Элективный курс Принципы русской орфогафии русский язык 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный предмет


«Принципы русской орфографии и пунктуации»


Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному предмету «Принципы русской орфографии и пунктуации» составлена на основе авторской программы Л.Д.Беднарской «Принципы русской орфографии и пунктуации» (Беднарская Л.Д. «Элективные курсы по русскому языку для 10-11-ых классов», Орел,: 2007), взятой на сайте pandia.ru/text/77/151/7253-5.php

Программа рассчитана на 34часа для 10 класса и 1 час в неделю.

Программой предусмотрено проведение контрольных, практических, лабораторных работ.

Программа имеет целью углубить и систематизировать знания о языке, развить коммуникативно-речевую культуру, расширить лингвистический запас учащихся и способствует решению следующих задач на III ступени образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.

Предлагаемый подготовительно- тренировочный курс обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащихся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка культуры устной и письменной речи.

Цель: систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации и совершенствование на этой основе орфографических и пунктуационных навыков, формирование орфографической и пунктуационной зоркости.

Задачи:

  • Овладение основными нормами русского литературного языка;

  • Создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

  • Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • Формирование языковой и лингвистической компетенций;

Базовым учебником для представленного элективного предмета является учебник В.В.Бабайцева, Русский язык. 10-11 классы для общеобразовательных учреждений филологического профиля.- М.: Дрофа,2011, Бабайцева В. В., Сальникова О. А. Русский язык: Тренинг по орфографии. М., 2004; Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: Тренинг по пунктуации. М., 2004.

Для решения поставленной задачи материал объединен в блоки и модули, усиливающие обучающее значение морфемного анализа слов. Поэтому правила даются блоком в зависимости от принципов их формулирования. Это является принципиально новым в школьной практике преподавания. В части повторения и обобщения пунктуации содержатся основные (базовые) правила, составляющие систему современной русской пунктуации. Традиционная система правил корректируется и дополняется пунктограммами, отражающими тенденции современной речи.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания)

  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет-ресурсы и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время.

Элективный курс готовит старшеклассников, выбирающих негуманитарные специальности к оптимальному восприятию вузовского курса «Русский язык и культура речи», в рамках которого они продолжают знакомство с системой норм в современном русском языке.

В связи с тем, что учебный план предполагает в 10 классе 35 рабочих недели видится необходимым проведение итоговой зачетной работы, рабочая программа предполагает проведение зачета в формате ЕГЭ (на основе части А) КИМов по русскому языку, а такжесокращение до 2 часов темы «Морфемный принцип русской орфографии» и темы «Обособленные члены предложения».



Содержание курса


1.


Понятие о принципах написаний.

2.

Принципы русской орфографии. Систематизация орфографических правил.

3.

Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии. Систематизация орфографических правил.

4.

Правописание корней.

5.

Правописание приставок.

6.

Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.

7.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

8.

Правописание суффиксов причастий и прилагательных.

9.

Правописание наречий.

10.

Слитные, раздельные, дефисные написания.

11.

Фонетический и традиционный принципы написаний.

12.

Принципы русской пунктуации. Отделительные знаки.

13.

Разделительные знаки в простом и сложном предложениях.

14.

Выделительные знаки. Обособленные члены предложения.

15.

Выделительные знаки. Вводные и вставные компоненты. Обращение.

16.

Авторские знаки как выразительное средство.

17.

Правописание омонимичных форм разных частей речи.

Учебно-тематический план



п\п

Тема

Общее кол-во часов

Кол-во лабораторных работ (в том числе)

Кол-во контрольных работ(в том числе)

1

Понятие о принципах написаний

2

1

2

Принципы русской орфографии. Систематизация орфографических правил.

2

3

Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии. Систематизация орфографических правил

2

4

Правописание корней

2

5

Правописание приставок

2

6

Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов

2

7

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

2

8

Правописание суффиксов причастий и прилагательных

2

9

Правописание наречий

2

10

Слитные, раздельные, дефисные написания

2

11

Фонетический и традиционный принципы написаний

2

12

Принципы русской пунктуации. Отделительные знаки

2

13

Разделительные знаки в простом и сложном предложениях

2

14

Выделительные знаки. Обособленные члены предложения

2

15

Выделительные знаки. Вводные и вставные компоненты

2

16

Авторские знаки как выразительное средство

2

17

Правописание омонимичных форм разных частей речи

2

18

Зачет

1

1

















Календарно-тематический план


п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

1

Тема 1: «Понятие о принципах написаний». Всего часов - 2


Дата по плану

Дата по факту

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Основные понятия темы

Планируемые результаты*

(по итогам прохождения материала)

Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**

Д.З. **

1.1



Тема урока 1.1.

