Кружок «Василиса» Рабочая программа Кружок «Василиса»

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Цель курса – Развивать прикладное творчество школь...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края









«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Директор

______________ Пузикова Г. В. ______________Пирязева Л.И.

Протокол №____ от Приказ № ____от<<___>>____2013 г.

«____» ____________ 2013 г.

Рабочая программа

На 2013-2014 учебный год

Кружок «Василиса»

Составитель: Бондарева Л.Д

учитель русского и литературы

с. Петухи 2013

Пояснительная записка


Среди множества факторов, обуславливающих развитие школьника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки - важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений. Игрушки - носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Курс содержит 34 занятия. Эти занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня длительностью от 30 до 40 минут. Их продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.

Цель курса - Развивать прикладное творчество школьников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла.



Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.


Содержание программы.


Раздел I. Русская народная кукла.


Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

Требования к знаниям и умениям:

- знать когда появились куклы;

- кто и для чего создаёт куклы;

- из чего делают традиционную народную куклу;

- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.


Раздел II. Обереговые куклы.

Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.


Тема 1. Кувадка.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла - закрутка.


Тема 4.Мотанка


Тема 5. Ангел.

Тема 6. Кубышка-травница.

Тема 7. «Обережье» (итоговое игровое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обереговых кукол;

- развивать навык работы с тканью;

- уважать традиции русского народа;

- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.


Раздел III. Обрядовые куклы.

Народные обрядовые праздники. Кукла - носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.

Тема 1. Зернушка (крупеничка).

Тема 2. Отдарок- на- подарок.

Тема 3. Неразлучники.

Тема 4.Желанница

Тема 5. Кукла-десятиручка.

Тема 6.Птица-радость

Тема 7. Колокольчик

Тема 8. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обрядовых кукол;

- развивать навык работы с иглой;

- понимать логические связи между куклами и обычаями;

- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.


Раздел IV. Игровые куклы.

Кукла - древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.


Тема 1. Кукла-кормилка.

Тема 2. Кукла-капустка.

Тема 3. Зольная кукла.

Тема 4.Бабочка

Тема 5. Зайчик на пальчик

Тема 6. Каша

Тема 7. Мастер-класс от «Василинок».Санница

Требования к знаниям и умениям:

- знать историю игровой куклы;

- уметь создавать художественный образ в народных традициях;

- уметь работать по замыслу.






Тематический план



Наименование разделов и тем


Количество

занятий


Срок



Раздел I. Русская народная кукла.



2


Тема 1. Что мы знаем о куклах?


1


сентябрь


Тема 2. История тряпичной куклы.


1


сентябрь



Раздел II. Обереговые куклы



8


Тема 1. Кукла-кувадка.


1


сентябрь


Тема 2. Куклы-пеленашки.


1


сентябрь


Тема 3. Кукла-закрутка.


2


октябрь


Тема 4. Мотанка


1


октябрь

Тема 5. Ангел.

1

октябрь


Тема 6. Кубышка-травница.


2

октябрь


Тема 7. «Обережье».


1


Ноябрь



Раздел III. Обрядовые куклы



9


Тема 1. Зернушка (Крупеничка).


2

Ноябрь


Тема 2. Отдарок-на-подарок.


2

Ноябрь - декабрь


Тема 3. Неразлучники.


2

декабрь

Тема 4. Желанница

2

декабрь

Тема 4. Кукла-десятиручка.

2

январь

Тема 5. Птица-радость

1

январь

Тема 6. Колокольчик

1

февраль

Тема 7. «Рукодельницы».

1

февраль



Раздел IV. Игровые куклы.



7


Тема 1. Кукла-кормилка.


2


февраль


Тема 2. Кукла-капустка.


2


Март


Тема 3. Зольная кукла.


2


Март

Тема 4. Бабочка

1

Апрель

Тема 5. Зайчик на пальчик

1

Апрель

Тема 6. Каша

1

май

Тема 7. Мастер-класс от «Василинок». Санница

1

май



Всего:



34









Требования к уровню подготовки воспитанников


Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка русской народной куклы «Василинка»:


Воспитанник

должен


Базовый компонент


Компонент ДОУ


Национально-региональный компонент


1


2


3


4


Знать


Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.


Знать о месте русской народной куклы в истории и культуре.


Знать некоторые фольклорные произведения .


Уметь


Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.


Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.


Находить логические связи между образом и традицией.




Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.


Месяц


Способ проверки ЗУН


1


2



Декабрь



Итоговое игровое занятие «Обережье» по разделу II



Март



Итоговое практическое занятие «Рукодельницы»

по разделу III



Апрель



Обобщающее занятие по курсу «Мастер-класс от «Василинок»






Список средств обучения


  1. Технические средства обучения - магнитофон, DVD, теле- и видеоаппаратура.


  2. Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.


  3. Оборудование - образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.

Конспекты занятий


Раздел I. Русская народная кукла.


Занятие 1. «Что мы знаем о куклах?»

Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

Оборудование: Экспозиция русских народных кукол в музее «Зауральская светёлка». Магнитофон.

Предварительная работа: Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку «Народная игрушка».

