РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Красноярский медицинский техникум»

(КГБПОУ КрасМТ)










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


по специальности среднего профессионального образования:

34.02.01 Сестринское дело















2015

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

цикловой методической комиссией

№2

заместитель директора

по учебной работе

Председатель ЦМК№2

Н.М. Корнева

Федулова А.Ю.

« » 2015г.

Протокол № 1

«03» сентября 2015г




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования:

34.02.01 Сестринское дело

Рабочую программу составила: Федулова А.Ю., преподаватель Языковой грамотности и культуры речи в профессиональной деятельности первой квалификационной категории Красноярского медицинского техникума.





СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗуЛЬТАТОВ ОсВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15



16





1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский медицинский техникум» по специальности 34.02.01 Сестринское дело и соответствующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности» входит в состав общепрофессиональной дисциплины.

  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. отличать грамотную речь от безграмотной;

  2. устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  3. пользоваться различными словарями русского языка;

  4. работать с текстом;

  5. грамотно оформлять деловые бумаги.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. понятие культуры речи;

  2. нормы русского литературного языка;

  3. правописание и лексическое значение общеупотребительных медицинских терминов;

  4. основные типы языковых ошибок.

  5. основные виды работы с текстом;

  6. особенности функциональных стилей речи;

  7. требования к оформлению деловых бумаг.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 30 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная учебная аудиторная нагрузка (всего)

60

в том числе:

практические занятия

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


составление обобщающих таблиц по теме

12

работа со словарем

4

работа со справочной литературой

4

подготовка мультимедийной презентации

4

подготовка сообщения по теме

2

составление различных видов резюме в зависимости от целевой направленности

4

Итоговая аттестация в форме дифзачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи

70


Тема 1.1

Культура речи. Нормы русского литературного языка

Содержание учебного материала



1

2

3

Понятие культуры речи.

Основные качества речи.

Нормативный аспект культуры речи.

1

1

1

Практическое занятие.

1. Культура речи. Нормы русского литературного языка.

4


Тема 1.2

Орфоэпические и акцентологические нормы

Содержание учебного материала


1

2

3

Изучение норм произношения гласных и согласных звуков.

Изучение особенностей русского ударения.

Система нормативных помет в словарях.

2

2

1

Практическое занятие.

1. Изучение орфоэпических и акцентологических норм.

4


Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Работа со словарем по теме «Вариативность ударения» - записи в рабочей тетради слов, имеющих два варианта ударения.

4

Тема 1.3

Орфографические нормы.


Содержание учебного материала



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Принципы русской орфографии.

Изучение особенностей правописания гласных в корне слова.

Изучение особенностей правописания приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Изучение особенностей правописания Н-НН в суффиксах отыменных и отглагольных прил-ых.

Изучение особенностей правописания Н-НН в суффиксах причастий.

Изучение особенностей написания НЕ- с существительными, прилагательными, причастиями, с глаголами, деепричастиями и наречиями.

Изучение особенностей правописания союзов.

Изучение особенностей правописания производных предлогов.

Изучение особенностей производных предлогов, союзов и омонимичных частей речи.

Изучение особенностей правописания сложных существительных.

Изучение особенностей правописания сложных прилагательных.

1

2

2

2

2

2

2


2

2

2

Практические занятия.

1. Изучение особенностей правописания гласных в корне слова.

2. Изучение особенностей правописания приставок.

3. Изучение особенностей правописания Н-НН в суффиксах разных частей речи.

4. Изучение особенностей правописания НЕ- с разными частями речи.

5. Изучение особенностей правописания производных предлогов и союзов.

6. Изучение правописания сложных слов.

6


Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Работа со справочной литературой - составление таблицы «Правописание наречий».

6

Тема 1.4

Лексико-фразеологические нормы

Содержание учебного материала




1

2

3

4

Нормативное использование различных лексических групп.

Основные типы словарей.

Изучение разновидностей лексических и лексико-стилистических ошибок.

Выявление и устранение лексических и лексико-стилистических ошибок.

