- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Автореферат исследовательской работы учащегося по литературе
Автореферат исследовательской работы учащегося по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Адамова Н.А. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Автореферат.
Автор: ученица 8-го класса СОШ №50 г. Грозного
Агамалова Лолита
Руководитель: Адамова Наталья Алиевна, учитель русского языка и литературы.
Предмет: русская литература
Тема: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя» (по творчеству Ф.М. Достоевского)
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №50» г. Грозного
Используемые ресурсы: текстовой редактор WORD, редактор для создания презентации POWER POINT, а также ресурсы сети Интернета.
1) Актуальность темы.
Мир человека широк, многогранен, глубок и в своей таинственной необъятности открыт как бесконечному совершенствованию, так и беспредельному падению. Но в то же время мир един, что позволяет вести разговор о вполне определенных закономерностях и соответственно возможных путях его развития.
К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души отдельной личности слиты в неразрывное целое.
«Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
-
Определение предмета исследования.
Объект исследования - творчество Ф.М.Достоевского
Предмет исследования - наполеоновская тема в романaх Ф.М.Достоевского.
Цель - комплексное рассмотрение наполеоновской темы в романе «Идиот», формирование наполеоновской проблематики во всем художественном творчестве Ф. М. Достоевского.
Основными задачами являются:
1.Определение ключевых понятий наполеоновской темы в творчестве Ф. М. Достоевского.
2..Показ эволюции наполеоновской темы в романах Ф.М. Достоевского.
3.Рассмотрение различных видов наполеонизма через образы героев-наполеонистов.
Практическая значимость:
исследовательская работа по творчеству Ф.М. Достоевского может быть использована для уроков литературы при изучении творчества писателей ХIХ века, для проведения дискуссий о смысле жизни и значении времени, для развития духовности современной молодежи.
Основные темы в творчестве Достоевского:
-
Мир униженных и обездоленных.
-
Наполеонизм и «право сильной личности».
-
Тема двойников.
-
Проблема добра и зла.
Он выделял три основных момента в народной нравственности:
1. Чувство органической связи между людьми;
2. Братское сочувствие и сострадание;
3. Готовность добровольно прийти на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы.
Умами многих людей извечно владеет ложная идея наполеонизма - идея превосходства одних над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы.
3) Каковы слагаемые «наполеонизма»?
1) Наполеон - это не только конкретная историческая личность, но и символ определенных морально-этических качеств и поведенческих особенностей. Наполеон в художественном тексте зачастую символизирует стремительный личный успех, блестящие способности в каком-либо деле, тщеславие, властолюбие, необыкновенную волю и мощь, а также грубое силовое разрешение жизненных затруднений.
2) Наполеоновская идея - это, во-первых, сжатое выражение важнейших общественно-политических взглядов Наполеона I; и, во-вторых, владычествующая мысль в системе взглядов героя-наполеониста. В общем смысле наполеоновская идея - это, прежде всего, идея «спасения» мира и людей от несправедливости усилиями героя-наполеониста.
3) Наполеонист - носитель наполеонизма, особый тип героя в мировой художественной литературе XIX-XX вв., для которого Наполеон является образцом для подражания.
5) Наполеонизм - специфическая форма эготизма, один из типов самозваного избранничества, при котором «избранник» путем прохождения различных испытаний стремится утвердить себя и свою исключительность в мире, согласуясь с наполеоновским мифом как моделью для подражания, как историей, требующей повторения.
В творчестве Достоевского в разной степени нашли свое отражение все эти составляющие наполеоновской темы.
4) Наполеоновская тема проходит почти через всё творчество Достоевского.
-
«Господин Прохарчин» (1846)
-
Отдельные варианты «Двойника» (1846) и «Честного вора» (1848)
-
«Белые ночи» (1848)
-
«Дядюшкин сон» (1859)
-
«Записки из Мертвого дома» (1860-1862)
-
«Записки из подполья» (1864)
-
«Преступление и наказание» (1866)
-
«Идиот» (1868)
-
«Бесы» (1872)
-
«Подросток» (1875)
-
«Братья Карамазовы» (1879-1880)
«Записки из подполья» разделяют творчество Достоевского на два периода. До «Записок из подполья» Достоевский был еще психологом, хотя с психологией своеобразной, он - гуманист, полный сострадания к «бедным людям», к «униженным и оскорбленным», к героям «мертвого дома». С «Записок из подполья» начинается гениальная идейная диалектика Достоевского.
