Активизация мыслительной и познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

Модернизация образовательной системы на уроках литературы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Другими словами, преподаватель - словесник должен формировать целостную систему знаний, умений, навыков студентов, а также скоординировать опыт самостоятельной деятельности.

Перед учителем литературы встает множество проблем. Студенты перестают читать книги, не понимают, что хотел сказать автор в своём произведении. Большую часть дня они проводят у компьютера, который за них ищет необходимую информацию, выбирает главное и даже исправляет ошибки. Ребятам не нужно сейчас задумываться о том, как написать сочинение - есть множество шпаргалок. А это ведет к тому, что у наших детей не развивается речь, они привыкают получать все готовое и совершенно забывают о творческой активности личности.

Наверное, неслучайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков.Педагог-новатор Ильин советует: «Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность».

Филологи сетуют на то, что книга вообще уходит из жизни современных студентов. Литературу наши дети рассматривают чаще всего как принудительное учебное занятие, как «развлекаловку» (с соответствующим выбором книг). Значение урока литературы трудно переоценить: именно там дети получают представления о вечных нравственных ценностях, добре и зле; узнают о мире и людях, о современных литературных произведениях; сочувствуют героям, смеются, плачут, овладевают тайнами художественного слова.

Возникает вопрос: как сохранить интерес к урокам литературы? Как сделать чтение потребностью, радостью, необходимостью длястудентов? Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили литературу и свой нелёгкий труд при подготовке к уроку, научились аргументированно спорить и слышать друг друга? А самое главное, как можно учителю работать, не «давая» уроки, а, щедро даря радость познания, увлекать за собой и увлекаться самому?

Этого можно добиться многообразными методами и приёмами работы с текстом. Они всегда избираются с учетом специфики произведения, служат средством проникновения в текст, обогащены выдумкой, творчеством, отсутствием шаблона, только применять их нужно, обдумав заранее, какой из приемов работы более приемлем. Нельзя каждое произведение изучать с одинаковой степенью подробности. Можно вести работу над целым, можно над частью; в одном случае уместно внимание сосредоточить на сюжете, в другом - на персонажах. Но важно сознавать связь всех сцен и героев, понимать целостность произведения, вникать в замысел автора. Нецелесообразно использовать при изучении каждого произведения все виды работы. Приемы анализа литературного текста - понятие более узкое, чем приемы изучения литературы в целом. Однако приемы анализа литературного произведения имеют свою специфику, что позволяет выделить их из общих приемов изучения литературы.

Методы и приемы, используемые при работе над композицией произведения.

Одним из важных этапов работы над произведением является анализ композиции. Изучение композиции произведения помогает студентам более глубоко, многогранно, отчетливо увидеть авторскую позицию. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление и сравнение образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста - таковы основные приемы изучения композиции. Внимание к отдельным элементам композиции (сюжет, пейзаж), усвоение учениками общей структуры произведения приводят к необходимости таких методических приемов, как составление плана, мысленную перестановку эпизодов.

К осмыслению композиции произведения в школе подводят следующие виды работ над текстом: сжатый пересказ, составление плана по памяти. В работе над композицией литературных произведений большую помощь учителю оказывают произведения живописи. Картина не редкий гость на уроках литературы, но используется она далеко не всегда целенаправленно - чаще всего только как иллюстрация к литературному произведению. А ведь картина помогает понять и замысел писателя, и образно представить студентам главного героя. Используя несколько репродукций разных художников, можно ещё и сравнить образы действующих лиц, и увидеть разные точки зрения, высказать своё мнение.

Так, при изучении темы: «Композиционное своеобразие романа Ф.Стендаля «Красное и черное». можно использовать иллюстрации разных художников, которые помогают образно представить студентам главного героя, высказать своё мнение, согласие или несогласие с художником и писателем.

Студенты нередко сводят понятие композиции к сюжету. Используя конкретные примеры из знакомых восьмиклассникам литературных текстов, преподаватель помогает им назвать основные элементы композиции: деление произведения на части и взаимосвязь частей (то, что называется общей организацией материала), сюжет, описание обстановки, пейзаж, способы раскрытия характеров героев, лирические отступления.

