Урок «Бородинское сражение как историческое событие и предмет художественного осмысления»

Это урок русской литературы в национальной школе, по теме: «Бородинское сражение как историческое событие и предмет художественного осмысления». Перед собой ставим цель помочь ребятам увидеть в описании Бородинского сражения не только картину битвы, но и восприятие этого события М.Ю. Лермонтовым. По ходу урока дети учатся анализировать поэтический текст,  обобщать, делать выводы, извлекать нужную информацию, перерабатывать информацию, создавать текст. На уроке использованы современные приемы ФГОС, как «портрет», прием «знаю. хочу .умею.»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Бородинское сражение как историческое событие и предмет художественного осмысления»

Цели

Учителя: помочь ребятам увидеть в описании Бородинского сражения не только картину битвы, но и восприятие этого события М.Ю. Лермонтовым.

Ученика: учиться анализировать поэтический текст.

Воспитательные: воспитание гордости за свой народ.

Обучающие: сформировать представление об отношении Лермонтова к Бородинской битве и ее героям, сформировать личностную позицию ученика к

Бородинской битве

Развивающие: развивать у учеников умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умение извлекать нужную информацию, перерабатывать информацию, создавать текст.

Планируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Усилить интерес к различным видам речевой деятельности как средству самовыражения

Определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять мысли в устной и письменной форме

Понимать, что такое поэтический текст;

Понимать авторское восприятие событий и людей.

(Цели урока: воспитательные, обучающие, развивающие)

Оборудование:

- портрет М.Ю. Лермонтова в военном костюме юнкера,

- канделябры со свечами,

- иллюстрации: Ф. Рубо «Бородинская битва» (1912), Заболотский «Старый солдат»

Сценарий урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Настрой на восприятие поэтического текста: оформление кабинета

- Сегодня мы снова знакомимся со стихотворением.

Настрой на восприятие поэтического текста

2

Повторение

Актуализация знаний

Беседа:

- Вы уже познакомились в 5 классе со стихотворениями о природе. Любите ли вы читать стихотворения?

(Да (почему?). Нет (почему?)

- Получается, что стихотворения не всем понятны. Как вы думаете, почему?

- Стихотворение - это не всегда рассказ, чаще всего не повествование о чем-то. А что тогда?

- Да, в стихотворении бывает описание, а также отражаются разные чувства человека. Какого человека? Кто этот человек?

- Как вы думаете, почему нам бывает приятно и радостно читать стихотворения о природе, о дружбе, любви?

- Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит… Каким настроением проникнуты эти строки? Чье настроение выражено в этом стихотворении?

По ходу беседы можно записывать на доске опорные (ключевые) слова: чувства, настроение, автор

- Сделаемте вывод: что выражает стихотворение?

(Чувства, настроение автора)

Участие в беседе

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять мысли в устной и письменной форме

3

Постановка цели урока

- Подойдите и посмотрите на предметы, портрет и иллюстрации, которые я принесла на сегодняшний урок.

- Значит, о чем мы сегодня будет говорить на уроке?

(О Лермонтове, Бородинской битве)

Знакомство с портретом поэта, иллюстрациями к произведению и репродукцией картины

Определять и формулировать цель урока с помощью учителя

4

Постановка проекта выхода из затруднения

Прием «Мысли во времени», или «Инсерт»

- Ребята, запишите слова, которые возникают у вас в памяти в связи с понятием «Бородинская битва» (выполняют все, кроме тех, кто выполнял опережающее д/з - «Паспорт Бородинского сражения»)

- сколько слов вы записали? Как вы думаете, почему у вас так мало записей получилось?

Прием «Паспорт»

Это опережающее домашнее задание.

Если это первый опыт, то помочь ученикам.









- Вот такой вот паспорт создали ребята. Скажите, что было самым трудным в создании паспорта?

