Технологическая карта буквы О-А в корне лаг лож

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Цели для ученика

Цели для учителя

1)Открыть закон правописания О-А в корне -лаг- - -лож-.

2)Научиться применять закон на практике (уметь правильно писать слова с этими корнями)

3)формировать орфографическую зоркость.

4)Различать безударные и чередующиеся гласные.

5)Дать оценку полученным знаниям.

1)создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников.

2) развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления ,развитие навыков адекватной самооценки.

3)сформировать понятие об орфограмме №12,развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Тип урока :введение нового знания

Форма урока: смешанный

Опорные понятия, термины:

Новые понятия: полог, класть, положить

Формы контроля: беседа, самостоятельная работа, парная работа ,взаимопроверка

Домашнее задание:Пар.33,1)№ 312;

2)подобрать и записать 3 пословицы на изучаемую орфограмму

3)Сочинить свою сказку о корнях -лаг - лож-

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1)Формирование способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; 2)формирование готовности вести диалог с людьми и достигать в нем взаимопонимания; 3)формирование коммуникативной компетент ности в общении и сотрудничестве в процессе учебной деятельности

1)ФОРМИРОВАНИЕ критического мышления;

2)умение самостоятельно определять цели своего обучения ,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

3)ставить и формулировать пути достижения целей;

4)умение осуществлять контроль своей деятельности;

5)умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, владеть письменной и устной речью.

1)проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне -лаг- - -лож-;

2)научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных.





Тема урока: Буквы О-А в корне -лаг- - -лож-.(Русский язык 5 класс, УМК М.М.Разумовской).



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использованные методы, приемы, формы

Формируемые УУД

  1. Постановка учебной задачи. Этап мотивации и целеполагания.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Здравствуйте, дети! Лучшие на свете! Умные, умелые, шустрые, умелые!

Сегодня встретились мы с вами не в первый раз.

И от меня не надо прятать глаз.

Пусть будут поиски, сомненья, и как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мнениях.

И вместе проведем урок.

Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

- С каким важным понятием мы

Познакомились на предыдущих уроках?

- Что такое орфограмма?

- А для чего мы должны изучать орфограммы?

- Пригодится ли в жизни это качество - быть грамотным человеком?

- Перечислите, какие орфограммы вы знаете?

- С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке?

- Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы: Уд.вительный , р.сти, с.довник, р.стение, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.

- Все ли справились с заданием?

- Всё ли вам было понятно в задании? Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего не знаем?

- Что сегодня нам предстоит выяснить?

Дети приветствуют друг друга, садятся на места.





















Орфограмма - ошибкоопасное место.

Чтобы быть грамотными людьми.

Да, конечно.



Орфограмма 1,2,3,4,12.

- раст-,(-ращ-),

-рос-,



Выполняют задания в тетради.









Не совсем, возникли затруднения.

Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием -лаг-, -лож-.

Дети высказываются, формулируют тему урока.

Беседа с учителем.

































Проблемное задание.

Личностно-настройна позитивное начало урока.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



























Регулятивные - планирование урока.



Познавательные - анализ объектов с целью выделения признаков.

  1. «Открытие нового знания».

Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

- Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием - лаг-, - лож-?

- У вас на столах лежит листок, на котором написана сказка о корнях -лаг-(-лож-). Прочитай.(См. Приложение)

- Предлагаю следующие задание выполнить в парах.

- Перед вами слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень.

Слова: изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

- Все справились с заданием?

- Итак, выполняя это задание, вы помнили, от чего зависит правописание букв О и А в корнях -лаг-, -лож-.

Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных еще раз

- Перед Г пишется «А», получается «АГА»,

Перед Ж пишем «О», это знаем мы давно.

- Мы можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить закономерности.





Читают, записывают, выделяют корни, сравнивают.





- Да.





- А пишется перед Г, О - перед Ж.

Способы: диалог, парная работа.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)

  1. Первичное закрепление. Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись алгоритма.

- А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом.

- Что еще узнали?

- А что значит это слово?

- Найдите глаголы с корнями -лаг-, -лож- в орфографическом словаре.

- Глаголы с данным корнем не употребляются без приставок.

- Какой вывод мы можем сделать о словах с этим корнем?

- Выполним упражнение №307 на новое правило из учебника.

- Проговорите в парах условия написания корней -лаг-(-лож-).

Читают.



Есть слово исключение: полог.

Ответ находит в словаре.

Ребята ищут и видят, что их нет.



- Нельзя говорить: «Я ложу», а надо говорить «Я кладу».

Самостоятельная работа.

Проговаривают, осуществляют взаимопроверку.

Работа с учебником, работа в парах. Самостоятельная работа.

Регулятивные - расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные - умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные - полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные - умение применять сопоставительный анализ при работе.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия про себя.

-Для того чтобы проверить усвоили вы новую тему или нет, предлагаю вам написать буквенный диктант. (О-А)

Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву…(«О») Значит, вы усвоили и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывают (с помощью ПК) правильный ответ.

  1. Сложение, слагаемое.

  2. Положить, прилагательное, полагать, полог.

  3. Изложение, положение, слагать.

Работа с текстом.

Караул! У меня незавидное пол.жение: сегодня пишем изл.жение! Текст надо изл.гать подробно. Все части распол.жить в соответствии с планом. Пол.гаться на товарища не могу, потому что распол.жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл.жение за предл.жением. Пол.гаясь на свои знания, я старательно все изл.гаю. Грамотно изл.женный текст - залог успеха. Отл.жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол.жение.

- Почему это текст? Почему это не текст? Назовите признаки текста?

- А еще текст можно озаглавить. Придумаем заглавие.

- Определите стиль текста, тип речи.

- Выпишите слова с пропусками.

Пишут в тетради. Проверяют.

















Читают предложения, работают с текстом.

















- Текст- это расположение предложений в определенном порядке, связанных по смыслу и грамматически.

Озаглавливают.



Выписывают слова с пропусками.

Буквенный диктант, самопроверка.

















Работа с текстом.

Регулятивные - контроль, оценка, коррекция.

Личностные - формирование критического мышления.

Регулятивные - понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные - умение сотрудничать.

Познавательные - умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.









Познавательные - умение анализировать информацию.

Регулятивные - умение применять полученные знания на практике.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Вот и кончился урок! Подведем сейчас итог.

Какую тему мы изучали?

Задачу, какую формулировали?

Кто все понял руки вверх,

А не понял в стороны.

У меня настроение - класс.

А у вас? Если все у вас прекрасно, поднимайте шарик красный!

Ну а если вы устали, то чернее тучи стали.


Дети поднимают шарики в зависимости от натсроения.


Личностные: формирование самооценки, включаю осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Приложение:

Прочитайте сказку.

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: "Кто научит меня различать моих верных слуг - братьев -лаг- -лож-,того награжу по-царски".

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Жоказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-.Согласная Гбыстро подскочила к брату -лаг-,а ее сестрица - к брату -лож-.Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж - то братец -лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

- Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)

- Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение)

- Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)

- В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем -лаг- всегда стоит суффикс

-а-, после корня -лож- этого суффикса нет)

- Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).


© 2010-2022