Литературно - музыкальная композиция Жизнь и творчество М. Цветаевой. Лирика

Открытый урок на тему "Жизнь и творчство Марины Цветаевой. Лирика". Тип урока: Изучение новых знаний, литературно - музыкальная композиция.  Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Ма­рины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и вер­ность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цве­таевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху. воспитывать интерес к творчеству М. Цветаевой
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


План открытого урока

по литературе



Тема программы:


Литературно - музыкальная композиция Жизнь и творчество М. Цветаевой. Лирика..




Тема урока:


Литературно - музыкальная композиция Жизнь и творчество М. Цветаевой. Лирика..




Тип урока:


изучение новых знаний,

литературно - музыкальная композиция


Цели урока:

  • заинтересовать учащихся личностью Ма­рины Цветаевой;

  • увлечь поэтическим творчеством, в котором и вер­ность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь;

  • отметить особенности поэтической манеры Цве­таевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.

  • воспитывать интерес к творчеству М. Цветаевой

Учебная цель:

Уч-ся должны знать:

- основные этапы жизни и творчества М. Цветаевой;

- основные мотивы лирики М. Цветаевой;

- особенности поэтической манеры М. Цветаевой

Уч-ся должны уметь:

- выразительно читать стихи наизусть.

Методы урока:

- по источникам знаний - словесный, наглядный, практический;

- по степени взаимодействия преподавателя и уч-ся - рассказ, самостоятельная работа;

- в зависимости от конкретных дидактических задач - подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала;

- по характеру познавательной деятельности уч-ся и участия преподавателя на уроке - мультимедийная презентация, работа с хронологической таблицей.

Материально - техническое оснащение урока:

  • портрет Марины Цветаевой,

  • выставка книг о Цветаевой и сбор­ники ее стихотворений;

  • записи песен и романсов на стихи Цветаевой; грамзапись;

  • мельтимедийная презентация

Межпредметные связи:

  • история

  • музыка


Ход урока

  1. Оргмомент

Проверка явки и готовности учащихся к уроку

  1. Сообщение темы, целей урока (слайд)

  2. Лекция учителя

Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»,

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам!

-Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

«Моим стихам, написанным так рано...»

Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем по­этическом успехе.

(слайд)

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни Колоколов,

День был субботний;

Иоанн Богослов,

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

«Красною кистью...»

(слайд)

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, про­фессор Московского университета, искусствовед и филолог, впо­следствии стал директором Румянцевского музея и основателем Му­зея изящных искусств. Безоглядная , фанатичная поглощённость главными делами жизни , каким станет для неё поэзия , неженская воля к труду - всё это М. Цветаева получила в наследство от отца .

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусев­шей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, вос­хищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо - при­роду, одарила их многими радостями детства, дала им в руки луч­шие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искус­ству, к музыке.

(Из воспоминаний Цветаевой) (слайд)

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанно­го сына Александра родилась всего только я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмыс­ленным... словом оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке... Могу ска­зать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Кто создан из камня, кто создан из глины,

-А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты...

- В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

«Кто создан из камня, кто создан из глины...»

Пройдут годы, прежде чем М. Цветаева поймёт, что всей своей человеческой сущностью она обязана в равной степени и отцу и матери.

(слайд)

После смерти матери в 1906 г. интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Юная Цветаева пишет стихи, как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвер­гаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда,

В 1910г. учась в последнем классе гимназии, выпускает первую книгу «Вечерний альбом». В ней можно найти не один прообраз будущих заветных тем Цветаевой. В лучших стихотворениях первой книги уже угадываются интонации главного конфликта её поэзии: конфликта между землёй и небом, между страстью и идеальной любовью, между сиюминутным и вечным, конфликт быта и бытия.

Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцати­летней Марины Цветаевой из этого сборника понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Моск­ве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий, как родник;

(Ты стал мне лучшею из книг,

А их не мало в старом доме!)

Пусть я лишь стебель, в светлый миг

Тобой, жалеющим, не смятый;

(Ты для меня цветник богатый,

Благоухающий цветник!)

Пусть так. Но вот в полуистоме

Ты над страничкою поник...

Ты вспомнишь все...

Ты сдержишь крик...

- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

«Надпись в альбом»

(слайд)

- Какой была Марина Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза... зеленые, цвета вино­града.

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

Зеленые - соленые -

Крестьянские глаза.

«Глаза»

Черты лица и его контуры были очень годными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите, я вам прочту стихи?»

Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стре­мительно.

(слайд)

За «Вечерним альбомом» последовали ещё два сборника сти­хов: «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг». Стихи М. Цветаевой из этих сборников по сравнению с предыдущим - более взрослые и эмоционально более выразительные. Во многих проявляется дар её поэтического прозрения.

