Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Дуван

муниципального района Дуванский район Республика Башкортостан

Рассмотрено на Согласовано Утверждаю

заседании ШМО Зам.дир. по УР Директор школы

Протокол № 1 ______Денисова С.В. ______Петухов С.В.

от 31.08.2015г. «31» 08 2015г. Приказ № 151

Руководитель ШМО от « 31 » 08 2015г.

_______Фефелова И.Г.



Рабочая программа

по литературе

для 8 а класса

на 2015-2016

учебный год





Разработала и реализует учебный курс

учитель русского языка и литературы

высшей категории Фефелова И. Г.





2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи изучения предмета

Как и на всех этапах образования, в основной школе изучение литературы в VIII классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общая характеристика предмета

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы).

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Обучение в VIII классе включает литературное образование на среднем этапе трёхступенчатого основного общего образования (первый - V-VI классы, второй - VII-VIII классы и, завершающий, третий этап - IX класс).

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство русской литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Место изучения предмета в учебном плане

Федеральный учебный базисный план для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования в 8 классе 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Сведения о примерной программе

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе примерной Программы общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для учащихся 5 - 11-х классов под редакцией В. Я. Коровиной.

Сведения об учебно-методическом комплексе

В. Я. Коровина и др.. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

для достижения требуемых результатов обучения

  • проблемное обучение;

  • исследовательские, проектные методы обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • личностно ориентированное обучение;

  • дифференцированное обучение;

  • дидактические игры;

  • работа в группах, парах;

  • деятельностный подход;

  • тестовые технологии;

  • интернет-технологии

Основное содержание предмета

  1. Устное народное творчество - 3 ч.;

  2. Древнерусская литература - 2 ч.;

  3. Русская литература XVIII века - 3 ч.;

  4. Русская литература XIX века - 33 ч.;

  5. Русская литература XX века - 23 ч.;

  6. Зарубежная литература - 4 ч.;

  7. Итоговый урок - 1 ч.

Тестов - 2.

Уроков по развитию речи - 8, в том числе сочинений - 3.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной учебной программе

К концу 8-го класса учащиеся должны освоить основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной; критическое оценивание достоверности полученной информации; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т. ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.

- умение отстаивать гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы

учебного курса, предмета

Тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1. В какой стране происходит действие, описанное в поэме?

А) в Армении; Б) в Персии; В) в Грузии.

2. Мальчика привез в монастырь

А) его отец; Б) русский генерал; В) русский солдат.

3. Мальчика оставили в монастыре, потому что

А) он хотел посвятить свою жизнь служению Богу;

Б) его на постриг благословил отец;

В) он заболел в пути и не мог двигаться дальше.

4. Сколько лет было мальчику, когда он попал в монастырь?

А) примерно шесть; Б) примерно девять; В) примерно двенадцать.

5. Основную часть поэмы составляет

А) рассказ старика о Мцыри;

Б) рассказ автора о Мцыри;

В) рассказ самого Мцыри.

6. Продолжите цитату: «Ты хочешь знать, что делал я на воле…

А) боролся; Б) жил; В) пел.

7. Сколько дней отсутствовал Мцыри?

А) три дня; Б) два дня; В) неделю.

8. На месте слияния каких рек стоял монастырь?

А) Тигр и Евфрат; Б) Инд и Ганг; В) Арагва и Кура; Г) Янцзы и Хуанхэ.

9. Продолжите цитату: «О, я, как брат, обняться

А) с девой был бы рад»

Б) с барсом был бы рад»

В) с бурей был бы рад»

10. Кого НЕ встретил Мцыри на воле?

А) барса; Б) старца; В) грузинку;

11. О чем сожалеет Мцыри?

А) что он умирает;

Б) что он был плохим монахом;

В) что он уже никогда не попадет на родину.

12. Мцыри в переводе означает

А) послушник; Б) монах; В) юноша; Г) сын.

13. Чернец в поэме - это

А) слуга; Б) монах; В) нищий.

