Тестовые задания по русскому языку и культуре речи

Тестовые задания по русскому языку и культуре речи разработаны с целью выявления усвоения знаний и формирования общих компетенций при изучении дисциплины русский язык и культура речи для специальностей групп среднего профессионального образования. В разработку входит спецификация учебных элементов, тестовые задания разного типа: выбор правильного ответа, тестовые задания на соответствие, продолжить определение. Кроме того дана кодировка ответов, список литературы. Тестовые задания составлялись с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тестовые задания по русскому языку и культуре речиТестовые задания по русскому языку и культуре речи

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ



Контрольно-измерительные материалы


по дисциплине " Русский язык и культура речи"


специальностей СПО: 190604 Техническое обслуживание и

ремонт автомобильного транспорта

для студентов 2,3 курсов







Разработал: Архипова О.С.,

преподаватель высшей категории


Специальность СПО: 140613 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Раздел учебного плана: ОГСЭ.03

Дисциплина: Русский язык и культура речи


Раздел 1.Спецификация учебных элементов


п/п

Наименование учебных элементов

( Дидактические единицы)

Цель обучения

(«должен знать», «должен иметь представление», «должен уметь»

1


Основные составляющие русского языка. Язык и речь. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи.

должен иметь представление

2

Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.

должен иметь представление

3

Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.

должен знать

4

Лексика. Использование в речи изобразительно-выразительных средств, лексические нормы.

должен знать

5

Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

должен знать

6

Лексикография. Основные типы словарей.

должен иметь представление

7

Фонетика. Понятие о фонеме. Основные фонетические единицы. Фонетические средства языковой выразительности.

должен знать

8

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

должен знать

9

Графика; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии.

должен уметь

10

Морфемика; словообразовательные нормы

должен уметь

11

Морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке, морфологические нормы; синтаксис

должен уметь

12

Синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста

должен уметь

Раздел 2. Тестовые задания

Вариант- 1

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон

ответа

Инструкция по выполнению заданий № 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,

№ задания

Вариант ответа

1

1-В,2-А,3-Б

1.

Определите, к какому стилю относится данный текст. Найдите соответствие

1 -Б

2 - Г

3 - А

4 - В

1. В соответствии с утверждёнными планами и заключёнными договорами издательство своевременно осуществляет выпуск и поставку печатной продукции с соблюдением ассортимента, должного качества и комплектности её.

2. Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до живала).

3. Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер - майором в 17…году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю…, дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве.

4. Япония - это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда - нечеловечески человеческого. Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны… .

А. Художественный.

Б. Официально-деловой.

В. Публицистический.

Г. Научный

2.

Найдите соответствия данным фразеологизмам.

1 -Б

2 - В

3 - Г

4 - А

1. Кожа да кости

2. Дырявая память

3. На всех парусах

4. Перемывать косточки

А. Обсуждать

Б. Худой

В. Забывчивый

Г. Быстро

Д. Близко

3.

Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу

1 -Б

2 - В

3 - А


1. Ни зги не видно

2. Чуть свет

3. Заваривать кашу

А. Расхлёбывать кашу

Б. Хоть иголки собирай

В. На ночь глядя

Г. Намять бока.

4.

Определите, какой частью речи являются слова. Найдите соответствия.

1 -Б

2 - Г

3 - Д

4 - А


1. Белый

2. Стол

3. Собирать

4. Он

А. Местоимение

Б. Прилагательное

В. Числительное

Г. Существительное

Д. Глагол

5.

Сопоставьте раздел науки о языке и что изучается в этих разделах. Найдите соответствия.

1 -В

2 - Б

3 - А


1. Лексика

2. Пунктуация

3. Фонетика

А. Звуки речи

Б. Правила постановки знаков препинания

В. Значение слова

Инструкция по выполнению заданий № 6 -19: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

6.

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

А. Ждала, диагноз, намерение;

Б. Подкралась, доверху, каталог;

В. Документ, заняла, инструмент;

Г. Углубить, языки, украдут.

А

7.

В каком ряду во всех словах суффикс - ИЦ -имеет одно и то же значение?

А. Медведица, теплица, кожица;

Б. Львица, орлица, тигрица;

В. Сестрица, переносица, любимица;

Г. Водица, волчица, жижица.

Б

8.

В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

А. З…лотой, л…вить, м…сточек;

Б. …бувной, гл…за, д…мище;

В. Ж…леть, д…лина, отг…дать;

Г. Д…жди, зн…мёна, к…паться.

А

9.

В каком слове произносится звук [В]?

А. Вскоре;

Б. Вперёд;

В. Вдруг;

Г. Здоров.