Понятие о принципах написаний

Урок усвоения нового материала.

1

Орфограмма, орфография, принципы написания

Знать принципы русской орфографии,знать правила русского языка, уметь обобщать их по блокам

Учебник

Пар.4

1.2



Тема урока 1.2.

.Понятие о принципах написаний

Практикум.

1

Орфограмма, орфография, принципы написания

Умение рассуждатьзнать на лингвистические темы

Вводный тест по орфографии и пунктуации (часть А и В)

Упр.550

2

Тема 2: «Принципы русской орфографии. Систематизация орфографических правил» Всего часов - 2

2.1



Тема урока 2.1

Принципы русской орфографии

Урок обобщения и систематизация знаний

1

Морфемный принцип, фонетический принцип, исторический принцип

Знать принципы русской орфографии, определять морфемный состав слова

Словари

ЕГЭ, А1-А6

2.2



Тема урока 2.2.

Систематизация орфографических правил

Практикум

1

Правописание корней, правописание на стыке приставки и корня, правописание приставок, суффиксов, окончаний

Уметь определять основные правила

Упр.551,552, 553,567-576

ЕГЭ, А-13,14,15,16,17,18

3

Тема 3: «Морфемный принцип - основной принцип русской орфографии». Всего часов - 2

3.1



Морфемный принцип русской орфографии

Урок обобщения и систематизации изученного материала


Морфемный принцип, фонетический принцип, исторический принцип

Знать принципы русской орфографии, определять морфемный состав слова

Интернет-ресурсы

ЕГЭ, А-13, 14,15,16,17,18

3.2



Систематизация орфографических правил


Правописание корней, правописание на стыке приставки и корня, правописание приставок, суффиксов, окончаний

Знать принципы русской орфографии, определять морфемный состав слова

Интернет-ресурсы

ЕГЭ, А-13, 14,15,16,17,18

4

Тема 4: «Правописание корней». Всего часов - 2

4.1



Тема урока 3.1

Правописание корней

Урок обобщения и систематизация материала.

1

Безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, правописание удвоенных согласных в корне, непроизносимых согласных в корне, парных согласных в корне, О-Е после шипящих в корне, Ы-И после Ц в корне

Умение работать с орфографическими словарями, знать условия орфограмм, правильно выбирать орфограммы, уметь производить морфемный разбор слов.

Словари, ЕГЭ А14 интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы,

4.2



.Правописание корней.

Практикум.

1

Безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, правописание удвоенных согласных в корне, непроизносимых согласных в корне, парных согласных в корне, О-Е после шипящих в корне, Ы-И после Ц в корне

Умение выбирать условия орфограмм и правильно писать данные орфограммы

ЕГЭ, интернет-ресурсы

А14

ЕГЭ, интернет -ресурсы






5

Тема 5: «Правописание приставок». Всего часов - 2

5.1



Правописание приставок

Урок систематизации и обобщения материала

1

Правописание неизменяемых приставок, приставок на -З и -С, приставок ПРЕ- и ПРИ-

Умение работать с орфографическими словарями,

ЕГЭ, интернет ресурсы,А-15

Упр.593-605 (по выбору)

5.2



Правописание приставок.

Практикум

1

Правописание неизменяемых приставок, приставок на -З и -С, приставок ПРЕ- и ПРИ-

Определять условия орфограммы и правильно выбирать орфограмму

Интернет-ресурсы

А-15

6

Тема 6: «Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов». Всего часов - 2

6.1



Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов

Урок повторения и систематизации материала

1

Морфологические признаки имен существительных, прилагательных, причастий и глаголов;

Знать правописание окончаний имен существительных, прилагательных, причастий и глаголов

ЕГЭ, интернет- ресурсы

Упр.294,311,317,318,319,320,282,287,624-627 (по выбору)

6.2



Правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов

Практикум

1.


