Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и Д. Н. Кугультинова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок литературы в 9 классе.

Учитель Шунгурцикова В.Ч.



Тема урока «Сравнительный анализ стихотворений

А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова»

Цели:

Образовательные: через сравнение выявить своеобразие поэтики А. С. Пушкина и Д. Н. Кугультинова; показать, что особенности стилистики и поэтики отражают духовный мир поэта, его мировосприятие, обучить анализу стихотворения, помочь постичь смысл поэтического текста.

Воспитательные: формировать креативное и критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, воспитывать чувство возвышенной чистой искренней любви.

Развивающие: развивать навыки творческого чтения, целостного анализа поэтического текста; активизировать исследовательскую деятельность.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: урок-лаборатория

Методы: проблемный, поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, пакеты с заданиями для групп, тексты стихотворений.

Ход урока.

  1. Оргмомент

Сегодня нам предстоит сравнить произведения двух великих писателей.

  • через сравнение выявить своеобразие поэтики А. С. Пушкина и Д. Н. Кугультинова.

  • развить познавательный интерес к лирике Пушкина и Кугультинова, речь, навыки выразительного чтения ;

  • воспитывать чувство возвышенной чистой искренней любви.

обращение к эпиграфу:

«Тепло и любовь, которые мы отдаем, гораздо важнее тепла и любви, которые мы получаем. Лишь когда мы делимся теплом и любовью, ощущаем подлинную заботу о других, иными словами, проявляем сострадание, мы обретаем условия для подлинного счастья. Из этого следует, что любить самому важнее, чем быть любимым». Далай Лама

Найдите в нем ключевые слова.

Сегодня мы с вами откроем еще одну страницу в творчестве А. С. Пушкина и Д.Н. Кугультинова, одну из самых замечательных, потому что речь пойдет о любви, о любви великих поэтов.

2 .Создание психологического настроя. (игра)

Любовь - что это такое? Тоска по человеку, влечение, светлые мечты, желание человеку добра - всё ли это любовь? А может, любовь - это что-то большее, чем чувство? Как узнать, что это любовь? Какая бывает любовь?

Мы с вами сейчас проведем небольшую игру на тему: "Любовь - это…".

Я поделила вас сегодня на 5 команд:

1-ая группа «синтезаторы» ( поприветствуйте наших «синтезаторов»)

2-ая «формалисты» (ваши аплодисменты)

3-я «аналитики» (ребята приветствуют команду)

4-я: «литературоведы» (ребята приветствуют команду)

5-я «психологи» (ребята приветствуют команду)

У меня на столе лежит « черный ящик», в котором находятся разные предметы. Каждой команде предлагается выбрать один из предметов и попытаться ответить какое отношение имеет предложенный вам предмет к любви. Если команда не сможет ответить, им придут на помощь другие команды.

Итак, первая шкатулка ( зеркало)

вторая шкатулка (земля)

третья шкатулка(линейка)

четвертая шкатулка ( книга)

пятая шкатулка (диск)

Вывод: Любовь - самое прекрасное в мире чувство, высшая нравственная ценность. Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. Любовь облагораживает человека, заставляет совершать подвиги, творить жизнь и самого себя.

Любовь многогранна. Это и любовь к матери, к Родине, к «братьям нашим меньшим», между мужчиной и женщиной.

Сейчас мы познакомимся со стихотворениями А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова

Прослушайте романс в исполнении Иван Козловского на стихи А.С.Пушкина «Я вас любил»

Учащиеся читают стихотворения А.С.Пушкина (Бараев Э.) и Д.Н.Кугультинова(………).

  1. Словарная работа. (слайды)

А сейчас мы приступим к работе по исследованию поэтических текстов. На столах у вас задания, на выполнение которых дается 5 минут.

  1. Анализ стихотворений.

Пушкин «Я Вас любил…»

Д.Н. Кугультинов «Монолог благодарности» (отрывок)

  1. «синтезаторы»

Определить темы и идеи стихотворений. Найти сходства и различия. Какие слова, образы повторяются.


