Методические рекомендации по организации проектной деятельности (теоретическая часть и практическая части.)

Методические рекомендации по организации проектной деятельности.(теоретическая часть и практическая части.) В теоретической части даётся классификация типов проектов и принципы организации проектной деятельности. Показано, чтов процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции: 1. рефлексивные ; 2. поисковые (исследовательские) ;  3.умения и навыки работы в сотрудничестве  4.менеджерские; 5.коммуникативные; 6.презентационные . В  практической части показан алгоритм работы над до...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по организации проектной деятельности(теоретическая часть и практическая части.)Методические рекомендации по организации проектной деятельности(теоретическая часть и практическая части.)Методические рекомендации по организации проектной деятельности(теоретическая часть и практическая части.)Методические рекомендации по организации проектной деятельности(теоретическая часть и практическая части.)Методические рекомендации по организации проектной деятельности(теоретическая часть и практическая части.)Методические рекомендации по организации проектной деятельности(теоретическая часть и практическая части.)Методические рекомендации по организации проектной деятельности(теоретическая часть и практическая части.)Методические рекомендации по организации проектной деятельности(теоретическая часть и практическая части.)Методические рекомендации по организации проектной деятельности(теоретическая часть и практическая части.)Методические рекомендации по организации проектной деятельности.(теоретическая часть)

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом ; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (проф. Е. С. Полат);

Типы проектов

Главная цель любого проекта - формирование ключевых компетенций, т.е. комплексных свойств личности, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

  1. Рефлексивные ;

  2. Поисковые (исследовательские) ;

  3. Умения и навыки работы в сотрудничестве;

  4. Менеджерские ;

  5. Коммуникативные;

  6. Презентационные .

доступности:учёт реальных и потенци-альных умственных и физических возможностейобучающего-ся

сотрудничества:равноправные партнёрские отношения между участниками, преобладание эмпатии в личностных отношениях.

проблемности:активизация мыслительных функций,стиму-лирование познавательных интересов, развитие творческого и критического мышления

индивидуализации: предполагает определение индивидуальной траектории развития, выделение специальных задач способствующих раскрытию личностного потенциала

самостоятельности: состоит в возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения задач, требующих интеграции знаний и умений из различных предметных областей.

Принципы организации проектной деятельности

количество участников

1.индивидуальные

2. парные

3.групповые

4. коллективные

5.телекоммуникативные-группа в интернете

продолжительность

1.краткосрочные: 1-3 урока

2.средней продолжительности: от недели до месяца

3.долгосрочные: от месяца и более

предметно-содержательная область

1. монопроекты

2.межпредметные

3.надпредметные

доминирующая деятельность

1.исследовательские

2.творческие.

3.ролевые, игровые

4. инфорационные

5. практико- ориентированные













Практическая часть.

Для работы над долгосрочными исследовательскими проектами, которые наиболее актуальны в настоящее время, т.к. с ними можно выходить на исследовательские конкурсы, НПК, олимпиады разных уровней, я бы порекомендовала в рамках ученического научно-исследовательского общества (УНИО) прочитать обучающимся спецкурс " Введение в исследовательскую деятельность".

Цель с\к: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи: по окончании изучения с\к учащиеся должны знать:

- основы методологии исследовательской деятельность

-структуру ,правила оформления исследовательской работы

Уметь:

- формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать её актуальность

-составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы

-выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы

-определять цели и задачи

-формулировать гипотезу

-выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования

-работать с различными источниками информации, в том числе и с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по теме проекта

-оформлять теоретические экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы

-рецензировать чужую исследовательскую работу

-владеть понятиями: абстракция, анализ, синтез, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, закономерность, концепция ,методы моделирования, наблюдения , сравнения, историзма.

Форма работы - лекционная и семинарская.

В содержании курса, который я реализую в течение ряда лет как руководитель УНИО"Эврика" МКОУ СОШ№10,три направления.

1.Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.

2.Формирований теоретических знаний о структуре, этапах, методах ,содержании проектной работы.

3.Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

Занятия сопровождают работу школьников от этапа к этапу, от формулирования темы до взаимного рецензирования завершённых работ и рефлексии.

Текущий контроль:

-кратковременные самостоятельные работы проблемного характера

-отслеживание хода работы над учебными исследованиями

Итоговый : защита проекта.

Участники проекта формируют папки в которых находятся памятки, алгоритмы, рекомендации :

-виды исследовательских работ

- этапы работы над исследованием

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

дата

Подготовительный


1.Мотивация обучающихся; 2.Знакомство с замыслом проекта, определение проблемы и темы.

3.Организация группы

1.Обсуждение предмета исследования с учителем, определение проблемы

2.Получение дополнительной информации;

3.Уточнение и корректирование цели проекта

Планирование и организация деятельности

1.Предложение идей

2.Высказывание предложений по решению задач проекта;

3.Распределение ролей в нём

4.Разделеие проекта на отдельные фрагменты и планирование сроков и путей их выполнения

1.Обдумывание плана действий;

2.Формулирование общих задач 3.Распределение ролей участников и конкретных задач каждого

4.Разделеие проекта на отдельные фрагменты и планирование сроков и путей их выполнения

5.Определени источников информации, способы её сбора и анализа, представления информации.

Исследование (осуществление деятельности)

1. Помощь в подборе теоретической информации.

2.Руководство практической деятельностью- а) техническая помощь в проведении инструментальных исследований)

в)правила оформления проекта и презентации

г) методические рекомендации по подготовке презентации доклада, буклета

  • 1.Выполнение исследования 2.Решение промежуточных задач;

  • 3.Анализ информации, формирование выводов.