Приемы работы над стилем писателя.

Авторское отношение к изображаемому сказывается не только в общем настроении произведения, но и в выборе слова-образа. Поэтому изучение стиля оказывается необходимым средством уяснения позиции автора. Приемы изучения стиля весьма разнообразны:

1) нахождение и оправдание эпитетов или глаголов действия позволяет ученикам заметить художественную организацию произведения;

2) вставить слово, пропущенное в художественном тексте, и затем объяснить, почему писатель употребляет иной синоним, чем предложенные студентами слова;

3) игра «Узнай чужое слово» позволяет проверить интуитивное ощущение учеником стиля писателя. В некоторых предложениях вставлены чужие слова, ученики должны найти и выделить их, объясняя свой выбор. Можно вспомнить и авторские слова, которые должны здесь быть.

4) можно провести игру, в которой по стилю студенты пытаются узнать автора. Для этой игры лучше подбирать отрывки или из незнакомых текстов, или не откровенно связанных с сюжетом.

Использование приемов сопоставления на уроках литературы.

Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения. Так, например, сопоставление черновых вариантов и окончательного текста стихотворения «Вновь я посетил…» помогает понять гуманистическую мысль Пушкина о бессмертии не только поэта, но и всякого человека, живущего в памяти следующих поколений. В лирической автобиографии черновика Пушкин вел счет потерям. В окончательной редакции стихотворение пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений вообще, человека и природы.

Можно сравнить на уроке лицейское стихотворение Пушкина «Пирующие студенты» или «19 октября» 1825 года с последним стихотворением, посвященным лицейской годовщине «Была пора…» (1836). Ученики заметят, как углублялось осознание дружбы в лирике поэта (единство состояния, единство судьбы, единство исторического поколения), как вместе с тем менялось художественное освещение мира и людей в поэзии Пушкина.

Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства.

Включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора. Столкновение произведений разных видов искусства, близких по теме подчеркивает границы художественного замысла писателя. Сопоставление различных художественных трактовок литературного текста ощутимо обнаруживает отклонения от авторского замысла.

Такого рода сопоставления музыкальных произведений, созданных независимо от текста, с литературным произведением основаны на свободной ассоциации и требуют от учителя особого эстетического такта, а от учеников - лишь осознания общности настроения музыки и фрагмента литературного текста. Но бывает и наоборот. После изучения ребятами произведения А.С.Пушкина «Метель» можно им предложить послушать несколько музыкальных произведений, среди которых будет вальс Свиридова «Метель». Ребята должны будут угадать, какое музыкальное произведение было написано по произведению Пушкина, и объяснить, почему так решили. Возможен и другой вариант: после прочтения нескольких произведений А.С.Пушкина поставить для прослушивания «Метель» Свиридова, а потом спросить, к какому произведению близка эта музыка и почему.

Проще становится выбор и сложнее сопоставление, когда сравниваются разные музыкальные интерпретации одного литературного произведения, например романсов Алябьева и Шереметева на пушкинское «Я вас любил». Чтобы выбрать музыкальное воплощение, более близкое тексту, студент должен не только уловить общее настроение, но и смену чувств, и характер их выражения. Гармоническая грусть романса Алябьева несет свет пушкинской печали, но утрачивает страстный драматизм стихотворения, который отчетливее слышен в музыке Шереметева.

Еще более сложной для студентов задачей, становится сопоставление эпического и драматического произведения с оперой, симфонической или фортепьянной фантазией на темы произведения. Например, «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» Пушкина и Чайковского, «Гамлета» Чайковского и Шостаковича. Подобным же образом постепенно усложняется работа по сопоставлению произведений литературы и живописи, кино, театра. От сопоставления эпизода и иллюстрации, фрагмента спектакля и сцены, образа героя и трактовки роли мы движемся к сопоставлению литературного произведения с сюитами, иллюстрацией, спектаклем, фильмом в целом.

