Разработка урока литературы в 10 классе на тему «И. Тургенев. Стихотворения в прозе»

Конспект открытого урока литературы в 10 классе на тему «И.Тургенев. Стихотворения в прозе» с использованием мультимедиа технологии. Индивидуальная работа детей с компьютером. Урок с применением информационных технологий более интересен учащимся, и , как следствие, эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке, появляется больше времени на уроке для выполнения творческих заданий. Разработка содержит звуковые файлы, раздаточный материал. Предусмотрена творческая работа учащ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе".

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Цель: обобщить и углубить знания о жанре «стихотворения в прозе», полученные в 7-8 классах, попытаться проникнуть в философские размышления писателя о жизни, а также получить опыт собственной творческой деятельности.

№ п/п

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

1

Мотивация


1 мин

Цель: положительный настрой на урок

-Наш урок не обычный. Во-первых , у нас сегодня гости, поздоровайтесь.

Во-вторых, мы будем говорить и о прозе, и о лирике.



2

Проверка Д\З


7 мин

Цель: проверить подготовку домашнего задания, навыки работы с компьютером

Организация «Магнитофонного опроса»

Наизусть «Стихотворения в прозе» (запись на диктофон, самооценка)

ПК-Пуск - Все программы-Стандартные-Развлечения-Звукозапись

3

Сообщение темы и целей урока


2 мин

И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе".

что за гуманность, что за теплое слово при простоте

и радужных красках, что за грусть, покорность

судьбе и радость за человеческое своё существование.

П.В. Анненков

Цель: обобщим и углубим знания о жанре «стихотворения в прозе», полученные в 7-8 классах, попытаемся проникнуть в философские размышления писателя о жизни, а также получить опыт собственной творческой деятельности.


Знакомство с инструкционной картой.

Разработка урока литературы в 10 классе на тему «И.Тургенев. Стихотворения в прозе»

4

Работа с учебником.

История создания "Стихотворений в прозе".


5 мин

Цель этапа - познакомить учащихся с замыслом, историей создания

-Вспомним историю создания «Стихотворений в прозе» (задание №2 в инструкционных картах)

-Проверим работу. (Спросить слабого ученика)


Работа с инструкционными картами

Стр. 250, выписать ключевые слова в конспект

Зачитать получившийся конспект

Музыка (4:33)

5

Слово учителя.

Жанровая специфика.


5 мин

Цель этапа - выявить специфику и особенности жанра "стихотворение в прозе".

Поэзия и проза - это два основных типа организации художественной речи. Мы вспоминаем основные признаки поэзии и прозы, а затем выделяем особенности жанра "стихотворение в прозе":

  • миниатюрность формы, краткость прозаического текста;

  • богатое использование изобразительно-выразительных средств;

  • эмоциональность повествования;

  • ритмизированность, музыкальность прозы;

  • лирический герой - субъект переживания и объект изображения.



Разработка урока литературы в 10 классе на тему «И.Тургенев. Стихотворения в прозе»

6

Физминутка

2 мин

Цель: создание переменных творческих групп, выполнение разминки для ума

-Создайте за партами группы в соответствии с цветом выбранного вами жетона.

Вам предстоит достаточно сложная работа, потому выполним разминку для ума (массаж ушных раковин)

Мозг готов, приступаем!

Выполнение зарядки для ума


7

Контраст - сквозной мотив "Стихотворений в прозе".

Работа с таблицей


10 мин


(5 мин-сам. раб,

5 мин-представление работы)

Цель этапа - выявить общую тональность стих-я, преобладающие в нем настроения, определить ключевую фразу текста.

-Познакомьтесь с текстом, определите настроение текста (оптимистическое, светлое, радостное или пессимистическое, печальное, трагическое), выделите ключевую фразу текста, запишите свои наблюдения в таблицу, приготовьтесь прочитать текст выразительно охарактеризовать его.



Сделайте вывод по таблице и запишите его

Мы приходим к выводу, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения.

3 группы: зеленая, желтая, синяя, каждая из которых знакомится со стихотворениями в прозе и путем совместного обсуждения определяет преобладающее настроение каждого текста, выделяет ключевую фразу, выражающую это настроение. Выразительное чтение стихотворения.

Ученики делают вывод, что стихотворения в прозе, с которыми они только что работали, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными, радостными, благоговейными чувства автора; другие - печальными, ностальгическими, пессимистичными, трагичными, грустными; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, радостное и печальное.

Запись выводов в таблицу





Музыка (4:28)
















Разработка урока литературы в 10 классе на тему «И.Тургенев. Стихотворения в прозе»

8

Работа с литературоведческим термином


2 мин

Цель этапа - работа с литературоведческим термином «антитеза», акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в "Стихотворениях в прозе"

В последние годы жизни Тургенева волнуют коренные вопросы бытия, которые он ставит и пытается решить в своих стихотворениях в прозе. Среди основных контрастных мотивов и образов можно выделить следующие: молодость и старость, любовь и смерть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее и т.д.

-Как называется прием, основанный на противопоставлении контрастных понятий?

Тургенев подчас использует неожиданные антитезы.



-Антитеза







Разработка урока литературы в 10 классе на тему «И.Тургенев. Стихотворения в прозе»


9

Творческая работа - написание даймонда.


5 мин

Цель: создать условия для творчества, создание даймонда

Попробуем стать ненадолго писателями. Выберите два противоположных понятия и составьте даймонд (кто забыл, как это делать, могут пользоваться памяткой)

-Прочитаем, что у вас получилось (спросить всех желающих)

-У вас получились замечательные произведения, содержащие искорку тепла и доброты. Давайте подарим это тепло нашим гостям.



-Я тоже хочу сделать вам подарок.

Составление даймонда













Любовь
Вечная, нежная.
Рождается, цветет и вдохновляет.
Любовь побеждает даже смерть.
Отнимает, угнетает, пугает
Холодная мрачная
Смерть.






Молодость
Красивая, беспечная,
Живет, влюбляется, надеется.
Молодость счастлива, старость жестока.
Угасает, умирает, вспоминает.
Горькая, безысходная
Старость

Музыка (3:26)

























Разработка урока литературы в 10 классе на тему «И.Тургенев. Стихотворения в прозе»

10

Домашнее задание

1 мин

Цель этапа-нацелить на правильное выполнение домашнего задания

Написать сочинение в виде стих-я в прозе

Запись Д/З в дневник

Разработка урока литературы в 10 классе на тему «И.Тургенев. Стихотворения в прозе»

После выступления всех групп заполненная таблица выглядела примерно так.

Светлое, жизнерадостное настроение

Единство жизнерадостного и драматичного

Пессимистичное, трагичное настроение

"Воробей"

"Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею… держится и движется жизнь".

"Стой!"

счастье, блаженное сознание красоты и щепотка пепла, отблеск вечности

"Старуха"

"Не уйдешь!"

"Песочные часы"

"слабый и непрерывный шелест утекающей жизни"







Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Даймонд - это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.


© 2010-2022