Доклад на тему Диалоговые технологии

  Доклад  на  тему "Диалоговые  технологии"  был  подготовлен  для  выступления  на  районном  методическом  объединении учителей русского языка и литературы. В  данной  работе  рассмотрена  одна из  современных  педагогических  технологий, которая  позволяет  наиболее  полно реализовать  идею  гуманизации  и  самореализации  личности  учащихся.      Если кого-либо заинтересовала суть выступления, в  конце  доклада  прилагается  памятка,  в  которой  кратко  изложена  суть  выступления, чтобы в ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на РМО «Диалоговые технолигии»

(Выполнила учитель русского языка и литературы Чехлотенко Ольга Анатольевна)

«Постепенно в людях возникало уважение к человеку,

который обо всём говорил просто и смело.»

М. Горький

В свете современных задач, стоящих перед народным образованием и обусловленных социально-политическими и социально-экономическими изменениями в обществе, а также коренными изменениями в сфере науки, техники и производства, принципиально важное значение приобрела проблема развития личности ученика, повышение его интеллектуального и творческого потенциала.

В настоящее время все больше учителей привлекают инновационные технологии. Среди них особое место занимают диалоговые технологии, наиболее полно реализующие идею гуманизации и самореализации личности учащихся.

Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями в понимании личностного подхода к образованию. Меняется и сущность общения между учителем и учеником, которые приобретает характер диалога. Сегодня вопрос о диалоге заявлен как один из важнейших для концепции личностно-ориентированного образования.

В основе диалоговой технологии лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика.

Первыми интерес к проблеме диалогического взаимодействия в образовании проявили Сократ, А. Камю; гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский.

Именно в диалоге, в дискуссии видели суть воспитания великие педагоги Я.Корчак и В.А.Сухомлинский.

Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются - проблемность, общение и сотрудничество. На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов и т. д. в процессе диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение, защищать свою позицию.

Так что же это такое - учебный диалог? Это урок особого типа, на котором учитель и учащиеся демонстрируют различные типы мышления и логики.

Эпиграфом к такому уроку как нельзя лучше подойдут слова М. Булгакова:

Они спорили о чем-то очень сложном и важном,
причем ни один из них не мог победить другого.
Они ни в чем не сходились друг с другом,
и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.

При использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя - терпимое отношения к различным взглядам учащихся, возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого обсуждения.

Одна из целей обучения в диалоге это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Это стимулирует его на пути овладения знаниями.

Использование диалоговых технологий требует серьезной подготовки учителя и обучения школьников приемам ведения дискуссий, диспутов, умению сдерживать свои эмоции.

Вот несколько правил ведения диалога:

  1. Критиковать идеи, а не человека;

  2. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том,

чтобы прийти к наилучшему решению проблемы;

  1. Побуждать каждого участвовать в обсуждении;

  2. Выслушивать каждого, даже если с ним не согласен;

  3. Пытаться разобраться в том, что непонятно;

  4. Стремиться понять разные взгляды на проблему;

  5. Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием

неоспоримых аргументов и фактов.

Для успешного установления отношений доброжелательного контакта учителя с учащимися важно соблюдать непременное условие - равенство психологических позиций учителя и ученика. Это означает признание и принятие учителем ученика таким, какой он есть, как равноправного активного субъекта познания, а не пассивного объекта воспитательных воздействий.

Главное здесь - направить усилия обучающихся на развитие сотрудничества, сотворчества, совместного поиска решение, а также на принципиальное исправление ошибочных ходов и просчетов как учителя, так и учащихся.

Равенство позиций и взаимность воздействий предполагают взаимное уважение, право ученика активно сотрудничать с учителем и активно воздействовать на него, что, в свою очередь, позволяют участникам дискуссии включиться в процессе активного познания друг друга.

Такое построение равных позиций в общении позволяет признать право ученика на собственные суждения и оценки, на свой оригинальный взгляд на мир, который можно отстаивать в спорах и дискуссиях прямо на уроке.

И задача учителя - не бояться этих споров, уметь организовать их, направить в продуктивное русло.

