова О.А. Русский язык: Тренинг по орфографии. М., 2004.
-
Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык: Тренинг по пунктуации. М., 2004.
-
Зайцева О.Н. Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М., 2005.
-
Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.
-
Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М., 2000.
-
Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации. М., 2004.
-
Львова С.И. Русская орфография. Самоучитель. М., 2005.
-
Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М., 2005.
-
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. М., 2011.
-
Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Сальникова О.А. Методические рекомендации к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Дрофа, 2007.
-
Баранов М.Т. Правописание и культура речи: Сб. программ русского языка. М., 1999.
-
Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11 классов). М., 1997.
-
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учителя. М., 1987.
-
Мучник Б.С. Культура письменной речи: формирование стилистического мышления. М., 1994.
Литература для учащихся
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005
2.Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).
3.Баранов М.Т., Кочтяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006
4.Кабанова Н.М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. М., 2005
5.Коновалова Л.Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.
6.Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998. Тесты ЕГЭ 2010-2013 гг.
7.ЕГЭ-2012.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред И.П.Цыбулько.- М.:Национальное образование, 2011.-272 с.- (ЕГЭ-2-12. ФИПИ-школе)