, Морфологические признаки имен существительных, прилагательных, причастий и глаголов;

Уметь определять условия изучаемых орфограмм и правильно выбирать орфограммы

ЕГЭ, интернет-ресурсы А-16

ЕГЭ А16,

7

Тема 7: «Правописание суффиксов существительных и прилагательных»Всего часов - 2

7.1



. Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Урок повторения и обобщения изученного материала

1

Образование существительных и прилагательных

Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов

ЕГЭ, интернет-ресурсы, упр.607-609

279,284,307, 308, 313, 318, 611-614 (по выбору)

7.2



Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Практикум

1

Образование существительных и прилагательных

Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов

ЕГЭ, интернет-ресурсы, А16, А17

ЕГЭ, А16, А 17

8

Тема 8: «Образование глагольных форм. Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных». Всего часов - 2

8.1



Образование глагольных форм. Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных

Урок повторения и обобщения изученного материала

1

Образование действительных и страдательных причастий, отглагольных прилагательных,привописание Н и НН в суффиковз прилагательных и причастий

Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов

Упр.615-617

ЕГЭ, А13

8.2



Образование глагольных форм. Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных

Практикум

1

Образование действительных и страдательных причастий, отглагольных прилагательных,привописание Н и НН в суффиксов прилагательных и причастий

Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов

ЕГЭ, А13

Интернет-ресурсы

ЕГЭ А13

9

Тема 9: «Правописание наречий». Всего часов - 2

9.1



Правописание наречий

Урок повторения и обобщения изученного материала

1

Образование наречий, правописание наречий, слитное, дефисное и раздельное написание наречий

Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов

Словари орфографические, интернет-ресурсы, упр.291,289,622,623,645-650

ЕГЭ А19

9.2



Правописание наречий

Практикум

1

Образование наречий, правописание наречий, слитное, дефисное и раздельное написание наречий

Уметь определять условия выбора орфограмм ,производить морфемный анализ слов

Словари, словарный диктант

ЕГЭ А19

10

Тема10: «Слитные, раздельные, дефисные написания». Всего часов - 2

10.1



Слитные, раздельные и дефисные написания

Урок повторения и обобщения

1

Омонимичные части речи, самостоятельные и служебные части речи

Уметь определять часть речи и выбирать орфограммы

Орфографический словарь, учебник: упр.651-657

Упр.641-644,650

10.2



Слитные, раздельные и дефисные написания

Практикум

1

Не с разными частями речи

Уметь определять часть речи, условия правописания Нес разными частями речи

Интернет-ресурсы, ЕГЭ А-19

ЕГЭ, А-19

11

Тема 11: «Фонетический и традиционный принципы написаний». Всего часов - 2

11.1



Фонетический и традиционный принципы написаний

Урок повторения и обобщения

1

Морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи

Уметь определять принадлежность слова к части речи и определять его правописание

Орфографический словарь, учебник упр.629-640,604-606

Упр.658-668

11.2



Фонетический и традиционный принципы написаний

Практикум

1

Морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи

Уметь определять принадлежность слова к части речи и определять его правописание

Грамматический словарь, интернет -ресурсы,А19

ЕГЭ, А19

1

Тема 12: «Принципы русской пунктуации. Отдельные знаки». Всего часов - 2

12.1



Принципы русской пунктуации

Урок усвоения нового материала

1

Принципы русской пунктуации, знаки препинания

Знать нормы употребления знаков препинаний конца предложения, уметь их употреблять в тексте

Учебник, упр.554,555,556,557,385,386,412,413,419,669

Учебник, упр.554,555,556,557,385,386,412,413,419,669

12.2



Принципы русской пунктуации

Практикум

1

Отдельные знаки , роль восклицательных и вопросительных знаков, точки, многоточия

Знать нормы употребления знаков препинаний конца предложения, уметь их употреблять в тексте

Тексты, анализ

Тексты, анализ

13

Тема 13: «Разделительные знаки в простом и сложном предложениях». Всего часов - 2