В основе учебного диалога лежит организация целенаправленного общения между учениками или между учениками и учителем. Особенностью диалогового обучения является то, что в его рамки хорошо вписываются элементы проблемно-поисковой деятельности, поскольку сам диалог всегда связан с решением определенных учебных проблем.

Активное использование диалоговых технологий обучения требует серьезной методической подготовки учителя и обучения учащихся приемам ведения дискуссий и диспутов, умение сдерживать свои эмоции, уважительно относится к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

Основной педагогический эффект диалогового обучения заключен в том, что он оказывает интенсивное развитие на личность обучаемых, способствует сознательному усвоению предмета в действительности, в творческом переносе и использовании знаний, умений в других сферах.

Активное обучение учащихся в диалоге повышает их коммуникативность, учит отстаивать свою точку зрения, слушать оппонента, обмениваться мнениями, идеями в условиях комфорта и творческой атмосферы на уроке.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы дискуссия не превратилась в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого преподаватель должен:

  1. заранее подготовить вопросы;

  2. не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

  3. не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных учеников или учителя с учеником;

  4. обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества ребят, а лучше - всех;

  5. не оставлять без внимания ни одного неверного суждения;

  6. не торопиться самому отвечать на вопросы;

  7. следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;

  8. сравнивать разные точки зрения.

Формы диалоговой технологии.

Среди диалоговых технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью.

В диалоге формируется критическое мышление.

  1. Дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему. Её можно использовать как отдельный педагогический приём, и как подход к организации учебно-воспитательного процесса.

В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:

- моделировать реальные жизненные проблемы;

- вырабатывать у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими;

- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

-обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

В учебном процессе дискуссионный подход можно использовать в различных формах: дебатов, диспутов, полемик, споров.

В учебной деятельности используются: классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), «Круглый стол», «Аквариум», дискуссия «Что было бы, если…»

  1. Разновидностью «экспресс-дискуссии» могут быть «мини-дебаты» - они не требуют много времени, чаще всего проводятся «один на один» (участвуют два ученика).

Обычно в качестве темы урока берётся одна большая тема, которая затем дробится на несколько более мелких. По каждой из этих тем выступает одна пара спикеров, которые защищают противоположные точки зрения.

Применение технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации и учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала, повышению гражданского самосознания, выработке активной жизненной позиции.

Дебаты развивают:

  1. Логическое и критическое мышление;

  2. Навык в организации своих мыслей;

  3. Навыки в устной речи;

  4. Терпимость к различным взглядам;

  5. Уверенность в себе;

  6. Способность работать в команде;

  7. Концентрироваться на сути проблемы.

Важно помнить, что дебаты проводятся не ради дебатов, а чтобы научить ребят:

  1. Быть честным, используя ту или иную информацию;

  2. Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения;

  3. Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательства;

  4. Уважать другого, искать решение совместными усилиями.

Необходимо отметить, что неизменная доброжелательность учителя, его готовность к контакту, умение расположить к себе учащихся вызывают их ответную готовность к сотрудничеству, желание идти навстречу.

И наоборот, приказной тон способствует формированию сопротивления учителю, нежелание участвовать в дискуссии.

Методы, позволяющие подготовить ребят к успешному ведению диалога.

Формирование диалогового мышления, можно начинать с простого.

  1. Например, с уроков в форме вопросов - ответов. На этих уроках учащиеся получали разные задания:

  2. ответьте на предложенные вопросы;

  3. продолжите фразу;

  4. составьте вопросы. (Иногда проверялись только составленные вопросы, ответы не интересовали, то есть вопрос задавался ради вопроса.)

  5. Озвучивание подготовленной заранее интерпретации текста, где требуется выражение только твоей, нигде не подсмотренной, точки зрения, высвечивается только твоё восприятие.

  6. Это эвристические беседы, когда тебе необходимо услышать озвученную проблему, сформулировать гипотезу и выстроить своё мышление, чтобы отстоять свою позицию, и потом сформировавшиеся мысли обозначить речью.