  • 4. Чтение отдельных глав проекта

  • 5. Оформление проекта

  • 6.Подготовка материалов к презентации.

  • 7. Составление буклета( при необходимости)

Представление результатов исследования (отчет)

1.Формулировка целесообразных вопросов;

2.Оценивание усилий обучающихся, источников информации, результатов решения проблемы, возможностей продолжения исследования, качества отчета и умения защиты проекта.

1. Защита проекта

2.Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

- правила работы с литературными источниками

- требования к содержанию исследовательского проекта

- структура проекта: введение, обзор литературы, материалы и методики, результаты исследования, выводы и предложения, литература, приложение.

- оформление исследовательской работы

- оформление библиографии

- процедура защиты проекта

- план доклада результатов проекта

- представление устного доклада(культура выступления)

- критерии оценивания проекта, презентации ,буклета

- руководство по написанию тезисов доклада, аннотации, рецензии.

В работе используется: 1.Рекомендации учителям , работающим с одарёнными детьми.

2.Психологическая памятка для учителя в работе с одарёнными детьми.

3. Выполните тестовые задания:

1. Портфолио можно перевести как:

а) «портфель»;

2. Основная задача портфолио:

б) обеспечить материальное воплощение ЗУНов;

3. Кто является автором метода «Шесть шляп мышления»:

б) Э. де Боне;

4. Вид проекта, выполняемый на стыке областей знаний и выходящий за рамки школьных предметов:

а) надпредметный;

5. Сколько этапов включает такой прием развития критического мышления как инсерт:

в) 4

1. Урок с применением проектной технологии.

10класс.

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональный период развития. Эмбриогенез: дробление, гаструляция. органогенез.(2ч)

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Цель: фомирование знаний об этапах эмбрионального развития организмов.

Задачи:1.образовательная- формирование знаний о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах; о стадиях онтогенеза

2.развивающая- продолжить работу по формированию умения учащихся выбирать главное, используя различные источники информации, формулировать выводы; оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности.

3.воспитательная- формировать мировоззренческие представления о начале жизни и развитии организмов, формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности, формирование культуры сотрудничества и культуры умственного труда.

Методы : эвристический, исследовательский, проблемный.

Форма организации учебной деятельности -групповая.

Средства обучения:1. учебник "Общая биология"В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И,Сонин.2."Общая биология" Профильный уровень. под ред. академика В.К. Шумного. Таблицы "Эмбриональное развитие хордовых". "Индивидуальное развитие организмов"., "Эмбриональная индукция".Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко.

Ход урока

Этап работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент ( запуск проекта)

Проверяет готовность к уроку. Называет тему. Формирует группы.

Готовят учебники и дополнительную литературу, определяют партнёров.

Целеполагание и мотивация (планирование работы)

Даёт справку(по убеждению преформистов, развитие отсутствует, происходит только количественное увеличениеуже заранее предсуществующих частей, заключённых в зародышевой клетке. противоположный взгляд- эпигенез: организм развивается из однородной бесструктурной массы. Определяет проблему (или формулируют ученики) Известно, что организм растёт. Почему? Это рост клеток или увеличение их количества?

Анализируют проблему. Определяют конечную цель-продукт совместной деятельности. Определяют форму презентации проекта и количество выступающих.

Актуализация знаний(определение уровня готовности к поисковой работе)

Предлагает дать определения базовых понятий необходимых для изучения темы: половое ибесполое размножение, митоз. мейоз. гамета, зигота, оплодотворение.

Дают определения.

Первичное усвоение знаний( сбор информации)









Напоминает алгоритм выполнения исследования. Формулирует задания (подпроблемы) для проектной работы уч-ся.

Каков смыл термина "развитие"?(пр1)

Каким образом индивидуальное развитие может отражать эволюционные преобразования в его строении?(пр2)

I. Прочитайте текст учебника стр.215- 216 и дополнительную информацию.1. Дайте определение "онтогенез."На какие два периода делится онтогенез? (гр1) 2.Прочитайте текст стр217-218 и дополнительную информацию. Какая структура даёт начало всем многоклеточным организмам? Какой этап эмбрионального развития завершается образованием неспециализированных клеток?(гр2)

II. Прочитайте текст учебника стр220-221 и дополнительную информацию. В чем выражается дифференцировка клеток в процессе онтогенеза? На каком этапе она протекает? Что называется эмбриональной индукцией?(гр1)

Прочитайте текст учебника стр220-221 и дополнительную информацию. Какие зародышевые листки образуются на стадии гаструляции? О чем свидетельствует гомология зародышевых листков? Какой группе животных соответствует гаструла?(гр2)

Знакомятся с информацией . отбирают источники.

Работают с разными источниками информации







Закрепление учебного материала ( обмен информацией)

Организует обмен информацией

Обе группы заполняют таблицу: Зародышевые листки и их производные

Обмен информацией по вертикали.

Заполнение таблицы

Применение знаний

Корректирует работу школьников

Решение тестов с электронного пособия

Коррекция проектов

Оформление результатов

Оказывает поддержку в подготовке к защите проекта, составлении тезисов

Каждая группа оформляет проект, составляет тезисы, выбирает докладчиков

Проверка и оценка результатов(экспертиза)

Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта, оценить качество работы группы. Собирает работы для оценивания.

Защищают проекты

Рецензируют работы друг друга.

Сдают работы для оценивания

Рефлексия

Высказывает собственное суждение о достижении цели урока.

Оценивают результаты своей деятельности













© 2010-2022