Такая работа помогает студентам овладеть методом претворения литературного текста в других видах искусства. Развивая образное мышление студентов, этот метод служит способом эмоционального акцентирования текста, побуждает углубленно прожить текст и содействует развитию читателя.

Приемы и методы, используемые для анализа литературного образа:

Важной частью уроков становится понятие литературного образа. На уроках можно показать основные компоненты литературного образа - его идейный смысл, речевую характеристику, влияние исторических условий эпохи, социальной среды и воспитания, полученного в детстве, на склад личности и характер героя; раскрытие его характера в деталях портрета, обстановки; мастерское использование внутреннего монолога и авторской характеристики.

Методы и приемы, используемые для развития устной монологической речи на уроках литературы:

Методика обучения студентов научному пересказу художественного текста опирается на степень владения приемами работы с книгой. Доклады и сообщения являются широко распространенными видами устного монолога учащихся на уроках литературы. Студенты выступают с ними при изучении обзорных тем, на занятиях по биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно обобщающих занятиях, уроках развития речи. Работа по выработке умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности преподавания литературы, вооружению студентов интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности. Доклады и сообщения помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи.

По назначению и способам организации материала доклады можно условно разделить: на информативные, на исследовательские, на проблемно -дискуссионные. Задачей информативных выступлений является изложение новых для учащихся, в основном фактических сведений с элементами анализа и оценки по одному или нескольким источникам материала, не являющегося спорным, расширяющим литературные и общекультурные знания. Это способствует углублению восприятия учащимися монографических или обзорных тем курса литературы. К прослушиванию информативно-иллюстрирующих докладов желательно обращаться при изучении обзорных тем, когда преподаватель лекционным методом раскрывает основные тенденции общественного и литературного развития эпохи, сущность литературных направлений, характер литературной борьбы (например, особенности развития литературных родов и жанров в годы Великой Отечественной войны, идейно-тематическое богатство современной русской литературы и т.д.). Докладчики в своих выступлениях рассматривают конкретные произведения литературы и других видов искусства, отражающие эти тенденции. Примером информативно-иллюстрирующих докладов и сообщений учащихся могут служить их высказывания с анализом отдельных литературных произведений или явлений смежных искусств при характеристике литературных направлений. Так, иллюстрацией к слову о классицизме в русской литературе явятся 1-2 сообщения о картинах или произведениях русского зодчества, созданных во второй половине XVIII века.

Другой разновидностью выступлений учащихся являются информативно-дополняющие доклады и сообщения. Они также подчинены задачам ознакомления класса с фактическим материалом (отдельные этапы жизни и творчества писателя, творческая история произведения, краткий литературный обзор 2-3 произведений по одной теме и др.). Эти доклады, тесно связанные с лекцией преподавателя, не столько иллюстрируют ее теоретические положения, сколько дополняют содержание новыми фактическими сведениями, самостоятельно разработанные студентами.

Сущность исследовательского доклада состоит в том, что создается он в результате самостоятельного рассмотрения учащимися художественного текста (эпизода, главы, отдельного рассказа, стихотворения и т.д.) под углом зрения определенной проблемы. В отличие от работы над информативным докладом, когда выступающий отбирает уже готовые, полученные из конкретных источников сведения, в исследовательском докладе на первый план выходят собственные суждения, вытекающие из анализа фактического материала, а также знакомства с литературоведческой, критической и учебной литературой. Методика подготовки такого рода устных докладов достаточно сложна, она требует выработки у студентов свежего взгляда на текст художественного произведения. Очень полезно на уроках литературы проведение коллективной подготовки исследовательского доклада на тему, которая бы, с одной стороны, не находила подробного освещения в учебнике и пособиях для студентов, а с другой, была актуальной и вызывала интерес большей части группы.

Проблемно-дискуссионные доклады требуют от студентов максимальной самостоятельности в анализе и оценке литературных материалов, в выборе структуры высказывания, в формулировке темы и задач, в использовании приемов общения с аудиторией. В работе по подготовке проблемно-дискуссионного доклада формируются умения студентов определять главную мысль.