В

10.

В каком ряду во всех приставках пропущена одна и та же буква?

А. Ра…магнитить, бе…плодный, и…мучить;

Б. Ра…печатать, бе…покойство, ра…бор;

В. И…полнить, ра…свет, ра…веселить;

Г. Ра…гадка, бе…дельник, и…бавить.

Г

11.

В каком слове на месте пропуска пишется НН?

А. Песча..ый бархан;

Б. Лебеди…ый пух;

В. Книги прочита…ы;

Г. Одновреме…ый старт.

Г

12.

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

А. Что(то), (кое)как, как(либо);

Б. (По)труднее, (в)первые, (юго)восток;

В. Из(за), (кое)с(кем), буд(то);

Г. Однако(же), (так)что, (пол)августа

А

13.

Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

А. Овражки;

Б. Заботливый;

В. Застеклённый;

Г. Языковый.

В

14.

Найдите сложное предложение (запятые не расставлены)

А. День угасал и стала быстро надвигаться темнота.

Б. В саду благоухали тюльпаны и нарциссы.

В. Я поеду на Дальний Восток или на север.

Г. Волнуясь и останавливаясь брат рассказал о своей неудаче.

А

15.

Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

А. Менеджер - наёмный управляющий предприятием; специалист по вопросам организации управления в производстве и других областях.

Б. Террариум - специальное помещение для разведения, содержания и демонстрации пресмыкающихся.

В. Бра - настенный светильник.

Г. Калорифер - трубка, оптический прибор, в котором можно наблюдать быстро сменящиеся разноцветные узоры.

Г

16.

В каком ряду все слова имеют суффикс -ЧИК- ?

А. Зелен…ик, донос…ик;

Б. Фонар..ик, пулемёт…ик;

В. Объезд…ик, автоответ..ик;

Г. Набор…ик, зенит…ик.

В

17.

В каком предложении слово абзац употреблено неправильно?

А. Лисицын вносил коррективы в текст, переписывая целые абзацы.

Б. В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей.

В. Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своем новом романе.

Г. Ребята списывали текст, деля его на абзацы.

Б

18.

В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?

А. Кавалерийский авангард двигался впереди полков первой линии.

Б. Малыш во всем имитировал старшему брату.

В. Рассказывают, что акулы стали настолько агрессивны, что нападают на лодки и хватают весла зубами.

Г. Ученые изучали редкие породы животных, чтобы разводить и акклиматизировать их в лесах Сибири.

Б

19.

В каком ряду не все слова являются синонимами?

А. Чахнуть, угасать, таять

Б. Одобрять, хвалить, хвастаться

В. Хитрить, лукавить, лицемерить

Г. Устать, измучиться, изнемочь

Б

20.

Какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов?

Янтарный, канареечный, яичный…

А. Зеленый

Б. Желтый

В. Синий

Г. Серый

Б

21.

В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносом значении?

А. Лисья хитрость, железная воля, каменный дом

Б. Холодный ум, медвежья нора, глубокий анализ

В. Золотое сердце, теплый прием, чистая посуда

Г. Дырявая память, туманный намек, сердечный человек

Г

22.

В каком предложении вместо слова искусственный нужно употребить слово искусный?

А. Искусственный пловец и на море не утонет.

Б. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.

В. Любовь была не настоящая, искусственная, но мне казалось тогда, что она настоящая.

Г. Пострадавшему пришлось сделать искусственное дыхание.

А

23.

В каком предложении употреблено слово в несвойственном ему значении?

А. На стенах холла висела живопись.

Б. Директор института решил баллотироваться в депутаты Государственной Думы.

В. Точно прикрытая вуалью, природа пряталась за прозрачную матовую дымку.

Г. Маятник старинных часов стучал тяжело и с каким-то печальным шипением.

А

24.

Какой фразеологический оборот имеет значение "совершать необдуманные поступки"?

А. Курить фимиам

Б. Петь дифирамбы

В. Терять голову

Г. Биться как рыба об лед

В

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Инструкция по выполнению заданий № 21-30 : В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

25.

Разновидность литературного языка, употребляемся в научных трудах учёных, называется _____________ стилем.

научным

26.

Слова, имеющие несколько значений, называются _______________

многозначные

27.

Часть речи, обозначающая предмет, называется __________________

существительное

28.

Продолжите фразеологизмы:

Засучив _______________

Бить __________________

рукава

баклуши

29.

Слова, пришедшие из других языков, называются __________

иноязычные

30.

Слова, сходные по значению, называются _________

синонимы

Вариант- 2

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон

ответа

Инструкция по выполнению заданий № 1-5: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,

№ задания

Вариант ответа

1

1-В,2-А,3-Б

1.

