Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Г. К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "«Г.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка  «Снежная королева».Урок разработан в свете ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке литературы  в 5 классе.Тип урока: урок  открытия нового знания. Деятельностная  цель:формировать у учащихся представление о своеобразии художественного мира Андерсена – сказочника; понимать сюжет сказки; уметь устанавливать ассоциативные связи эпизодов текста с иллюстрациями;Содержательная: создать условия для разв...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 5 классе

Предмет: литература.

Тема урока: «Г.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

Класс: 5, учебник под редакцией Г.И.Беленького

Образовательное учреждение: МОБУ Молчановская СОШ

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке литературы в 5 классе.

Тема урока: «Г.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формировать у учащихся представление о своеобразии художественного мира Андерсена - сказочника; понимать сюжет сказки; уметь устанавливать ассоциативные связи эпизодов текста с иллюстрациями;

Содержательная: создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

Методические задачи урока:

Предметные: Способствовать полноценному восприятию художественного произведения. Формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.

Метапредметные.

Развивать: УУД учащихся;

психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать уважение и интерес к литературе.

Основные дидактические методы: деятельностный,

проблемный, исследовательский, практический;

методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.





Технологическая карта урока литературы « Г.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Организационный момент.

Слайд 1. Приветствие.

Ребята, давайте поиграем в игру «Доброе утро».

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.

-Доброе утро, ребята!

-Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!

-Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

Приветствует детей.

Приветствуют учителя.

Личностные: смыслообразование (эмоциональный настрой)

1. Самоопределение к деятельности.

-Сегодня мы продолжим разговор о творчестве одного из самых любимых писателей взрослых и детей всего мира.

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

Цветы садов, родных лесов поляны,

Люблю тебя, отцов моих страна.

- О творчестве какого писателя мы продолжим разговор сегодня на уроке?

Слайд 2, 3.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.


- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока?


- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.

Подготовка к восприятию нового материала.







Отвечают на вопрос.





формулируют цель урока.

формулируют цели урока.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.







Сегодня у нас не просто урок - мы приглашены в гости к сказке. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в нее, нужно все о ней рассказать.

  • Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

  • Что такое жанр? (Тип художественного произведения)

Чем отличается сказка народная от литературной?

- С какой сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке?

ПРОВЕРКА Д/З

Работа с тестом.

1. Где жили мальчик и девочка?

а) в большом городе +

б) в маленькой деревушке

2. Что попало в глаз Каю?

а) простая соринка

б) крошечный осколок зеркала троллей +

3. Что произошло с Каем после случившегося с ним несчастья?

а) всё, что он считал красивым раньше, стало для него ужасным, гадким. +

б) ничего особенного не произошло

4. Кого встретил Кай, катаясь на салазках на городской площади?

а) бабушку

б) Снежную королеву +

5. Что произошло с мальчиком после того, как его поцеловала Снежная королева?

а) он превратился в ледяную статую

б) он позабыл всех своих родных. +

- Поменяйтесь своими листами с соседом, проверьте правильность выполнения, оцените работу товарища.

Актуализация знаний учащихся. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

Устно отвечают на вопросы.











отвечают на вопросы теста.











взаимопроверка.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Логические универсальные действия:

анализ материала;

3. Мотивация к учебной деятельности.

Беседа по прочитанному.

Слайд 4.

- Каким предстаёт зло в прологе сказки? Всесильно ли оно?

Слайд 5.


- Расскажите о Кае и Герде и их садике с розами. Как вы охарактеризуете отношения героев?
Словарная работа: доверительные, тёплые, дружеские, нежные, заботливые, доброжелательные.

Активизация мыслительной деятельности.

Отвечают на вопросы.



Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

4.Осмысление содержания. Выборочное чтение с частичным анализом.

-Найдите отрывок: ( стр. 138-139) Слайд 6.

Зимою это удовольствие прекращалось…. ( тогда они покрываются ледяными узорами…)

Слайд 7.


- Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной королеве? (Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры).


-Найдите отрывок: ( стр. 140)

Кай и Герда сидели….
Слайд 8.

- Что попало в сердце мальчика? (В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лед.)


- Нравятся ли вам поступки Кая, после того как ему попал осколок в сердце? Почему?

- Каким он предстаёт? В чём это проявляется?

(Злой, жестокий, грубый, резкий, эгоистичный)

- А Герда?

(Милая, ласковая, заботливая, самоотверженная, мечтательная, любит природу, тревожится за Кая).
- А какой вы видите Снежную королеву?

Слайд 9.

Работа в группах:
-Найдите и зачитайте портрет Снежной королевы (стр. 139)
- В чём особенность портрета Снежной королевы?

-Найдите отрывок: На площади катались толпы детей… (стр.141).

Слайд 10.

- Как Кай оказался во владениях Снежной королевы? (мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной королевы, и она унесла его в свой ледяной дворец.)

Активизация мыслительной деятельности.

Дети находят предлагаемые отрывки в тексте и читают по ролям.






Устно отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

5. Физминутка.

Мы шагаем не спеша,
Как погода хороша.
Хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп.
Топаем ногами, топ, топ.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
Мы низко приседаем и прямо мы встаем.
(Звук ветра)
Как стало холодно!

Руки озябли.

Предлагаю согреть их: глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот.

Выполняют дыхательные и физические упражнения.

6.Работа с текстом .

Чтение и анализ третьей сказки.

Активизация мыслительной деятельности.

Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Логические универсальные действия:

анализ материала;

6. Рефлексия учебной деятельности.

-Достигли мы своей цели сегодня на уроке?

- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?

- Были ли на уроке положительные эмоции? Покажите свое настроение (мимика). (У каждого на столах смайлики с разными выражениями мимики.)

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.

7. Домашнее задание.

прочитать стр. 143 -154

записывают д\з

Тест по сказке «Снежная королева».

1. Где жили мальчик и девочка?

а) в большом городе

б) в маленькой деревушке

2. Что попало в глаз Каю?

а) простая соринка

б) крошечный осколок зеркала троллей

3. Что произошло с Каем после случившегося с ним несчастья?

а) всё, что он считал красивым раньше, стало для него ужасным, гадким.

б) ничего особенного не произошло

4. Кого встретил Кай, катаясь на салазках на городской площади?

а) бабушку

б) Снежную королеву

5. Что произошло с мальчиком после того, как его поцеловала Снежная королева?

а) он превратился в ледяную статую

б) он позабыл всех своих родных.




Тест по сказке «Снежная королева».

1. Где жили мальчик и девочка?

а) в большом городе

б) в маленькой деревушке

2. Что попало в глаз Каю?

а) простая соринка

б) крошечный осколок зеркала троллей

3. Что произошло с Каем после случившегося с ним несчастья?

а) всё, что он считал красивым раньше, стало для него ужасным, гадким.

б) ничего особенного не произошло

4. Кого встретил Кай, катаясь на салазках на городской площади?

а) бабушку

б) Снежную королеву

5. Что произошло с мальчиком после того, как его поцеловала Снежная королева?

а) он превратился в ледяную статую

б) он позабыл всех своих родных.






Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Г.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».

9


© 2010-2022