Урок русского языка по теме Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 2. Дата:03.09.2015


Тема: Роль родного языка в жизни человека.

Красота и богатство русского языка.


Тип урока. Урок вводно­ознакомительный.


Цели как деятельность учеников.

Л: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре.

М/к: слушать и слышать друг друга.

2ЛР: расширение представления о русском языке, его силе и возможностях, русских писателях и поэтах.

7ЛР: развитие эстетического чувства, осознание языка как части культуры и национального достояния.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.



1. Словарный диктант. (Учащиеся подчёркивают изученные орфограммы.)

Грамотный ученик, грамотное сочинение, грамотный врач, грамотное управление, грамотный чертёж, китайская грамота, филькина грамота, получить грамоту, учиться грамоте, читать грамоту.

- Что обозначает слово грамота? Сколько у него значений?
(1. поощрение, награда; 2. чтение, письмо.)

- Найдите устойчивые словосочетания со словом грамота. Что они обозначают?

(Китайская грамота (разг.) - нечто недоступное пониманию, филькина грамота (прост.) - недействительный, неправильно или безграмотно составленный документ.)

- Подберите синонимы к словам грамотный (грамотный ученик - умеющий правильно писать и говорить; грамотное сочинение - сочинение без ошибок; грамотный врач - знающий своё дело, обладающий необходимыми знаниями, умениями; грамотное управление - эффективное, качественное; грамотный чертёж - правильный, точный).

- Составьте и запишите предложение с любым из этих словосочетаний.

2. Проверка домашнего задания.

Устные рассказы на 1­ю и 3­ю темы.

Обсуждение рассказов по плану:

1) Как построен рассказ?

2) Какова его главная мысль?

3) Как его можно озаглавить?

4) Можно ли этот текст назвать повествованием?

5) Чем интересен рассказ для слушателей, состоялось ли общение рассказчика со слушателями?

Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать других;

2. строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. выступать перед аудиторией сверстников;

4. оценивать свою и чужую речь.


III. Введение в тему урока и её формулирование учениками.


На доске (слайде) «разбросаны» слова: великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.

- Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)

- Прочитайте 1­й текст из упр. 4.

- Кому принадлежит это высказывание?

- Что вы знаете о писателе?

- Дополните список слов - определений к ключевому слову урока.

- Составьте словосочетания с ключевым словом язык и сформулируйте на их основе тему урока. (Красота и богатство русского языка. Разнообразие и неповторимость великого и могучего русского языка и т.п.)

Коммуникативные УУД:

1. свободно и правильно излагать свои мысли;

2. выражать своё отношение к прочитанному, услышанному.


IV. Анализ и обсуждение текстов о русском языке.


1. Чтение остальных текстов упр. 4.

- Назовите авторов стихотворений о русском языке. Знакомы ли вам они?

- Как по­другому называют они русский язык? (Русская речь, русское слово.)

- Какие ещё определения к словам язык, речь вы нашли у этих авторов? Что их объединяет?

- Какой главной мыслью проникнуты эти высказывания о русском языке, русской речи?

2. Запись в тетради определений к понятиям русская речь, русский язык, русское слово из текстов И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой.

3. Упр. 5. Чтение учителем отрывка из книги Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Выбор и продолжение записи определений (замашистое, бойкое, кипящее, животрепещущее, меткое).

Можно предложить ребятам самостоятельную работу с отрывками из разных художественных произведений, иллюстрирующих, каким бывает русское слово.

Подбор учениками своих определений к понятиям русский язык и иностранный язык (тот, который они изучают). Обсуждение вариантов.


Коммуникативные УУД:

1. выразительно читать вслух и слушать образцовое чтение;

2. подбирать адекватные средства для выражения своих мыслей.


Личностные результаты:

1. развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;

2. развитие эмоциональной сферы личности;

3. осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка, способность восхищаться его красотой и совершенством.

Духовно-нравственное воспитание:

воспитание нравственного чувства, эстетического отношения к языку.


V. Творческое применение знаний.



1. Чтение устойчивых выражений о языке (можно использовать материал предметного диска - список фразеологизмов к введ.), толкование их значений учениками (по выбору).

Держать язык за зубами, язык не поворачивается, чесать языком, язык прилип, чёрт дёрнул за язык, язык отсох, язык проглотил, язык хорошо подвешен, язык без костей, язык чешется, язык развязался, язык распустил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык, попасть на язык, язык заплетается, укоротить язык, злой язык, острый язык, не давать воли языку, язык сломаешь, язык как помело.

2. Игра­задание. Придумать занимательные правила по типу:

Если не можешь с кем­то найти общий язык, то в разговоре лучше язык прикусить, держать его за зубами, не распускать, не давать языку воли. Тогда не придётся потом жалеть: чёрт меня за язык дёрнул!


Личностные результаты:

освоение национально-культурных феноменов.


VI. Подведение итогов урока.



Обсуждение формулировки темы урока. Запись темы.





VII. Домашнее задание.



Упр. 6.

Н. Выучить наизусть одно из стихотворений о русском языке (на выбор).

П. Найти самостоятельно одно из высказываний о русском языке, записать его в тетради и выучить наизусть.



© Баласс, 2012


© 2010-2022