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Занятие 2. «История тряпичной куклы»

Цель: Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой и материалами, из которых её изготовляют.

Оборудование: Образцы тряпичных кукол. Магнитофон. Ножницы, иглы, шаблоны прямоугольной формы.

Материалы: Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Литературный ряд: Загадки:

А я тычу-потычу: носик стальной,

носик стальной, хвостик льняной.


Шила барыня-княгиня, весь мир нарядила.

Нарядила, обшила, сама нагая ходила.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Раздел II. Обереговые куклы.


Занятие 1. «Кувадка»

Цель: Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и объяснить назначение обереговых кукол.

Оборудование: куклы «Кувадки», схема алгоритма работы (см. приложение 1), магнитофон.

Материалы: Лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки-мулине.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Занятие 2. «Куклы-пеленашки»

Цель: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение работать с тканью и нитками.

Оборудование: Образцы кукол Пеленашек, схема алгоритма работы (см. приложение 1).

Материалы: Полоса белой ткани 15х50см, лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см, нитки-мулине, ленточки шириной 0,5-1 см.

Литературный ряд: Колыбельная Е.С. Хабаровой «Как у бабушки Варвары»

Словарь: Свивальник, крещение, колыбель.


Занятие 3-4. «Кукла-закрутка»

Цель: На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми свойствами куклы. Учить уважать традиции своего народа. Продолжать развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться схемой.

Оборудование: Куклы-закрутки, схема алгоритма работы (см. приложение 1).

Материалы: Лоскуты ткани 20х20 см, лоскуты белой ткани 10х10 см, разноцветные лоскуты для одежды, тесьма, ленточки для украшения костюма куклы, нитки-мулине, шерст. или х/б пряжа.

Литературный ряд: Сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная».


Занятие 5 «Мотанка»

Занятие 6. «Ангел»

Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

Оборудование: Образец куклы, схемы складывания ткани.

Материалы: Лоскуты белой ткани 20х20 см, лоскуты капрона 15х15 см, нитки белые.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Занятие 7-8. «Кубышка-травница»

Цель: Продолжать знакомить с народными «оберегами». Познакомить детей с лекарственным травами, произрастающими в нашей области. Развивать навыки владения ножницами и иглой при создании куклы. Учить, создавая образ, наделять его характерными чертами и свойствами.

Оборудование: Кукла «кубышка-травница», схема алгоритма работы (см. приложение 3).

Материалы: Лоскут светлой ткани 20 х 20см. - 1 шт. Лоскут светлой ткани в мелкий рисунок 10 х 10 см. - 2 шт. Треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см. - 1 шт. Полоска ткани красного цвета 20 х 1см. - 1 шт. Лоскут цветной ткани 40 х 40см. - 1 шт. Лоскут цветной ткани 5 х 5 см. - 2 шт. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см. для фартучка - 1 шт. Тесьма для пояса 25см. Красные нитки. Душистые лекарственные травы 3-5 наименований по 10 гр. каждой. Синтепон для наполнения куклы.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Занятие 9. «Обережье» (итоговое игровое занятие)

Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.

Оборудование: Куклы, изготовленные детьми на предыдущих занятиях.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Раздел III. Обрядовые куклы.


Занятие 1-2. «Зернушка (крупеничка)»

Цель: Познакомить с одним из обрядовых праздников, используя сказку и куклу Зернушку. Воспитывать уважение к традициям и понимание народных обычаев. Развивать навык работы с иглой и тканью. Способствовать активизации речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев.

Оборудование: Кукла Зернушка. Иллюстрации к сказке «Крупеничка», схема алгоритма работы (см. приложение 2).

Материалы: Лен - 12х16 см, ситец - 15х15 см, нитки-мулине, нитки х/б, нитки шерстяные, крупа (перловая, гречишная), горох. Лоскуты цветного ситца, тесьма, ленты.

Литературный ряд: Русская народная сказка «Крупеничка».


Занятие 3-4. «Отдарок-на-подарок»

Цель: Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы. Учить самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Оборудование: Образцы кукол. Схемы алгоритма работы. Магнитофон.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Занятие 5-6. «Неразлучники»

Цель: Познакомить ещё с одним народным обрядом - свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать художественное творчество при создании костюма.

Оборудование: Куклы «Неразлучники», схема алгоритма работы (см. приложение 2).

Материалы: Лоскуты однотонной ткани 10х12см 1 шт., 10х22 см 2 шт., цветные лоскутки, кусочки тесьмы, лент, бусинки, бисер, нитки-мулине, шерстяная пряжа.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 7-8. «Желанница»


Занятие 9-10. «Кукла-десятиручка»

Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Развивать конструктивные умения и творческое воображение.

Оборудование: Ножницы, иглы, схема изготовления куклы Кувадки.

Материалы: Прутики (можно соломки для коктейля) по 8см 5 шт., шерстяная пряжа, нитки-мулине, лоскут ткани 24х12 см, бусинки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 11. Птица-радость

Занятие 12. Колокольчик


Занятие 13. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие)

Цель: Совершенствовать ручную умелость при работе с тканью в процессе создания творческого образа. Развивать логическое мышление, закреплять знание обычаев своего народа.