Тема: неразделенная любовь лирического героя

Идея: по мысли поэтов, великий и простой смысл любви в умении жертвовать ради любимого человека.

Ключевое слово : любовь

Ст-ие - исповедь, признание, послание, гимн,пожелание.

Грустное признание о неразделенной любви

Благодарность за испытанное чувство.

источник радости и сил находит в самоотречении.

Вывод: В поэзии Пушкина и Кугультинова важное место занимает тема любви. Оба стихотворения представляют собой исповеди-признания поэтов,

  1. «формалисты»

Определить размеры стихотворений, способы рифмовки.

Пятистопный ямб,

Четырехстопный ямб с пиррихием

Рифмовка перекрестная

Каждый стихотворный размер обладает определенной эмоциональной содержательностью . Ямб делает поэтическое произведение стройным, четким, динамичным.

Перекрестный способ рифмовки является одним из наиболее употребительных, многим поэтам он по душе благодаря гибкости в ритмическом плане.


  1. ««Литературоведы»

Оба стихотворения богаты изобразительно-выразительными средствами языка. Какими?

Что придает музыкальность стихотворениям?

Анафора: Я вас любил

Аллитерация («Л»-нежность и печаль; «Р»- символизирует разрыв

Синтаксический параллелизм

(Ассонансы (повтор [ о ], [ а ] ) придают напевность и музыкальность стихам, аллитерация (повтор [ р], [л] ) передает взволнованность и эмоциональность лирических героев).

Эпитет

Метафора

Аллитерация ( «С» - торжественность)

Риторическое восклицание

Как известно, художником великолепие духовного и материального мира передается на холст посредством цвета, красок и линий. Музыкант отображает гармонию окружающего мира звуками. Скульптор для создания своих шедевров пользуется гипсом, глиной или камнем. Возможности языка, используемого писателями и поэтами, безграничны. Его применение позволяет передать и звук, и цвета, и объемы. Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. При этом поэтами и писателями используются специальные выражения, обороты речи, эпитеты, метафоры и другие приемы.

Аналитики

Определите жанр произведения

Признание….


  1. «психологи»

какие чувства вызывают у вас эти произведения.



4.физминутка.

Любовь к матери

Любовь к родине

Любовь к музыке

Любовь к школе

Любовь к еде

5 подведение итогов урока.

А сейчас давайте послушаем анализ стихотворения Пушкина и Кугультинова по таблице

1 ученик:

«Я вас любил: любовь еще, быть может...» - одно из самых известных стихотворений Пушкина о любви .Оно представляет собой признание лирического героя об искренней , но неразделенной любви. Герой с грустью вспоминает о своих чувствах и желает своей возлюбленной счастья.

Любовь в поэзии Пушкина - это глубокое, чистое, нравственное, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее человека.

2 ученик:

Слово учителя: Слово учителя: в результате сравнительного анализа двух стихотворений мы пришли к выводу, что литература - это развивающееся и повторяющееся явление. Стихотворения по времени написания разделяют 2 столетия, и, несмотря на это, в произведениях Пушкина и Кугультинова мы находим больше общего, чем различного.

Возвращаемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете высказывание Далай Ламы?

Слово учителя:

Каждый раз, когда один делится чем-то с другими, он приобретает гораздо больше. Это принцип жертвенности - бескорыстная любовь - отдавая другим, мы получаем несоизмеримо больше. Настоящая любовь - это чудо, так как жизнь другого человека становится для нас важнее собственной. Если мы любим, то мы удваиваем свою жизнь, потому что проживаем как бы две жизни: свою собственную и любимого человека.

Лирика, воспевшая любовь к женщине, тесно связана с общечеловеческой культурой. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся чуткости, способности переживать.

У Пушкина и у Кугультинова любовь - глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее человека.

Об этом еще одно стихотворение Д.Н.Кугультинова на калмыцком языке «Дурн»

Читает учитель.

6.Домашнее задание. Выучить стихотворение А.С.Пушкина





© 2010-2022