13.1



Разделительные знаки в простом и сложном предложениях

Урок повторения и обобщения

1

Знаки препинания при однородных членах предложения

Знать правила пунктуации при однородных членах предложения

Интернет-ресурсы, А-20,23

Упр.671,549

13.2



Разделительные знаки в простом и сложном предложениях

Практикум

1

Знаки препинания в БСП,СПП, ССП

Уметь выбирать знаки препинания в сложном предложении

Интернет - ресурсы, А20,23

Интернет-ресурсы, А20,23

14

Тема 14: «Выделительные знаки. Обособленные члены предложения». Всего часов - 2


14.1



Выделительные знаки. Обособленные члены предложения

Урок повторения и обобщения

1

Обособленные определения, обстоятельства, уточняющие члены предложения, приложения, дополнения

Знать понятие обособленные члены предложения, уметь определять обособленные члены

Пар. 54, упр.558-606

Упр.429,431,443,470, 672-677 (по выбору)

14.2



Обособленные члены предложения

Практикум

1

Обособленные определения, обстоятельства, уточняющие члены предложения, приложения, дополнения

Уметь определять условия выбора пунктограммы

Интернет-ресурсы, ЕГЭ А21

Интернет-ресурсы, ЕГЭ А21

15

Тема 15: «Выделительные знаки при вводных и вставных компонентах и обращении »Всего часов -2

15.1



Выделительные знаки при вводных и вставных компонентах и обращении

Урок систематизации и повторения изученного материала

1

Вводные слова и предложения, обращение

Уметь отличать вводные слова и обращения от членов предложений

Интернет-ресурсы, ЕГЭ А-22

ЕГЭ А-22

15.2



Выделительные знаки препинания при вводных словах и обращении

Практикум

1

Вводные слова и предложения, обращение

Производить синтаксический разбор словосочетаний ,рассуждать на лингвистические темы

Интернет-ресурсы, ЕГЭ А4, А5, А6


16

Тема 16: «Авторские знаки как выразительное средство». Всего часов - 2

16.1



Авторские знаки как выразительное средство Лабораторная работа.

1

Авторские знаки препинания

Уметь выделять авторские знаки как средство выразительности

Художественные тексты

Подбор лингвистического материала.

1.2



Изменение норм литературного языка.

Лабораторная работа.

1

Авторские знаки препинания

Уметь анализировать художественный текст

Художественные тексты


17

Тема 17: «Правописание омонимичных форм разных частей речи». Всего часов-2

17.1



Правописание омонимичных частей речи

1

Части речи: самостоятельные, служебные

Уметь определять принадлежность слова к части речи и выбирать условия правописания слов.

Интернет-ресурсы, словари

Подготовка к тесту (Часть А)

17.2



Зачетная работа

1

Орфографические и пунктуационные ормы литературного языка

Выполнять тестовые задания в формате ЕГЭ

Интернет-ресурсы


18



Правописание омонимичных частей речи

1

Части речи: самостоятельные, служебные

Уметь определять принадлежность слова к части речи и выбирать условия правописания слов

ЕГЭ А-19

ЕГЭ А-19













Литература для учителя

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. М., 2006.

  2. Бабайцева В.В., Сальникова О.А. Русский язык: Тренинг по орфографии. М., 2004.

  3. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык: Тренинг по пунктуации. М., 2004.

  4. Зайцева О.Н. Уроки русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М., 2005.

  5. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

  6. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М., 2000.

  7. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации. М., 2004.

  8. Львова С.И. Русская орфография. Самоучитель. М., 2005.

  9. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М., 2005.

  10. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. М., 2011.

  11. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Сальникова О.А. Методические рекомендации к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Дрофа, 2007.

  12. Баранов М.Т. Правописание и культура речи: Сб. программ русского языка. М., 1999.

  13. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11 классов). М., 1997.

  14. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Книга для учителя. М., 1987.

  15. Мучник Б.С. Культура письменной речи: формирование стилистического мышления. М., 1994.

Литература для учащихся

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005

2.Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).

3.Баранов М.Т., Кочтяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006

4.Кабанова Н.М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. М., 2005

5.Коновалова Л.Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.

6.Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998. Тесты ЕГЭ 2010-2013 гг.

7.ЕГЭ-2012.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред И.П.Цыбулько.- М.:Национальное образование, 2011.-272 с.- (ЕГЭ-2-12. ФИПИ-школе)








© 2010-2022