Развитие творческой активности учащихся на уроках литературы:

Устное словесное рисование. Полноценное восприятие художественной литературы немыслимо без вдумчивого чтения. Навыки медленного чтения и развивают такие приемы анализа, как устное словесное рисование, составление киносценария, инсценирование текста.

Реализация образов, возникших при чтении, в устном рисовании также содействует углублению субъективного начала разбора. Введение этого приема требует особого психологического и художественного текста. В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, т. е. повторения без присоединения, с другой - устное рисование, пробуждая воображение читателя, создает возможность появления произвольных ассоциаций.

Инсценирование:

Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам произведения - трудный, но издавна практикуемый вид работы. Прежде всего, инсценирование побуждает студентов к творческому «претворению» литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Однако, для того, чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать студентам посильные задания. Инсценирование большого эпического произведения в ВУЗе невыполнимо, потому что требует огромного творческого труда. Другое условие успешности инсценирования состоит в том, что необходимо подготовить учащихся, дать им возможность пойти в произведение, сжиться с ним. На первых этапах анализа инсценирование, как правило, невозможно. Собственно инсценирование делаем коллективной для класса работой и выбираем для этого эпизод или эпизоды, где и происходят драматические повороты в судьбах героев.

Заключение:

Литературной практикой накоплен значительный опыт анализа художественных произведений, на что же ориентироваться словеснику сегодня, какую методику выбрать? В наши дни, когда в обществе усиливается влияние видеокультуры и дети читают мало или вовсе не читают, проводя время у телевизора или за компьютером, перед учителем встает задача создавать мотивацию чтения, то есть использовать различные приемы пробуждения интереса к книге. Готовясь к работе, я прочитала много источников и узнала из них о многих видах работ с текстом на уроках литературы, многие из них старалась использовать на практике. Правда, не всегда и не все сразу получалось, но интерес к чтению у многих ребят появился. Я рассказывала студентам о роли литературы в жизни человека; о профессиях, связанных с филологическим образованием; делилась личными впечатлениями о книгах; к урокам предлагала сопоставить мнения разных критиков о каком-либо произведении, мнения писателей, деятелей культуры. После знакомства с произведением учащиеся излагали свои суждения о прочитанном, о любимом герое и объясняли, почему именно он привлек их внимание; спорили со мной, отстаивая свою точку зрения о понравившемся герое или эпизоде. После изучения драматических произведений очень часто дети инсценируют понравившиеся отрывки.

Литература - это познание мира, жизни человека, общества. Литература - это школа мировоззрения. Литература показывает студенту «самого себя в тех возможностях, которые открывают ему неизведанный им эмоциональный опыт». Литература учит чувствовать читателя и переживать за героев, размышлять о том, как поступил бы сам в определенной ситуации; раскрывать природу взаимоотношений людей, помогает нам избежать своих ошибок, рассказывая о чужих.

Преподаватель - филолог должн научить учащихся самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей и идеалов, разбираться в основных теоретико -литературных проблемах. Осуществить это можно только при условии активной деятельности учащихся в процессе чтения и анализа произведений, но нужно помнить о том, что воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, потому что он питает активное воображение. Именно подготовка к жизни - основная задача преподавания литературы. Развитие наблюдательности студентов, умение видеть жизненные явления, природу, человека в его труде, в отношениях к другим, умение размышлять над увиденным миром среди строк и передавать это в живых, ясных и точных словах органически входит в систему литературного образования. Она учит студентов идти от жизненных впечатлений к книге, к художественному образу и потом, будучи обогащенным образами, мыслями и чувствами писателя, снова обращаться к жизни, видеть её полнее, глубже, красочнее. Педагоги жадно ищут эффективные приемы обучения, ездят неутомимо друг к другу за крупицами опыта, нащупывают свой единственный педагогический стиль. И во имя чего все это? Отнюдь не для самовыражения, а для того, чтобы «влюбить» в разную литературу, приобщить к чтению как к главнейшей человеческой потребности.



© 2010-2022