Неопределенные, отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЕКІТЕМІН:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

А.Т.Куандыков

« ___ » ________ 201___ г.

________

Учитель: Кульсаринова Гульмира Еркиновна

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс

Дата проведения: _________.

Урок _______

Тема урока: Неопределенные и отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения.

Цель (обучения): Развитие навыков правописания местоимений с учетом их синтаксических особенностей.

Цель (личностного развития): Развитие умений высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение при работе в парах (и группе)

Ожидаемые результаты: Ученики умеют находить местоимения в речи, определяют его разряд; умеют выделять главную информацию в тексте, анализировать, графически изображать, публично выступать, разрабатывать критерии оценивания, оценивать свою деятельность на уроке; составлять вопросы высокого порядка и давать развёрнутые ответы.

Время

Время по этапам

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Оценивание

Используемые модули

1-2 мин

1-2 мин

Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Организация работы в парах.

Создание благоприят-ного психологи-ческого климата.

Пожелаем друг другу рабочего настроя и успехов в учебе!

Формативное

( похвала)

3-8 мин

4-5 мин

Проверка выполнения домашнего задания.

Выявление одарённых и талантливых детей.

Проверка усвоения материала прошлого урока

Учитель собирает письменные работы учащихся.

Учитель организует работу по проверке изученного материала в парах: 1) Продолжи строчку - Личные местоимения обозначают.(Лицо человека, животного)

- Возвратное местоимение СЕБЯ не имеет...(И.П., рода, числа )

- Вопросительные местоимения изменяются по падежам и родам, за исключением местоимений... (Кто, что)

- Относительные местоимения часто употребляются для связи... (Простых предложений в составе сложного)

2. Определи разряд, падеж (1 человек у доски):

Расстилается передо мной; чувствовать ее боль; что ты делаешь; мы хорошо знаем, кто победит в соревнованиях; гордиться собою.

Учащиеся сдают свои работы.

Ученики выполняют проверку знаний в парах

Обучение талантливых и одарённых учеников.

Оценивание для обучения. Использование новых технологий (ИКТ).

Техника 20 секунд

9-10

1 мин

Стадия вызова

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Учитель: - Мы продолжаем с вами путешествовать по городу Местоимений.

Сегодня мы с вами посетим станции неопределенные и отрицательные местоимения, а также побываем в гостях у притяжательных.




Критическое мышление («Маршрутный лист»).

11-12

1 мин

Физминутка


13 - 34

21 мин

Осмысление содержания

Получение новой информации

Обсуждение результатов парной работы.

4 станция «Неопределенные и отрицательные местоимения».

А) Прочитайте сказку и найдите местоимения.

« В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?»

А второй и говорит: «Ну, что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу!

В каком-то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»

Третий посмеялся и говорит: «Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шёл, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось».

«Эх вы, Глупые спорщики, - сказал четвёртый.- Что вы спорите? Ведь не о чем спорить-то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего».

- Выпишите их в два столбика: 1- неопределенные, во 2 - отрицательные. Взаимопроверка.

В) Сравни местоимения:

1) кто и кто- то

что и что-то

какой и какой-нибудь

что и что-либо

- Что придает значение неопределенности местоимениям? ( Суффиксы -то, -либо

-нибудь). - Как образуются неопределенные местоимения? Проверьте себя и соседа по учебнику.

2)Сравните местоимения:

кто? - никто

что?- ничто

какой?- никакой

чей? - ничей

кого?- никого

чего?- ничего. С помощью чего образуются отрицательные местоимения? Проверьте себя по учебнику.

С) Тренировочные упражнения:

1.Раскройте скобки и запишите:

(Не) кто, (кое) кто, (не) сколько, (кто) то, (что) то, (не) у (кого), (что) нибудь, (что) либо, (кое ) с (кем), (не) который, (не) что, (кое) с (кем), какой (либо), сколько (нибудь), (кто) нибудь.

- Поставьте ударение в отрицательных местоимениях. Расскажите, какая приставка всегда ударная, какая - безударная.

А теперь просклоняйте местоимения:

1 вариант - никто, никакой, некого;

2 вариант - ничто, ничей, нечего. Взаимопроверка.

5 станция «Притяжательные местоимения».

1. Определите, в каком столбике записаны имена прилагательные, в каком - местоимения: папин комбайн - мой комбайн;

лисий хвост - твой хлеб

воронье гнездо - наше поле.

- На что указывают местоимения?

2. Прочитайте теорию (см. Приложение №1).

3. Работа с текстом.

Свой хлеб. Простые, казалось бы, слова, а сколько в них заложено глубокого, мудрого смысла?

Свой хлеб - это признак взросления. Свой хлеб- это нравственное достоинство человека, уважение к самому себе. Свой хлеб ем - на чужой не зарюсь.

Наконец, свой хлеб- это залог могущества нашей державы, ее уверенности в завтрашнем дне.

