Урок русского языка на тему Обращение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Обращение

Цели урока:

Работа над пониманием этикетных диалогов. Их практическое применение;

Коррекция преодоления речевого негативизма, развитие импрессивной и экспрессивной стороны речи. Закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции. Формирование навыков самостоятельного анализа;

Воспитание положительной мотивации к процессу обучения, привитие навыков культурного общения.

Ход урока:


1. Организационный момент.

(Приветствие, настрой на успех)

2. Словарная работа.

Этикет - установленный порядок поведения.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

3. Сообщение темы урока.

Учитель - Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о словах, которые мы обязательно используем при приветствии, просьбе, извинении, благодарности. Называются эти слова обращениями.

4. Постановка цели урока перед детьми.

Задание учащимся.

Учитель - Обратитесь друг к другу с какой либо просьбой.

Диалог учащихся.

Учитель - Ребята, сейчас вы обращались друг к другу, используя имена собственные. Давайте еще раз обратим внимание на эти обращения. Это имена, отчества и фамилии людей. А вы знаете, что можно использовать при обращении имена нарицательные.



Слайд №1

Обращение


Такие разные обращения

Обращение может быть выражено



Урок русского языка на тему ОбращениеУрок русского языка на тему ОбращениеУрок русского языка на тему Обращение


5. Коррекционное задание по развитию способностей обобщать.

Задание к слайду №2


Назовите обращения, которые

отражают профессию (должность)

  • Друзья

  • Доктор

  • Земляки

  • Дедушка

  • Коллеги

  • Мамаша

  • Учитель

  • Брат

  • Полковник

  • Писатель

  • Бабуля

  • Гости столицы

  • Господин депутат

  • Девушка

Задание учащимся.

Назвать обращения по степени родства, по возрасту.

6. Работа с учебником. Чтение и запоминание правила на стр. 221.

7. Зарядка для глаз.

8. Работа с учебником. Упражнение №317.

Демонстрация таблицы. Письменное выполнение упражнения.

9. Работа со слайдом №3.

Слайд №3

Фамилия Имя Отчество

Фамилия - Наследственное наименование



Имя - Каждому из нас подбирают родители



Отчество - Образовано от имени отца


С.И. Ожегов

Учитель - Имя каждого человека имеет свое значение. Всем понятно значение имени Любовь, а вот что обозначают ваши имена?

Алексей - помощник, заступник.

Виталий - жизненный, жизнеспособный.

Анастасия - возрожденная, воскресшая.

Наталья - младшая.

Мария - любимая, желанная.

Павел - маленький.

Евгений - благородный.

Марина - морская.

Владимир - владеющий миром.

10. Физминутка.

11. Задание к слайду №4. Записи в тетради.

Слайд №4

Хорошо там и тут, где по имени зовут

Образуйте уменьшительно-ласкательные имена

от данных имен

Иван


Мария

Вера


Надежда

Марина


Петр

12. Сообщение нового материала.

Учитель - Мы с вами вспомнили, что обращение может быть выражено именами собственными (предлагается учащимся назвать такие обращения), нарицательными (учащиеся называют их).

Как вы думаете, почему многим людям дают прозвища, несмотря на то, что у них есть имя, фамилия?

Например: Матросов - Матрос,

рыжая девочка - Рыжик,

полный мальчик - Шкаф,

все мастерит - Самоделкин.

Какое из этих прозвищ показалось вам обидным? Почему?

Вывод.

Слайд №5

Прозвища народ дает

Урок русского языка на тему Обращение

  • Прозвища не должны быть обидными;

  • Тем более не должны касаться внешности, физических недостатков!

13. Закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции.

Слайд №6

Вежливо ли так обращаться

к людям?

  • Эй, ты, проходи быстрее!

  • Эй, вы, не стойте на дороге!

Никогда не употребляйте вместо обращения выражения: «Эй, ты». «Ты». «Эй, вы».

14. Формирование навыков самостоятельного анализа.

Работа с картинками (приложение №1).

(Учащиеся выполняют задание письменно)

Учитель - Иногда мы не знаем, как обратиться к незнакомому человек.

В этом случае вместо обращения мы употребляем вежливые слова.

Вывод.

15. Итоги урока.

16. Домашнее задание.

Образовать уменьшительно-ласкательные имена от имен своих одноклассников. Записать в тетради.

© 2010-2022