Определите, к какому стилю относится данный текст. Найдите соответствие.

1 -Б

2 - Г

3 - А

4 - В

1. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий законы организации связной речи, способы соединения слов в процессе коммуникации. Основные единицы синтаксиса - предложение и словосочетание.

2. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случаи проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы, мы Вам сообщим об этом дополнительно.

3. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое её занимало, и ничто не удовлетворяло её вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения.

4. Когда в августе 1879 года исполнительный комитет «Народной воли» вынес смертный приговор царю Александру II, самая опасная работа - изготовление бомбы - была поручена Николаю Кибальчичу. Приговор был приведён в исполнение 1 марта 1881 года, а Кибальчича арестовали через 16 дней после казни царя.

А. Художественный.

Б. Научный.

В. Публицистический.

Г. Официально-деловой

2.

Найдите соответствия данным фразеологизмам.

1 -Б

2 - Г

3 - А


1. Хоть кровь из носу

2. Рукой подать

3. Душа в душу

А. Хорошо

Б. Обязательно

В. Спешить

Г. Близко

3.

Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу

1 -Б

2 - А

3 - Г


1. Коломенская верста

2. Сидеть сложа руки

3. Повесить нос

А. Не покладая рук

Б. От горшка два вершка

В. Закусить удила

Г. Воспрянуть духом.

4.

Определите, какой частью речи являются слова. Найдите соответствия.

1 -В

2 - Д

3 - Г

4 - А


1. Мне

2. Быстро

3. Мел

4. Писать

А. Глагол

Б. Числительное

В. Местоимение

Г. Существительное

Д. Наречие

5.

Сопоставьте раздел науки о языке и что изучается в этих разделах. Найдите соответствия.

1 -А

2 - В

3 - Б


1. Орфоэпия

2. Словообразование

3. Орфография

А. Правила произношения

Б. Правила написания слов

В. Состав слова

Инструкция по выполнению заданий № 6 -19: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

6.

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

А. Живность, овен, дзюдо;

Б. Лечо, дефис, дралась;

В. Древко, созыв, оптовый;

Г. Сливовый, бездарь, статуя.

Г

7.

В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква Ь?

А. Сем…я, л…ю, солов…и;

Б. Об…езд, под…ячий, почтал…он;

В. Прос…ба, ад…ютант, с…езд;

Г. Под…ём, Тат…яна, бар…ер.

А

8.

В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

А. Наступа…т, дела…т, говор…т;

Б. Окружа…т, печата…т, собира…т;

В. Плат…м, расписыва…м, трат…м;

Г. Пиш…м, дыш…м, красне…м.

Б

9.

В каком слове произносится звук [Ф']?

А. Бенефис, суфле, вход;

Б. Кафе, фальшивый, всходы;

В. Фиаско, эффект, завтрак;

Г. Федерация, дефект, поставь.

Г

10.

В каком ряду во всех словах выделяется приставка -ОБ-?

А. Обгоревший, необдуманный, обезьяна;

Б. Обвенчаться, обвести, обвинитель;

В. Обвисший, оберегать, обедать;

Г. Обворованный, обидчивый, обаятельный.

Б

11.

В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Т?

А. Грус…ный, извес…ный, мес…ный;

Б. Лес…ница, чудес…ный, опас…ный;

В. Сверс…ник, ровес…ник, ужас…ный;

Г. Де…ский, вкус…ный, бесчес…ный.

А

12.

В каком словосочетании НЕ со словом пишется раздельно?

А. (Не)исследованные районы;

Б. (Не)обдуманное решение;

В. (Не)сделал задание;

Г. (Не)полный ответ.

В

13.

В каком ряду все слова имеют суффикс -ник-?

А. Груз…ик, набор…ик, смаз…ик;

Б. Шут…ик, песен…ик, проказ…ик;

В. Массо…ик, фонар…ик, донос…ик;

Г. Кочев…ик, сезон…ик, налад…ик.

Б

14.

Найдите сложное предложение (запятые не расставлены)

А. Ранним июльским утром я пошёл в лес по ягоды.

Б. Отцвели цветы и пожелтели травы.

В. Я побежал в детскую комнату за цветными карандашами.

Г. По воздуху лениво плыли узловатые нити паутины.

Б

15.

Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

А. Феноменальный - выдающийся.

Б. Мемуары - литературные воспоминания прошлых событий.

В. Деградировать - профессионально заниматься наукой.

Г. Досуг - свободное от работы время.

В

16.

Найдите предложение с обращением.

А. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

Б. К счастью, лихорадка застала меня в уездном городе.

В. Я приехал как раз вовремя.

Г. Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль.

А

17.

В каком предложении слово гордыня употреблено неправильно?

А. Душа его, наполнения гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.

Б. Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.

В. Непомерная гордыня обуяла этого человека.

Г. Новый клуб - гордыня поселка.

Г

18.

В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно?

А. Родители оппонировали против моего решения поступать в этот вуз.

Б. Человеческий организм способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В. Премьера спектакля вызвала настоящий ажиотаж: у театра столпилось огромная толпа людей.

Г. Большинство айсбергов имеют так называемую столообразную форму: они похожи на огромный столб, покрытый белой праздничной скатертью.

А

19.

В каком ряду не все слова являются синонимами?

А. Узы, оковы, путы

Б. Воображение, фантазия, вымысел

В. Усердие, одолжение, услуга

Г. Холм, пригорок, возвышенность

В

20.

Какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов?

Мышиный, дымчатый, стальной…

А. Зеленый

Б. Желтый

В. Синий

Г. Серый

Г

21.

В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в прямом значении?

А. Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд

Б. Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок

В. Открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение

Г. Текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние

Б

22.

В каком предложении вместо слова конный нужно употребить слово конский?

А. Он владелец конного завода и какой-то фабрики.

Б. Ни конному, ни пешему судьбы не миновать.

В. Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали конный топот и ржание..

Г. По дороге шел конный отряд.

В

23.

В каком предложении употреблено слово в несвойственном ему значении?

А. Выступающий акцентировал внимание слушателей на актуальных проблема здравоохранения области.

Б. Очень важно знать, как надо себя вести человеку, попавшему в аварийную ситуацию, тем более в условиях Арктики.

В. В этом парке стоит удивительная по своей красоте архитектура.

Г. В языке происходят постоянные изменения в зависимости от развития культуры, от завоеваний науки и техники и о других чрезвычайно разнообразных причин.

В

24.

Какой фразеологический оборот имеет значение "очень быстро, с предельной скоростью"?

А. Во все горло

Б. Во все глаза

В. Во что бы то ни стало

Г. Во весь дух

Г

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Инструкция по выполнению заданий № 21-30 : В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

25.

______________ стиль употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных

Официально-деловой

26.

Слова, имеющие одно значение, называются _______________

однозначные

27.

Часть речи, обозначающая действие предмета, называется ______________

глагол

28.

Продолжите фразеологизмы:

валять…

два сапога…

дурака

пара

29.

Слова, противоположные по значению, называются…

антонимы

30.

Часть речи, обозначающая признак предмета, называется…

_____________________

прилагательное

Раздел 3. Система кодификации


п/п

Наименование дидактической единицы

Номера вариантов

1

2

Номера вопросов

1

Основные составляющие русского языка. Язык и речь. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи.

24

24

2

Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.

12,13,18

12,13,18

3

Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля.

20,25

20,25

4

Лексика. Использование в речи изобразительно-выразительных средств, лексические нормы. Лексикография. Основные типы словарей.

10,14,15,16,17, 26,29

10,14,15,16,17,26,29

5

Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

19,21,22,28

19,21,22,28

6

Фонетика. Основные фонетические единицы. Фонетические средства языковой выразительности.

4

4

7

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

1

1

8

Понятие о фонеме. Графика; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии

3,5,6,7,11

2,3,6,7,8

9

Морфемика; словообразовательные нормы

2,8

5

10

Морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке, морфологические нормы.

23,27

23,27

11

Синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста

9

9,11

Раздел 4. Список использованной литературы


  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.-М.: Просвещение, 2006.

  3. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.-Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во.,2005.

  4. Сборник диктантов по русскому языку для 5-11 классов /Сост.: Андросова В.В., Стогний Е.А.- Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004.

  5. Сборник диктантов 5-11 класс для освоения и закрепления правил орфографии и пунктуации. / Сост.: Даценко В.Н., Шевелёв В.М..-М.: Издат-школа,2006.

  6. Сиднева И.В. Сборник орфографических диктантов: Повторение изученного материала с 5 по 11 класс.-М.: АРКТИ, 2006.

  7. Калганова Т.А.Сочинения различных жанров в старших классах.-М.: Просвещение, 2006.

  8. Малюшкин А.Б., Иконицкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы.-М.: ТЦ»Сфера», 2006.

  9. Францман Е.К.Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 класс: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2005.

  10. «Русский язык». Учебно-справочное пособие..-С-Петербург : Просвещение, 2009 год.


© 2010-2022