-
Нахождение идентичных героям Достоевского гипотез в зарубежной литературе.
Достоевский и Ницше
От убийства старухи-процентщицы («Преступление и наказание») до целой сети разного рода убийств и самоубийств («Бесы») здесь ясно прослеживается чудовищный прогресс и развитие мысли Родиона Раскольникова. Фридриха Ницше не могла не заинтересовать эта метаморфоза и уж тем более сама идея, и он, внимательно прочитав "Бесов" Достоевского, правда на французском, конспектирует их довольно подробно, включая разговоры с Кирилловым, Шатовым, начиная, как это ни странно, с конца и продвигаясь к началу - от предсмертной записки Ставрогина до первых глав. То, что Ницше находит близким своим убеждениям и мыслям, он более четко, без психологического анализа, присущего Достоевскому, воплощает в своих работах. Между написанием "Заратустры" и написанием "Бесов" более десяти лет. И есть все основания предположить, что некоторые идеи Достоевского оказали влияние на ницшеанского Заратустру, послужили катализатором его возникновения. Мысли обоих писателей близки и порой пересекаются , превращаясь из параллелей в совпадения.
«Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель… Так доселе велось и так всегда будет!»
6) Поэтапный анализ произведений Великого Пятикнижия Достоевского, в котором идеология наполеонизма выразилась особенно остро.
«Преступление и наказание»»
"Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны, - отмечает Ю. Борев. - Прежде всего это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет… решить для себя вопрос: кто он - тварь дрожащая или Наполеон. И, наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Автор всё время подменяет один мотив другим…".
«Идиот»
Наполеоновская тема также занимает значительное место в романе «Идиот» и представлена в нем в нарративном (рассказ генерала Иволгина о Наполеоне), образном (образы героев-наполеонистов - Мышкина, генерала Иволгина, Ипполита и Гани) и сравнительно-историческом ключе.
В структуре образов романа «Идиот» она построена от более очевидных вариантов наполеонизма (генерал Иволгин), его сниженных и упрощенных форм (Ипполит, Ганя Иволгин) к наполеонизму высшего порядка, осложненному наиболее неоднозначным и противоречивым характером главное героя (князь Мышкин).
«Бесы»
В «Бесах» те же темы если не углублены, то значительно расширены и осложнены. Целое общество людей, одержимых мечтой о насильственном перевороте, чтобы переделать мир по-своему, совершают зверские преступления и гибнут позорным образом, а исцеленная Россия склоняется перед своим Спасителем.
«Подросток»
Как и другие романы Достоевского, он посвящен проблеме молодого поколения. Аркадий Долгорукий, герой романа «Подросток», одержим идеей Ротшильда - он мечтал накопить миллион, чтобы потом властвовать над людьми. Однако непосредственность юношеских страстей и переживаний, «живая жизнь» заставляют Аркадия постоянно отклоняться от его «идеи».
«Братья Карамазовы»
Итоговым произведением Достоевского по замыслу и охвату жизненных явлений, событий и проблем стал его последний роман "Братья Карамазовы". Роман был неслучайно так назван. Достоевский хотел написать роман о братстве, но успел создать только первую его часть, в которой показывал распад братства и разложение семьи.
7) Выводы:
-
Все герои Достоевского - он сам, различная сторона его собственного духа. Сложная фабула его романов есть раскрытие человека в разных аспектах, с разных сторон. Он открывает и изображает вечные стихии человеческого духа.
-
«В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе». Н. Добролюбов
-
Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность
Список использованной литературы
-
Т.Касаткина. «Характерология Достоевского».
-
Т.Касаткина. «О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М.Достоевского как основа «реализма в высшем смысле».
-
Л.Сараскина. «Бесы: роман-предупреждение».
-
Н.Подосокорский. «Наполеоновская тема в романе «Идиот»
-
Н.Бердяев. «Миросозерцание Достоевского».
-
А.Крицинин. «Генезис и идейное становление подпольного человека в творчестве Достоевского».
-
Л.Шестов. «Достоевский и Ницше».