Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»

План-конспект урока в 8 классе с таджикским языком обучения (интегрированный тип урока с использованием  компьютерных технологий; русский язык + информационные технологии + география), в котором дано понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыто значение этой части речи. Также материал способствовует проявлению творческой, речевой и мыслительной активности учащихся, используя различные формы работы, в том числе компьютерные технологии, дополнительную познавательную  информацию....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий

урока русского языка № 1

в 8 (экспериментальном) классе с таджикским языком обучения

(интегрированный тип урока с использованием компьютерных технологий; русский язык + информационные технологии + география)


Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»

Цели:

  1. Дать понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыть значение этой части речи.

  2. Способствовать проявлению творческой, речевой и мыслительной активности учащихся, используя различные формы работы, в том числе компьютерные технологии, дополнительную познавательную информацию.

  3. Сформировать у школьников предметный интерес к урокам русского языка и географии.

Оборудование: учебник, наглядность, предъявленная с помощью компьютерной программы Power Point, мультимедийный проектор, экран, рисунки и схемы «Извержение вулкана», видеосюжет о вулкане, таблицы по теме «Количественные и порядковые числительные», книга А. Дюма «Три мушкетёра».

Лексика:

дремлющий (от дремать - спать) - спящий

пепел - серая масса, остающаяся после пожара; хокистар

лава - расплавленная минеральная масса из действующего вулкана

кратер - чашеобразное или воронкообразное углубление в вершине вулкана

жерло - отверстие глубокого канала, идущего от очага вулкана к кратеру

магма - расплавленная масса в глубинах Земли


Ход урока:

  1. Начало урока. Оргмомент. Подготовка класса к уроку.

  2. Речевая разминка:

Работа с языковым материалом, содержащим числительные, вопросно-ответная беседа.

- Ребята, давайте вспомним устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Будьте внимательны, не торопитесь. Объясните их значение:

1) стричь под одну гребёнку;

  1. как две капли воды;

  2. за семью печатями;

  3. два сапога - пара;

  4. пуд соли съесть.


  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, вы изучили тему «Имя прилагательное». Попробуем вспомнить, что же это за часть речи, для этого проведём небольшую викторину. Лучшего знатока мы отметим призом - книгой А. Дюма «Три мушкетёра».

Вопросы:

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначают качественные и относительные прилагательные? Приведите примеры из изученного текста.

Матросы спасли в океане маленького негра. Военный корабль плыл в Атлантическом океане.

- Вспомните предложения с полными и краткими прилагательными.

На берегу реки стоял красивый город. Летом этот город особенно красив.

Викторина по рассказу К. М. Станюковича «Максимка»:

- На каком корабле плыл мальчик-негр?

- Сколько дней он провёл в воде после крушения корабля?

- Кто назвал мальчика Максимкой?

- Чем интересна история Максимки?

(победителю вручается приз)


  1. Введение нового языкового материала.

- Ребята, сегодня мы продолжим изучать части речи. Четвёртая самостоятельная часть речи - имя числительное. На уроке мы узнаем о значении числительных, их разрядах, будем составлять словосочетания и предложения, научимся правильно их употреблять в устной и письменной речи.

Но сначала поговорим с вами о вулканах. Посмотрите на экран.

а) Работа с программой Power Point, показ рисунков вулкана.


Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»





Рис. 1. Извержение вулкана на Камчатке.

Слайд 1. Извержение вулкана на Камчатке.

Индивидуально-опережающее задание. Сообщение ученика о значении слова «вулкан»:

Своё название это природное явление получило от имени древнеримского бога огня - Вулкана. Античный историк Геродот описывает гору на одном из островов Средиземного моря с отверстием на вершине, из которого время от времени поднимается дым и огонь. Древние греки считали, что это выход дыма из кузницы бога огня, ковавшего глубоко в недрах оружие.

Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»





Рис. 2. Строение вулкана.

Слайд 2. Строение вулкана.

- Из чего же состоит вулкан? Об этом мы узнаем, посмотрев на слайд.

Словарная работа (лава, кратер, газ, пепел, камни, жерло, пласты лавы и пепла, боковой кратер, магма): постановка ударений в словах, подбор однокоренных слов, устное составление предложений;

Проведение беседы о строении вулкана (связь с географией).