Как разбудить диалоговую активность ребят.

Для того чтобы учебный материал на уроке выступал как основа диалога, он должен быть представлен как удивительное, парадоксальное, загадочное, стимулирующее творчество при его осмыслении.

Он должен иметь вариативный характер трактовки. Только обеспечив это условие, учитель получит возможность вызвать у учащихся встречную диалогическую активность.

А отсюда вытекает следующее условие: учитель должен начинать урок и выступать как дразнящий собеседник, то есть активно задавать провокационные вопросы.

В процессе учебного диалога старшеклассники высказывают суждения с различных точек зрения. Надо уважать и учитывать все позиции учащихся-участников диалога.

Учитель выступает на уроке равноправным участником диалога. Но важно помнить, что учитель является носителем социокультурных образцов, так как он должен добиться усвоения учеником их общепринятого содержания (научного, этического, нравственного, социального), поэтому непозволительно учителю играть в незнание, непонимание.

Учебный диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на новый уровень знаний, умений.

Подводя итоги сказанному, можно отметить следующее:
диалогичность обеспечивает совместный поиск истины, а значит, эта форма обучения позволяет ученику быть не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания. Ученик экспериментирует в пространстве, созданном им самим, сталкивая свои гипотезы с возражениями, дополняя их новыми аргументами. Таким образом формируется исследовательский тип мышления ученика, во время всего диалога удерживается его мыслительная активность.

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше.

За счет обмена участников диалога не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого.

Диалогизация обучения русскому языку способствует развитию личностных свойств учащихся: жизненной активности, познавательной самостоятельности, наличию собственной позиции в отношении к родному языку, способности нести ответственность за свою точку зрения и отстаивать ее.

Именно интерактивные виды деятельности - тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы - способствуют развитию таких личностных качеств, как гражданское самосознание, инициативность и коммуникативные умения. Развивая эти качества в различных формах работы, подростки приобретают умения и навыки общественной деятельности, проживая смоделированные, искусственно созданные в тренингах ситуации, они вырабатывают свою систему взглядов на общественную жизнь.



Памятка по теме выступления «Диалоговые технологии».

В основе диалоговой технологии лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика.

Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются - проблемность, общение и сотрудничество.

Учебный диалог-это урок особого типа, на котором учитель и учащиеся демонстрируют различные типы мышления и логики.

Для того чтобы учебный материал на уроке выступал как основа диалога, он должен быть представлен как удивительное, парадоксальное, загадочное, стимулирующее творчество при его осмыслении.

При использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя - терпимое отношения к различным взглядам учащихся, возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого обсуждения.

Несколько правил ведения диалога:

  1. Критиковать идеи, а не человека;

  2. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы;

  3. Побуждать каждого участвовать в обсуждении;

  4. Выслушивать каждого, даже если с ним не согласен;

  5. Пытаться разобраться в том, что непонятно;

  6. Стремиться понять разные взгляды на проблему;

  7. Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы дискуссия не превратилась в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить. Для этого преподаватель должен:

  1. заранее подготовить вопросы;

  2. не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

  3. не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных учеников или учителя с учеником;

  4. обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества ребят, а лучше - всех;

  5. не оставлять без внимания ни одного неверного суждения;

  6. не торопиться самому отвечать на вопросы;

  7. следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;

  8. сравнивать разные точки зрения.

Среди диалоговых технологий выделяются: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, интервью.

В учебной деятельности используются: классические дебаты, экспресс-дискуссия, дискуссия на основе изучения текстов, проблемная дискуссия, либеральный клуб, дискуссии от имени…(ролевая дискуссия), «Круглый стол», «Аквариум», дискуссия «Что было бы, если…»

Важно помнить, что дебаты проводятся не ради дебатов, а чтобы научить ребят:

  1. Быть честным, используя ту или иную информацию;

  2. Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения;

  3. Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательства;

  4. Уважать другого, искать решение совместными усилиями.

Учебный диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на новый уровень знаний, умений.


© 2010-2022