- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока литературы в 10 классе на тему «И. Тургенев. Стихотворения в прозе»
Разработка урока литературы в 10 классе на тему «И. Тургенев. Стихотворения в прозе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тарунина В.А. |
Дата | 29.09.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе".
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цель: обобщить и углубить знания о жанре «стихотворения в прозе», полученные в 7-8 классах, попытаться проникнуть в философские размышления писателя о жизни, а также получить опыт собственной творческой деятельности.
№ п/п
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Использование ИКТ
1
Мотивация
1 мин
Цель: положительный настрой на урок
-Наш урок не обычный. Во-первых , у нас сегодня гости, поздоровайтесь.
Во-вторых, мы будем говорить и о прозе, и о лирике.
2
Проверка Д\З
7 мин
Цель: проверить подготовку домашнего задания, навыки работы с компьютером
Организация «Магнитофонного опроса»
Наизусть «Стихотворения в прозе» (запись на диктофон, самооценка)
ПК-Пуск - Все программы-Стандартные-Развлечения-Звукозапись
3
Сообщение темы и целей урока
2 мин
И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе".
… что за гуманность, что за теплое слово при простоте
и радужных красках, что за грусть, покорность
судьбе и радость за человеческое своё существование.
П.В. Анненков
Цель: обобщим и углубим знания о жанре «стихотворения в прозе», полученные в 7-8 классах, попытаемся проникнуть в философские размышления писателя о жизни, а также получить опыт собственной творческой деятельности.
Знакомство с инструкционной картой.
4
Работа с учебником.
История создания "Стихотворений в прозе".
5 мин
Цель этапа - познакомить учащихся с замыслом, историей создания
-Вспомним историю создания «Стихотворений в прозе» (задание №2 в инструкционных картах)
-Проверим работу. (Спросить слабого ученика)
Работа с инструкционными картами
Стр. 250, выписать ключевые слова в конспект
Зачитать получившийся конспект
Музыка (4:33)
5
Слово учителя.
Жанровая специфика.
5 мин
Цель этапа - выявить специфику и особенности жанра "стихотворение в прозе".
Поэзия и проза - это два основных типа организации художественной речи. Мы вспоминаем основные признаки поэзии и прозы, а затем выделяем особенности жанра "стихотворение в прозе":
-
миниатюрность формы, краткость прозаического текста;
-
богатое использование изобразительно-выразительных средств;
-
эмоциональность повествования;
-
ритмизированность, музыкальность прозы;
-
лирический герой - субъект переживания и объект изображения.
6
Физминутка
2 мин
Цель: создание переменных творческих групп, выполнение разминки для ума
-Создайте за партами группы в соответствии с цветом выбранного вами жетона.
Вам предстоит достаточно сложная работа, потому выполним разминку для ума (массаж ушных раковин)
Мозг готов, приступаем!
Выполнение зарядки для ума
7
Контраст - сквозной мотив "Стихотворений в прозе".
Работа с таблицей
10 мин
(5 мин-сам. раб,
5 мин-представление работы)
Цель этапа - выявить общую тональность стих-я, преобладающие в нем настроения, определить ключевую фразу текста.
-Познакомьтесь с текстом, определите настроение текста (оптимистическое, светлое, радостное или пессимистическое, печальное, трагическое), выделите ключевую фразу текста, запишите свои наблюдения в таблицу, приготовьтесь прочитать текст выразительно охарактеризовать его.
Сделайте вывод по таблице и запишите его
Мы приходим к выводу, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения.
3 группы: зеленая, желтая, синяя, каждая из которых знакомится со стихотворениями в прозе и путем совместного обсуждения определяет преобладающее настроение каждого текста, выделяет ключевую фразу, выражающую это настроение. Выразительное чтение стихотворения.
Ученики делают вывод, что стихотворения в прозе, с которыми они только что работали, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными, радостными, благоговейными чувства автора; другие - печальными, ностальгическими, пессимистичными, трагичными, грустными; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, радостное и печальное.
Запись выводов в таблицу
Музыка (4:28)
8
Работа с литературоведческим термином
2 мин
Цель этапа - работа с литературоведческим термином «антитеза», акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в "Стихотворениях в прозе"
В последние годы жизни Тургенева волнуют коренные вопросы бытия, которые он ставит и пытается решить в своих стихотворениях в прозе. Среди основных контрастных мотивов и образов можно выделить следующие: молодость и старость, любовь и смерть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее и т.д.
-Как называется прием, основанный на противопоставлении контрастных понятий?
Тургенев подчас использует неожиданные антитезы.
-Антитеза
9
Творческая работа - написание даймонда.
5 мин
Цель: создать условия для творчества, создание даймонда
Попробуем стать ненадолго писателями. Выберите два противоположных понятия и составьте даймонд (кто забыл, как это делать, могут пользоваться памяткой)
-Прочитаем, что у вас получилось (спросить всех желающих)
-У вас получились замечательные произведения, содержащие искорку тепла и доброты. Давайте подарим это тепло нашим гостям.
-Я тоже хочу сделать вам подарок.
Составление даймонда
Любовь
Вечная, нежная.
Рождается, цветет и вдохновляет.
Любовь побеждает даже смерть.
Отнимает, угнетает, пугает
Холодная мрачная
Смерть.
Молодость
Красивая, беспечная,
Живет, влюбляется, надеется.
Молодость счастлива, старость жестока.
Угасает, умирает, вспоминает.
Горькая, безысходная
Старость
Музыка (3:26)
10
Домашнее задание
1 мин
Цель этапа-нацелить на правильное выполнение домашнего задания
Написать сочинение в виде стих-я в прозе
Запись Д/З в дневник
После выступления всех групп заполненная таблица выглядела примерно так.
Светлое, жизнерадостное настроение
Единство жизнерадостного и драматичного
Пессимистичное, трагичное настроение
"Воробей"
"Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею… держится и движется жизнь".
"Стой!"
счастье, блаженное сознание красоты и щепотка пепла, отблеск вечности
"Старуха"
"Не уйдешь!"
"Песочные часы"
"слабый и непрерывный шелест утекающей жизни"
Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.