Но помните, что будет суд,

Разящий, как стрела.

Когда над головой блеснут

Два пламенных крыла.

Эти крылья - появившийся впервые образ крылатого Гения вдохновения, парящего над поэтом. Этот образ пройдёт через всю поэзию Цветаевой. Но это прозрение - лишь на минуту. Цветаева ещё не изведала трагедий. Она живёт, окружённая пониманием и любовью.

Эти два сборника «Волшебный фонарь» и «Из двух книг» были изданы при содействии Сергея Эфрона.

(слайд)

Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».

Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

С. Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

-Под крыльями раскинутых бровей

-Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые имена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

(слайд)

В 1912 году рождается дочь Аля - Ариадна Эфрон. В одном из стихотворений, посвящённых дочери, она восклицает:

Аля! Маленькая тень

На огромном горизонте.

Тщетно говорю: «Не троньте!...

Ариадна Сергеевна Эфрон проведёт 15 лет в сталинских лагерях и ссылках. Она оставит богатое эпистолярное наследие, показывающее одарённость, незаурядность её личности.

В стихах Марины Цветаевой «ощущается стремление к сжа­той, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно и стреми­тельно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично.

Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам,

- Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром, -

И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох...

И как сердце мне испепелил

Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале...

Впрочем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы - если б знали, -

Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы,

-Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светловолосой.

«Вы, идущие мимо меня...»

(слайд)

Сжатостью мысли и энергией чувства отмечены многие стихи Марины Цветаевой. Среди них стихотворение «Бабушке».

Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминает: «В комна­те матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Луки­ничны Бернацкой, умершей очень рано - в двадцать семь лет. Уве­личенная фотография - темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью пррведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом...»

Вот как об этом говорит Марина Цветаева.

Бабушке

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! - Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица

-Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько?

-В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,

Темные звезды погасли.

- Бабушка! - Этот жестокий мятеж

В сердце моем - не от вас ли?..

Так как стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превраща­ются в удивительные по красоте романсы.

Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной...» в записи.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

-Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши негулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, -

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!

(слайд)

В 1914 и 1915 годах Цветаева много пишет. Возникают циклы, навеянные размышлением о близких людях, друзьях, писателях и поэтах. Например, стихи, посвященные рано умершему брату мужа Петру Эфрону; цикл, посвященной близкой подруге Софье Парнок, отношение с которой были непростыми.

Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева пере­читывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым.

Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину».

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы воящя хоронили:

То зубы царёвы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям

-Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева - ручищи по швам -

Жандармские груди и рожи.

Не диво ли - и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно - да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно - архи -

Почетно-почетно - до черту!

Кого ж это так - точно воры вора

Пристреленного - выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора -

Умнейшего мужа России.

«Поэт и царь»

Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цве­таева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она назы­вала «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету, х

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое ~ ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок,

«Стихи к Блоку»

(слайд)

1913-1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, лю­бимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты... Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское... Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее - во внутреннем».

Прослушивается в записи песня «Гребешок».

Чтобы помнил не часочек, не годок-

Подарю тебе, дружочек, гребешок.

Чтобы помнили подружек мил-дружки -

Есть на свете золотые гребешки.

Чтоб дружочку не пилось без меня -

Гребень, гребень мой, расческа моя!

Нет на свете той расчески чудней:

Струны-зубья у расчески моей.

Чуть притронешься - пойдет трескотня

Про меня одну, да все про меня.

Чтоб дружочку не спалось без меня -

Гребень, гребень мой, расческа моя!..

Многие стихи Цветаевой пронизаны настроением романтической мечтательности:

В огромном городе моем - ночь.

Из дома сонного иду - прочь.

И люди думают: жена, дочь.

А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет путь.

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,

И звон на башне, и в руке - цвет,

И шаг вот этот - никому вслед,

И тень вот эта, а меня нет.

Огни, как нити золотых бус,

Ночного листика во рту - вкус.

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

(слайд)

Марина Цветаева писала: «Всякий поэт, так или иначе, слуга идей или стихий. Бывает - только идей. Бывает и идей и стихий. Бывает только стихий». Цветаева - поэт стихий. Но ее женская страстность напор чувств, эмоциональность соединены с мужской способностью к самоанализу. Она выработала свой четкий моральный кодекс и с фанатичным упорством следовала ему, хотя часто ей приходилось сдерживать бурные страсти, клокотавшие в душе. Отсюда в ее поэзии противоречие между стихией и разумом, бытием и бытом.

