Программа спецкурса по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 3 имени Н. Островского г. Черемхово»



муниципальный конкурс программ интенсивных курсов

по подготовке к ГИА по русскому языку и математике





программа

элективного курса

по русскому языку

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»









Автор: Лохова Екатерина Александровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории


Черемхово, 2015г.

Пояснительная записка

Курс «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его цель - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Цель курса - совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи:

-помочь старшеклассникам подготовиться к ГИА, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке;

-дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету

-углубленное изучение отдельных тем курса.

-помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена;

-познакомить ребят с процедурой проведения ГИА по русскому языку;

-научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.

Срок реализации программы - 1год




Общая характеристика элективного курса

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

Курс «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.

Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как, чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, но и иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ГИА по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Место элективного курса

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

в базисном учебном плане

Данный предмет занимает место в учебном плане (находится в вариативной части учебного плана) и предусматривает изучение русского языка в объеме 34часа (1 час в неделю; 34 учебных недели)

Описание ценностных ориентиров содержания элективного курса

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

Язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией

Требования к результатам освоения элективного курса

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.).

Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил).

Орфографическая и пунктуационная грамотность.

Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

Умения, связанные с разными видами речевой деятельности - чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст - сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).



Содержание элективного курса

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

учащиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

учащиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические - тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

учащиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

учащиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

учащиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

учащиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 4. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

учащиеся должны знать:

  • орфографические правила.

учащиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

учащиеся должны знать:

  • виды морфем;

  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

учащиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные урпажнения.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

учащиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

учащиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

учащиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

учащиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

учащиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

учащиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.


Тематическое планирование курса


Тема занятия

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку и критерии ее оценивания.

2-3

Тема 1. Построение сжатого изложения

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

4-5

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

7-8

Тема 2. Средства выразительности речи.

Синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.; Словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др. средства языковой выразительности.

Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

9-10

Тема 3. Стилистика русского языка.

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

11-12

Тема 4. Нормы русской орфографии

Орфограммы в корне.

13

Орфограммы в приставках и суффиксах.

14

Н - нн в различный частях речи.

15

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Морфемный и словообразовательный разбор.

16

Тема 6. Морфология.

Морфологические признаки частей речи.

17

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

18-19

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

20

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

21

Вводные слова и обращения.

22

Обособленные определение и приложения.

23

Обособленные обстоятельства.

24-25

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

26

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

27

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

28

Классификация грамматических и речевых ошибок.

29

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

30

Построение сочинения-рассуждения.

31

Написание и редактирование сочинения 15.1.

32-33

Написание и редактирование сочинения 15.2 и 15.3

34

Итоговое тестирование.

Литература, материалы:


  1. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

  2. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 50 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

  3. Иванова С.Ю. ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

  4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2015: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

  5. Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/


© 2010-2022