Оборудование: Все схемы-алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы, иглы.

Материалы: Лоскуты тканей разного размера и цвета, нитки, пряжа, тесьма, ленты, вата, синтепон, сухие лекарственные травы, бусинки, бисер. Листы бумаги, карандаши.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Раздел IV. Игровые куклы.


Занятие 1-2. «Кукла-кормилка»

Цель: Дать понятие куклы, как древнейшей игрушки. Познакомить с самой древней игровой куклой - вепсской куклой.


Оборудование: Образец куклы-кормилки. Схема алгоритма работы (см. приложение 2).

Материалы: Лоскуты ткани 20х20 см: 1-белый, 4-цветных. Вата. Нитки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Занятие 3-4. «Кукла-капустка»

Цель: Совершенствовать конструктивные умения при работе с тканью. Развивать художественный вкус при подборе материалов.

Оборудование: Кукла-капустка, схема алгоритма работы (см. приложение 3).

Материалы: Прямоугольный лоскут ткани 15х30 см, белый лоскут 20х20 см, вата, нитки-мулине, цветные лоскутики ситца и льна, тесьма.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.


Занятие 5-6. «Зольная кукла»

Цель: Продолжать знакомить детей с подручными материалами, из которых делали кукол наши бабушки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа. Развивать конструктивные навыки.

Оборудование: Образец зольной куклы, схема алгоритма работы (см. приложение 3).

Материалы: Два лоскута ткани 20х20 см, песок (вместо золы), цветной лоскут 20х15 см, нитки, ленточки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 7. Бабочка

Занятие 8. Зайчик на пальчик

Занятие 9. Каша

Занятие 10. Мастер-класс от «Василинок» «Санница»

Цель: Выявить уровень умений, знаний и навыков детей по разделам курса. Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Оборудование: Схемы-алгоритмы изготовления тряпичных кукол. Ножницы, иглы.

Материалы: Лоскуты ткани (лён, ситец), синтепон, сухие лекарственные травы, песок, крупа (перловая, гречневая), нитки, пряжа, тесьма, ленточки, бусинки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.


Примечание: Самостоятельная творческая деятельность детей сопровождается русской народной музыкой (см. приложение 4).








Приложение 1

Кружок «Василиса» Рабочая программа Кружок «Василиса»



Приложение 2


Кружок «Василиса» Рабочая программа Кружок «Василиса»

Приложение 3


Кружок «Василиса» Рабочая программа Кружок «Василиса»

Приложение 4
Музыкальное приложение


  1. Русский хоровод.

  2. «Катеринушка» лирический танец.

  3. «Россияночка» девичий игровой танец.

  4. «Вдоль деревни» (В.Голиков, В.Короткова).

  5. «Золотая хохлома» (В.Свешников, М.Вахутинский).

  6. «Утушка луговая» русская народная песня в обработке В.Городовской.

  7. «Комаринская» концертная пьеса на русскую тему для балалайки с оркестром (А.Курченко).

  8. «Казачок» (М.Вахутинский).

  9. «Северные переборы» на темы гармошечных наигрышей (С.Сметанина, А.Широков).

  10. «Барыня» ярмарочная потеха (А.Курченко).

  11. «Русский сувенир» (Д.Лошкин, В.Попонова).

Список литературы


1. Арапова-Пискарёва Н.А. О развитии программного обеспечения в среде дошкольного образования // Управление ДОУ. 2005. №5. С. 64-72.
2. Афанасьева С. Дебют. Программа по основам художественного ремесла. («Детский сад от А до Я» №6/2005).
3. Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. («Ребёнок в детском саду» №6/2006).
4. Жили-были…: Рус.обрядовая поэзия / Сост. Г.Г. Шаповалова, Л.С. Лаврентьева - СПб.: Русско-Балт. Информац. Центр БЛИЦ, 1998.
5. Лавриненко Н. Этнопедагогика. Её роль в развитии творческих способностей студентов. («Дошкольное воспитание» №12/2006).

6. Локальные традиции народной культуры в конце XX века: Материалы региональной научно-практической конференции (Курган, 14 декабря 2001 г.) /Мин-во образования РФ; КГУ. - Курган: Изд-во КГУ, 2002.
7. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. - М.: Просвещение.
8. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
9. Микляева Н. Методика разработки авторской программы. («Детский сад от А до Я» №3/2006).
10. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 416 с. - (Программа развития).
11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
12. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А.В. Копылова. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
13. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006 - 112 с. - (Библиотека руководителя ДОУ).
14. Сто сказок Южного Зауралья: учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Кург. Гос. Ун-т; [Сост., науч. ст. и коммент.: В.П. Фёдорова; Е.В. Рычкова]. - Курган: Редакционно - изд-ий центр Кург. гос. ун-та, 2005.
15. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре.: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. - М.: АРКТИ, 2006.
16. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника. («Дошкольное воспитание» №8/2006).
17. У кота - баюна: Кн. для семейного и детского досуга: Дет. фольклор Зауралья / Сост. В.П. Фёдорова - Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1992.




© 2010-2022