В январе 1818 года Цветаева последний раз перед долгой разлукой (4года) встречается с тайно появившимся в Москве мужем. Из Москвы он уехал в Ростов, где сформировалась добровольческая армия Корнилова. Добровольчество олицетворялось отныне для Цветаевой в образе мужа, возникает символ «белого лебедя». Она пишет цикл стихов «Лебединый стан».

Главная тема лирики в этот период - высокое предназначение поэта:

Умирая, не скажу - была.

И не жаль, и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных.

(слайд)

1920 год был очень тяжел. Голод, холод, беспросветность. Умирает младшая дочь - Ира. После её смерти Цветаева онемела и только через несколько месяцев нашла в себе силы написать реквием ей, чтобы горячо выразить вселенскую скорбь матери, потерявшей ребёнка:

- Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле! -

Мной ещё совсем не понято,

Что дитя моё в земле.

В июле 1920 года Марина Цветаева узнала, что её муж жив: она получила письмо из Праги. Цветаева решила ехать к мужу. В своих стихах она прощается с Россией, с Москвой, оплакивает их.

(слайд)

В мае 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону. Недолго живут в Берлине, затем в Чехословакии; в 1925 году переселяются в Париж, где родился сын Георгий. Живут очень бедно. Кроме того, обуревала тоска по Родине, тяготило отсутствие привычного круга духовно близких людей.

Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи... не доходят...» (Из воспоминаний М. Цветаевой.)

Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиноче­ства.

И не спасут ни стансы, ни созвездья.

А это называется - возмездье

За то, что каждый раз,

Стан, разгибая над строкой упорной,

Искала я над лбом своим просторным

Звезд только, а не глаз.

Что самодержцем Вас признав на веру,

- Ах, ни единый миг, прекрасный Эрос,

Без Вас мне не был пуст!

Что по ночам, в торжественных туманах,

Искала я у нежных уст румяных-

Рифм только, а не уст.

Возмездие за то, что злейшим судьям

Была - как снег, что здесь, под левой грудью -

Вечный апофеоз!

Что с глазу на глаз с молодым Востоком

Искала я на лбу своем высоком

Зорь только, а не роз!

«И не спасут ни стансы, ни созвездья...»

Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно ду­мала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворе­ние «Тоска по родине...».

Тоска по родине!

Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Литературно - музыкальная композиция Жизнь и творчество М. Цветаевой. Лирика.Тоска по родине!

Мне все равно, каких среди

Лиц - ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды "

Быть вытесненной - непременно -

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться - мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично - на каком

Не понимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья - он,

А я - до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всё - равны, мне всё - равно,

И, может быть, всего равнее -

Роднее бывшее - всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты - как рукой сняло:

Душа, родившаяся - где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё - равно, и всё - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина...

Литературно - музыкальная композиция Жизнь и творчество М. Цветаевой. Лирика. Цветаеву тянет на Родину, но она трезво оценивает ситуацию в Советском Союзе: "Я там не уцелею, ибо негодование - моя страсть, а есть на что ..."

Она не могла себя представить в новой России.

Между тем, Сергей Эфрон решает возвращаться на Родину. Дви­жимый ностальгией и комплексом вины перед Родиной, он будет завер­бован НКВД и станет участвовать в зарубежных акциях этого ведомства, направленных против эмигрантских организаций и их руководителей.

(слайд)

В 1937 году Ариадна и Сергей Эфрон уезжают в Россию. В 1939 году уезжает и Цветаева с сыном. С 1939 года Цветаева стихов почти не пишет. Материальные условия ужасны. Союз писателей отказывает в просьбе о предоставлении квартиры и напечатании произведений, практически не дают работы по переводам. В застенки НКВД забирают сначала мужа, а потом дочь. Отношения с сыном в последние годы были очень сложными. Её любимая Германия, страна поэтов-романтиков, напала на её любимую Россию. К тому времени, когда Цветаева окажется в эвакуации в Елабуге, её силы иссякнут. Под гнетом личных несча­стий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.

В исполнении Аллы Пугачевой звучит «Уж сколько их упало в эту бездну...».

В стихотворении «Памяти марины Цветаевой», Борис Пастернак напишет:

Перед домом яблоня в сугробе.

И город в снежной пелене -

Твое огромное надгробье,

Как целый год казалось мне.

Лицом повернутая к богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Ещё на ней не подвели.


  1. Итог урока (слайд)

- Сверка хронологической таблицы

- Дополнение сведений в таблицу

  1. Заключительное слово.

(слайд)

Марина Цветаева... Она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и раз­мышления.

Цветаева - поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и непо­вторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую по­эзию...» (Вс. Рождественский),

© 2010-2022