- Сейчас мы с вами увидим небольшой видеосюжет. Будьте внимательны, обратите внимание на дикторский текст. Вспомните урок географии, где вы изучали это геологическое явление.

б) Просмотр видеосюжета о вулканах (1 мин. 24 сек.)

Сопроводительный текст видеосюжета

Через огнедышащие кратеры вулканов на поверхность нашей планеты выбрасываются лава, пепел и горячие газы.

Извержение вулкана кажется очень красивым, но за этой красотой скрываются разрушительные и могучие силы. Потоки лавы, скатываясь со склонов вулканов, уничтожают всё на своём пути. Застывая, лава образует гигантские плато, некоторые из которых больше территорий таких государств, как Франция.

Силы извержения иногда приводят к обрушениям и даже к взрывам вулканов. Вулканическая лава и взрывы вулканов становятся причиной гибели целых городов и посёлков.

Во время извержения вулкана на острове Кракатау погибло сорок тысяч человек, а сам остров перестал существовать.

Учёные-вулканологи, изучая вулканы, стремятся предотвратить опасность неожиданных извержений.

Вопросно-ответная беседа по видеосюжету:

- Что нового вы узнали о вулканах?

- Какие географические термины вы услышали в тексте?

- Расскажите о ваших впечатлениях, возникших на основе просмотра видеосюжета.

в) Работа по тексту «Дремлющие вулканы» (стр. 76-77 учебника)

- чтение текста учителем;

- чтение текста (по абзацам) учащимися;

- вопросы по тексту:

1. Что значит «потухшие вулканы», «дремлющие вулканы»?

2. Как часто «просыпается» один из самых известных дремлющих вулканов - Везувий?

3. Когда последний раз было извержение этого вулкана?

4. Как вы себе представляете извержение вулкана?

г) Объяснение новой темы

- Ребята, а теперь об именах числительных, его разрядах. Записывайте число, тему урока.

(Запись на доске, затем работа по мультимедийному проектору, демонстрация слайдов).

Слайд 1. Части речи русского языка - самостоятельные и служебные

(повторение на основе обобщающей таблицы).

Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»






Слайд 2. Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество

и порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы: Сколько?

Который? Какой?

Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»

Слайд 3. Разряды числительных - количественные и порядковые. Связь с

родным - таджикским языком учащихся.

(Чтение учащимися с экрана словосочетаний, устное составление предложений.)

Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»




5. Закрепление нового языкового материала

- Ребята, а теперь мы перейдём к выполнению устных и письменных заданий. Подумайте, не торопитесь с ответом.

Слайд 4. Выполнение устного задания - ответить на вопросы, употребляя

количественные и порядковые числительные:

Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»

Слайд 5. Выполнение устного задания - прочитать отдельные предложения из текста «Дремлющие вулканы», указать количественные и порядковые числительные.

Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»




Слайд 6. Письменное выполнение задания: записать ответы на

предложенные вопросы.


Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»

6. Домашнее задание.

- Ребята, давайте запишем домашнее задание.

  1. Чтение текста «Дремлющие вулканы», пересказ.

  2. Упражнение 131 на стр. 77 (составить краткий конспект по тексту, в котором следует отразить только самые важные факты о вулкане Везувии).

  3. Прочитать пословицы. Объяснить их смысл и запомнить. Пословицы записать в тетрадь. Указать в них числительные и отметить, на какие вопросы они отвечают.


Пословицы из слайда 7 запишите в рабочие тетради.


Слайд 7.


Тема: «Имя числительное. Употребление количественных и порядковых числительных в речи»


7. Конец урока, подведение итогов урока. Комментирование оценок.

- Ребята, о чём мы сегодня говорили? Какова была тема нашего урока?

- Понравился ли вам текст «Дремлющие вулканы»?

- Какой вид работы, выполненный с помощью компьютерных технологий (рисунки, видеосюжет, объяснение новой темы), вам особенно запомнился?

- Что нового вы узнали о вулканах?

- Что такое имя числительное? О каких разрядах имён числительных мы говорили на уроке?

- Есть ли в таджикском языке числительные? Как они называются?

- Каково ваше общее впечатление о проведённом уроке?

Комментирование оценок. Выставление оценок в дневниках учащихся.

- Урок окончен. До свидания!

























9

© 2010-2022