Хлеб ведь - это не газ и не нефть, запасы которых могут иссякнуть. Посеял его весной- будешь осенью опять с урожаем. Свой хлеб- это хлеб, заработанный.

- Подчеркните местоимения, определите их разряды

- Выпишите притяжательные местоимения. Проверка по ключу на ИКТ (местоимения).

- Бросьте кубик и составьте вопросы к термину местоимение соответственно выпавшей грани.

  • Опишите

  • Сравните

  • Ассоциируйте

  • Проанализируйте

  • Предложите

  • Аргументируйте "за" и "против"

Метод «Кубика» это обучающая стратегия, которая содействует взгляду на тему с различных точек зрения

Задания для ОДД и ТД -

*** Составьте предложения, в которых слово МОЙ было бы глаголом, местоимением.

Ученики организуют индивидуальный поиск, запись в тетрадях и взаимопроверку письменных работ, обсуждение через диалог в паре.

Ученики заполняют по ходу урока маршрутные листы по пунктам тем.

Парное и индивидуальное обучение.

Формативное оценивание

(взаимооцен-ка, самооценка, техника «Ошибочнос-ти понима-ния»).

Использование новых технологий (ИКТ). Новые подходы в обучении: Диалоговое обучение (кумулятивная беседа).

Обучение талантливых и одарённых.

Оценивание для обучения.

41-43 мин

2-3 мин

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации

Трехминутное эссе.

Вопросы по маршрутным листам:

- Что не получилось?

- Какие проблемы возникли?

- Какие пути решения проблем вы нашли?

- Спасибо за работу на уроке.

Учащиеся пишут трехминутное эссе.

заполняют маршрутные листы и в устной форме высказывают своё мнение о том, что не получилось и какие проблемы возникли на уроке.

Индивидуальное обучение

Формативное оценивание

Критическое мышление. Трехминутное эссе

Оценивание для обучения

44-45 мин

1 мин

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Варианты домашнего задания высвечиваются на ИД:

* Выполните упр.541. Списать пословицы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд местоимений. Обозначить падеж местоимений. Объясните значение пословиц и поговорок.

** Составьте алгоритм для правописания неопределенных и отрицательных местоимений.

*** Придумайте лингвистическую сказку или правило-стих об условии написания НЕ-НИ в отрицательных местоимениях.

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Индивидуальное обучение

Обучение талантливых и одарённых.

Использование новых технологий (ИКТ).

Критическое мышление (эссе)

Приложение 1. Теория.

Притяжательные местоимения отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? и указывают на принадлежность предмета лицу, о котором идёт речь.
Грамматические признаки притяжательных местоимений:
имеют формы единственного и множественного числа: ваш - ваши, свой - свои;

имеют формы рода: ваш - ваша - ваше, свой - своя, наш - наша;

изменяются по падежам (кроме её, его, их) по типу прилагательных: мой - моего - моему, ваши - ваших - вашим - вашими.
Местоимения её, его, их происходят от родительного падежа местоимений он, она, они.
Они имеют род и число, не изменяются по падежам, сочетаются с существительными в любых падежах: его отцу, его отцом, о её отце, с её отцом.
Местоимения мой, твой, свой, ваш, наш в предложении выступают в роли согласованного определения.
Местоимения его, её, их - в роли несогласованного определения.

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ

НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ

НА

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

НА НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО

НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЙ




НЕКТО

НЕЧТО



НЕКИЙ

НЕКОТОРЫЙ



НЕСКОЛЬКО



КОЕ-ГДЕ

КОГДА-ТО

КАК-НИБУДЬ


Неопределённые местоимения, кроме некто и нечто, изменяются по падежам. Местоимение некто имеет форму только И. п., а нечто - только И. и В. п.

Некоторые неопределённые местоимения изменяются также по родам и числам.

Вопросительные

местоимения

Неопределённые

местоимения



Кто



Что



Который



Сколько


Некто



Нечто



Некоторый



Несколько




Кое-кто



Что-то



Какой-либо



Сколько-

нибудь


Образование неопределенных местоимений















Правописание неопределенных местоимений

Некто

Кое с кем

Кто-то

Нечто

Кое для кого

Чей-либо

Некий

Кое о чем

Где-нибудь

Некоторый

Кое по кому

Кое-какой

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ПИШУТСЯ


ВМЕСТЕ


РАЗДЕЛЬНО

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Некто

Кое с кем

Кто-то

Нечто

Кое для кого

Чей-либо

Некий

Кое о чем

Где-нибудь

Некоторый

Кое по кому

Кое-какой

ПРИСТАВКА НЕ- ПИШЕТСЯ СЛИТНО

В ПАДЕЖНЫХ ФОРМАХ С ПРЕДЛОГАМИ ВСЕ ЧАСТИ СЛОВА С ЧАСТИЦЕЙ КОЕ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО


ЧАСТИЦЫ ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, КОЕ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС







© 2010-2022