СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ВЫРАБОТКА УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ФОРМУ ЗАВИСИМОГО СЛОВА ПРИ СОГЛАСОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ

Цель: закрепление понятий о типах словосочетаний и способах свя­зи в словосочетаниях. I.               Словарная работа. Объяснить правописание слов в словосочетаниях. Определить (уст­но) строение и значение словосочетаний: социологический эксперимент, дискуссионная группа, сэкономить на пончик, пончик с печёнкой, теорети­ческие исследования, небезынтересная пьеса, расчетливый ростовщик. II.   Выработка умения правильно употреблять форму зависимогослова при управлении. Упр. 58. III.             ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ВЫРАБОТКА УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ФОРМУ ЗАВИСИМОГО СЛОВА ПРИ СОГЛАСОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ

Цель: закрепление понятий о типах словосочетаний и способах связи в словосочетаниях.

I. Словарная работа.

Объяснить правописание слов в словосочетаниях. Определить (устно) строение и значение словосочетаний: социологический эксперимент, дискуссионная группа, сэкономить на пончик, пончик с печёнкой, теоретические исследования, небезынтересная пьеса, расчетливый ростовщик.

II. Выработка умения правильно употреблять форму зависимого
слова при управлении. Упр. 58.

III. Творческое задание.

Построить словосочетания, используя слова-паронимы в качестве главных слов:

представить - предоставить (например, представить друга - предоставить свободу); оделить- отделить; осудить- обсудить; вдохнуть - вздохнуть; здравица - здравница; дипломат - дипломант; отклик -оклик; поиски - происки.

... в качестве зависимых слов:

искусный - искусственный; обидный - обидчивый; эффектный -эффективный.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Выборочный диктант.

Запишите словосочетания, которые помогают определить, о ком идет речь.

Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни - простое чириканье - мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ей почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам... И если мы расстаёмся с родными местами, воспоминание о доме непременно связано с этой серенькой птицей (В. Песков).

В результате получается следующее:

Каждый человек, знает птиц, маленьких птиц. Кормятся возле нас. Простое чириканье, часто не замечаем. Почему-то утихнуть, привыкли к звукам, нехитрым звукам. Расстаёмся с местами, родными местами, воспоминание о доме, непременно связано, связано с птицей, серенькой птицей.

2. Игра «Четвертое - лишнее».

1) Галстук из шелка; ковер из шерсти; друг из Москвы; кувшин из глины.

2) Письмо из Болгарии; мальчик из города; лес из Сибири; варенье из клубники.

3. Укажите главное и зависимое слова в словосочетании, назовите
способ связи.

Образец: просит помочь (примыкание), помочь в работе

(управление).

Большое желание, выразить желание, желание учиться, учиться в техникуме, строительный техникум, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, добиться успехов, стремление добиться, успехи в труде, успешный труд, закончить учебу, досрочно закончить, стремиться к цели, высокая цель, достигнуть цели.

Подчеркните словосочетания, имеющие значение «предмет и его признак».

4. Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Образец: настоящая дружба (согл.) - дружить по-настоящему

(примыкание).

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, посоветовать брату, встретить друга.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, разбить вазу, лучи солнца, лай собаки, ухаживать за садом.

Согласование в примыкание: серьёзный разговор, полная поддержка, радушная встреча, откровенное признание, турецкий кофе.

Примыкание в согласование: говорить тихо, запасаться на зиму, сегодня вечером, поёт громко, рычать по-звериному, по-настоящему весело, поступить по-честному.

5. Выборочный диктант. Из диктуемых сочетаний слов выписать только словосочетания. Отметить главное слово. (В сильном классе работа выполняется самостоятельно, в слабом - учащиеся проводят анализ и делают вывод под контролем учителя.)

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока,более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради жизни, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.

V. Задание на дом:

1) определить главное и зависимое слово в выписанных словосочетаниях и способ их связи; 2) восстановить текст по словосочетаниям и озаглавить его.



© 2010-2022