2

1

2

2

Практические занятия.

1. Изучение лексических норм и разновидностей лексических ошибок.

2. Устранение лексических ошибок в устной и письменной речи.

4


Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовка сообщения по теме «Фразеологический состав русского языка».

2. Подготовка мультимедийной презентации по теме «Фразеология».

3. Работа со справочной литературой по теме «Выдающиеся отечественные лингвисты».

4. Подготовка мультимедийной презентации по теме «Выдающиеся отечественные лингвисты».

6


Тема 1. 5

Словообразовательные нормы

Содержание учебного материала

1

2

3

Изучение норм словообразования.

Типы словообразовательных ошибок.

Устранение словообразовательных ошибок.


2

1

2

Практическое занятие.

1. Изучение словообразовательных норм.

4


Тема 1.6

Морфологические нормы

Содержание учебного материала


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Морфологические нормы.

Изучение правил определения рода заимствованных слов.

Изучение правил определения рода в наименованиях лиц по профессии.

Изучение правил определения рода сложносокращенных слов.

Изучение правил употребления форм числа.

Выбор варианта окончаний имен существительных в Р.п. ед. и мн. числа.

Изучение вариантов падежных окончаний имен собственных.

Устранение морфологических ошибок, связанных с образованием степеней сравнения прилагательных.

Изучение трудных вопросов склонения местоимений.

Изучение трудных вопросов склонения числительных.

Изучение норм образования форм глагола.

Глаголы, не имеющие формы 1 л. ед. числа.

Разноспрягаемые глаголы.

Изучение правил образования форм деепричастий.

1

2

2

2

2

2

2

2


2

2

2

1

1

2

Практические занятия.

1. Изучение морфологических норм.

2. Изучение вариантов падежных окончаний имен существительных.

3. Изучение вариантов падежных окончаний прилагательных, местоимений, числительных.

4. Предупреждение морфологических ошибок при образовании глагольных форм.

4


Тема 1.7

Нормативный аспект культуры речи

Содержание учебного материала



1

Проведение контроля уровня освоения норм русского литературного языка: акцентологических, орфографических, морфологических, лексических.

2

Практическое занятие.

1. Проведение контроля уровня освоения норм русского литературного языка. Тестирование.

2


Тема 1.8

Синтаксические нормы

Содержание учебного материала


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Изучение норм согласования сказуемого с подлежащим.

Изучение норм согласования определения с определяемым словом.

Устранение ошибок, связанных с порядком слов в предложении.

Изучение норм согласования собирательных числительных.

Изучение норм употребления предлогов В и НА.

Изучение норм употребления предлога ПО.

Изучение норм употребления производных предлогов.

Устранение ошибок при смешении предложного и беспредложного управления.

Устранения ошибок при преобразовании прямой речи в косвенную.

Устранение ошибок, связанных с употреблением обособленных конструкций.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практические занятия.

1. Изучение норм согласования слов.

2. Изучение норм управления.

3. Устранение типичных ошибок в построении синтаксических конструкций.

2


Самостоятельная работа при изучении темы

1. Составление обобщающей таблицы «Типы связи слов в предложении»

4

Тема 1.9

Пунктуационные нормы


Содержание учебного материала


1

2

3

4

5

6

Принципы русской пунктуации.

Выбор знаков препинания в зависимости от смысла или интонации.

Особенности постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Изучение особенностей постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Изучение особенностей постановки знаков препинания в предложениях, осложненных причастными и деепричастными оборотами.

Изучение особенностей постановки знаков препинания в союзных и бессоюзных сложных предложениях.

1

2

2

2


2


2

Практические занятия.

1. Изучение особенностей постановки знаков препинания в простом предложении.

2. Изучение особенностей постановки знаков препинания в простом осложненном предложении.

3. Изучение правил постановки знаков препинания в сложных предложениях.

4


Самостоятельная работа при изучении темы:

1.Составление обобщающей таблицы «Знаки препинания при обособленных членах предложения» (определения, обстоятельства, приложения, уточняющие члены предложения).

