Конспект урока русского языка на тему Морфемика и словообразование 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка 8 класс

Урок № 3.

Тема: Морфемика и словообразование.

Дата: 05.09.2015 г.

Цели:

  1. Активизировать знания учащихся о членении слова на морфемы, о способах словообразования, о взаимосвязи орфографии и морфемики;

  2. Совершенствовать умение определять способ словообразования и образовывать слова заданным способом, умение вычленять морфемы в слове, определять виды орфограмм и устанавливать их написание в соответствии с правилом.

  3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями.

Тип урока: повторительно - обобщающий

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке вы должны повторить, что изучает «Морфемика», способы словообразования, связь правописания с умением правильно выделять морфемы в словах.

II. Проверка домашнего задания.

Коллективная проверка: вызванный учащийся читает текст, называет, что он определил. Остальные соглашаются, оппонируют, дополняют.

III. Повторение изученного.

  1. Беседа.

- Вспомните, на какие значимые части - морфемы - делятся слова. Что является предметом изучения «Морфемики»?

- Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем.)

- Перечислите способы образования слов, которые таким образом связаны с «Морфемикой». (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, постсуффиксальный.)

2. Работа с таблицей в тетрадях.

- перенесите в тетради т а б л и ц у, которую вы видите на доске.

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение основ


- А теперь распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, межконтинентальный, паровозный, прибежать.

│Два ученика выполняют дифференцированное (аналогичное) задание по карточкам.

По окончании работы проводится проверка с комментированием.

- Образуйте от слов: море, ухо, береза - новые слова приставочно-суффиксальным и суффиксальным способами.

│в это время - проверка работ по карточкам.

- Как вы справились с этим заданием? Назовите, какие образовали слова. (Приморский, моряк, наушник, ушная раковина, подберезовик, березняк.)

3.Работа с учебником.

- Откройте «Практику» на с. 11, упр.14. Подумайте над вопросами и ответьте на них.

- Выполните упр.17 на с.12.

4.Распределительный диктант.

│У доски работает учащийся. Упр.15 на с.12

- Запишите в тетрадях заголовки трех столбиков

Безударная гласная непроверяемая гласная чередующаяся гласная.

Лесной, загорелый, батальон, растение, зажигать, затемнить, автомобиль, гармония, блеснуть, затянуть, водяной, измельчить, прикасаться, отклонение, озарение, терпение, дебют.

│проверка работы у доски.

5.Работа со словарем.

- В диктанте встретились слова гармония, дебют. Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

- Сравните ваши предположения со словарем на стр.239. Прочитайте.

IV. Подведение итогов урока.

- какие способы словообразования вы знаете?

- почему важно уметь выделять части слова?

- какие виды орфограмм вы можете назвать?

Домашнее задание: повторить правила об орфограммах в корне, приставке, суффиксе, окончании и употребление ь на конце слова; упр. 24, стр.14..

ьте на них.

22222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222


2

© 2010-2022