-Теперь мы узнали об этом сражении намного больше. Спасибо за ценную информацию. Вы прекрасно справились с домашним заданием. Но остальные должны были в качестве домашнего задания прочитать статью учебника о М.Ю. Лермонтове и подготовить аналитический пересказ с опорой на вопросы:

- когда и где родился Лермонтов?

- как выглядела Москва в то время?

- почему бабушка настояла на том, чтобы внука назвали Михаилом? Как вы думаете в честь кого?

- как вы думаете, откуда Лермонтов узнал о Бородинском сражении?

Анализ стихотворения предварим комментарием незнакомых для учащихся слов (либо опережающее задание для детей). На доске запишем значение слов: бивак, редут, уланы, драгуны, картечь, лафет, кивер. Слова мусью, басурманы требуют не только лексического, но и стилистического пояснения.

Перед чтением стихотворения очень важно, чтобы учащиеся смогли представить рассказчика. Оживить воображение поможет картина Заболотского «Старый солдат».
Спросим у ребят, приходилось ли им когда-нибудь слушать рассказы участников войны - дедов. С каким чувством эти люди вспоминали войну, что для них было самым страшным? Что им запомнилось больше: победы или поражения?
Учащимся необходимо пояснить характер битв, которые совершались в прежние времена, когда на полях сходились армии, прояснить их отличие от современного ведения боя.

- А теперь послушаем стихотворение «Бородино». Послушаем, как об этом историческом событии написал Лермонтов (чтение учителя наизусть или прослушивание аудиозаписи).

Запись: Бородинская битва - сражение, Наполеон, Кутузов, 1812 год, под Москвой и т.п.)







- Определение слова паспорт

Переработка информации, отбор главного

Создание брошюры

(показать как презентацию):

-фотография (иллюстрация сражения);

- фамилия и имя: Бородинское сражение

- дата: 26 августа 1812 года

- стороны: русские войска под руководством М.И. Кутузова, французская армия под предводительством Наполеона Бонапарта

- исход: победа русских, отступление французов

- потери: ____ русской армии;

____ французской армии

Перечисляют учебные действия





Аналитический пересказ статьи учебника

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов





Преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы

















Устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений

5

Первичное заключение

Вопросы на восприятие:

- Понравилось вам стихотворение? Что именно?

- Что осталось непонятным?

- Почему ворчали старики?

- Каково общее настроение стихотворения?

При хорошем чтении ученики понимают, что старый солдат рассказывает молодому человеку (племяннику, тоже военному) о Бородинском сражении

Уметь слушать и понимать речь других

6

Самостоятельная работа и предъявление работы

Создание проблемной ситуации (постановка центрального вопроса анализа):

- Как вы думаете, о чем в первую очередь раздумывает М.Ю. Лермонтов:

1) почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана»?

Или

2) почему «помнит вся Россия про день Бородина»?

Прием «Генераторы - критики»

Обсуждение и решение проблемного вопроса

Можно включить в анализ такие вопросы:

  1. Как вы представляете солдат, ведущих разговор, - старого и молодого?

  2. О чем сожалеет и чем гордится старый солдат?

  3. Каким чувством одушевлены русские солдаты перед боем?

  4. Почему «ликовал француз, но тих был наш бивак открытый»?

  5. Выпишите из описаний слова высокого, торжественного стиля и просторечные. Почему они соседствуют в рассказе солдата?

  6. Разъясните употребление сравнений: «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени», «земля тряслась - как наши груди».

  7. С какой интонацией следует читать первую и последнюю строфы в рассказе старого солдата?

Делают выводы, сообщают позицию автора

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Понимать, что такое поэтический текст;

Осознавать авторское восприятие событий и людей.

7

Рефлексия

Прием «ЗХУ»

- Что знаю?

- Что хочу узнать?

- Что узнал?

Прием «ЗХУ»

-о Лермонтове слышали

-хочу узнать: биографию, другие стихотворения

-узнали много нового о нем: непафосная «странная» любовь к родине поэта, гордость за простой народ

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок


© 2010-2022