2. Составление обобщающей таблицы «Знаки препинания при обращениях».

3. Составление обобщающей таблицы «Знаки препинания при вводных словах и конструкциях».

6

Раздел 2 Текст и его особенности

6

Тема 2.1

Текст. Основные виды работы с текстом

Содержание учебного материала


1

2

3

4

5

Признаки и структура текста.

Типы текстов по функционально-смысловым особенностям.

Определение темы и идеи текстов разной направленности.

Изучение особенностей основных видов работы с текстом.

Составление плана и тезисов.

1

1

2

2

2

Практические занятия.

1. Анализ текста.

2. Составление плана и тезисов.

6


Раздел 3 Культура речи и стилистика

18

Тема 3.1

Функциональные стили речи

Содержание учебного материала


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Изучение особенностей функциональных стилей речи.

Изучение признаков и особенностей научного стиля.

Жанры научного стиля.

Изучение признаков и особенностей официально-делового стиля.

Структура и жанры официально-делового стиля.

Структура деловых бумаг.

Изучение особенностей публицистического и разговорного стилей.

Жанры публицистического и разговорного стилей.

Изучение особенностей речевого этикета.

2

2

1

2

1

1

2

1

2

Практические занятия.

1. Изучение особенностей научного стиля.

2. Оформление деловых бумаг.

3. Изучение особенностей публицистического и разговорного стилей.

18


Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составление различных видов резюме в зависимости от целевой направленности.

4

Тема 3.2

Языковая грамотность и культура речи

Содержание учебного материала


1

Проведение контроля уровня освоения норм русского литературного языка: акцентологических, орфографических, морфологических, лексических, синтаксических.

2

Практическое занятие.

1. Проведение контроля уровня освоения норм русского литературного языка. Тестирование.

2


Всего

90


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и культуры речи.

Оборудование учебного кабинета:

  • столы, стулья для преподавателя и студентов;

  • шкафы для хранения наглядных пособий, учебно - методической документации;

  • доска классная.

Технические средства обучения:

  • компьютеры;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2003. - 448 с.

2.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. - 382 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//minzdravsoc.ru)

  2. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//mednet.ru).

  3. [email protected];

  4. slovari.gramota.ru;

  5. slovari.ru.

Дополнительные источники:

1.Ожегов С.И Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. - М.: «АТЕМП», 2004. - 944с.

2. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. - М. : АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2008. - 944 с.

3. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации. / Д.Э. Розенталь. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 832 с.

4. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 816 с.

5. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. - М. : АСТ: Астрель, 2008. - 847 с.

6. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2003. - 350с.

.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения:

отличать грамотную речь от безграмотной

оценка качества устной и письменной речи обучающихся при выполнении упражнений, тестов, при проведении орфоэпической минутки.

устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи

оценка результатов выполнения упражнений, индивидуальных заданий, тестирования

пользоваться различными словарями русского языка

оценка результатов выполнения упражнений, индивидуальных заданий, тестирования

работать с текстом

оценка результатов анализа текста, составления плана, тезисов, конспекта по тексту и др.

грамотно оформлять деловые бумаги

оценка результатов оформления различных видов деловых бумаг.

Усвоенные знания:

понятие культуры речи

оценка качества устной и письменной речи обучающихся при выполнении упражнений, тестов, при проведении орфоэпической минутки.

нормы русского литературного языка

оценка результатов выполнения упражнений, индивидуальных заданий, тестирования

основные типы языковых ошибок

оценка результатов выполнения упражнений, индивидуальных заданий, тестирования

основные виды работы с текстом

оценка результатов анализа текста, составления плана, тезисов, конспекта по тексту и др.

особенности функциональных стилей речи

оценка результатов анализа текста и выполнения практических заданий по составлению текстов различной стилевой принадлежности.

правописание и лексическое значение общеупотребительных медицинских терминов

оценка результатов выполнения упражнений, индивидуальных заданий, тестирования, словарных диктантов

требования к оформлению деловых бумаг

оценка результатов оформления различных видов деловых бумаг.



© 2010-2022