Тест по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

1. «Шинель» - произведение:

а) романтическое,

б) сентиментальное,

в) реалистическое.

2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» - это о ком:

а) об Акакии Акакиевиче,

б) о Петровиче,

в) о «значительном лице».

3. Акакий Акакиевич служил в департаменте:

а) иностранных дел,

б) просвещения,

в) в одном…

4. Имя Акакий Акакиевич получил:

а) по святцам,

б) кума настояла,

в) матушка дала.

5. «Значительное лицо»:

а) титулярный советник,

б) генерал,

в) тайный советник.

6. Имя «значительного лица»:

а) Григорий Петрович,

б) Иван Иванович Ерошкин,

в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович.

7. Акакий Акакиевич:

а) был равнодушен к работе,

б) старался работать, чтобы не выгнали,

в) служил с любовью, с наслаждением.

8. Акакий Акакиевич:

а) положительный герой,

б) отрицательный герой,

в) противоречивый характер.

9. Повествователь:

а) проявляется как «я»,

б) не чувствуется,

в) его позиция выражена пафосом произведения.

10. Пейзаж:

а) играет важную роль,

б) не играет особой роли,

в) его здесь нет.

11. «Маленький человек» Гоголя:

а) ничтожное существо,

б) личность, временно задавленная обстоятельствами,

в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.

12. Шинель:

а) художественная деталь,

б) символ,

в) образ.

13. Носителем положительного начала является:

а) образ Петербурга,

б) повествователь,

в) здесь нет положительного начала.

14. Повесть «Шинель»:

а) фантастическая,

б) жизнеподобная,

в) романтическая.

15. Акакий Акакиевич - это:

а) типичный национальный характер,

б) лишний человек,

в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен).

16. Акакий Акакиевич:

а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»,

б) это другой вид,

в) его нельзя отнести к маленьким людям.

17. В заглавии повести выражена:

а) тема,

б) идея,

в) заглавие с темой и идеей не связано.

18. Главный вывод автора:

а) «маленький человек» достоин уважения,

б) он продукт бесчеловечного государства,

в) он сам виноват в своей «малости».

Код: 1-в, 2-б, 3-в, 4-в, 5-б, 6-в, 7-в, 8-б, 9-в, 10-а,11-а, 12-б, 13-б, 14-б, 15-в, 16-б, 17-б, 18-б, в.

Темы для сочинений

  1. «Береги честь смолоду».

  2. «Счастливы ли герои И.А. Бунина и А.И. Куприна?».

  3. «Удивительная жизнь вещей».

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности учащихся


№(№)

урока

(в четв.)

Дата план.

Дата факт.


Тема урока


Примечание

1

2

3

4

I четверть (17 часов)

Устное народное творчество

1(1)

3.09


Вводный. Русская литература и история.

Историзм.

2(2)

7.09


Русские народные песни. Хороводные и лирические песни. Исторические песни.

Бытовая песня, запев, причитания

3(3)

10.09


Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Древнерусская литература


4(4)


14.09


«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

Жанры древне-русской лите-ратуры: житие, воинская повесть

5(5)

17.09


«Шемякин суд» - сатирическое произведение XVII века.

Русская литература XVIII века

6(6)

21.09


Д.И. Фонвизин «Недоросль».

Сатира, ирония, подтекст, добродетель, благонравие.

7(7)

28.09


«Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности.

8(8)

1.10


Образование и воспитание в комедии.

Русская литература XIX века

9(9)

5.10


И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя».

Басня, аллегория, иносказание, эзо-пов язык, нравоучение.


10(10)

8.10


Басня «Обоз». Мораль. Ролевое чтение басни.

11(11)


12.10


Творчество К.Ф. Рылеева. «Смерть Ермака». Тема и идея.

Дума.


12(12)


15.10


А.С. Пушкин. «История Пугачёвского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка».

13(13)

19.10


Роман о «веке минувшем». Творческая история «Капитанской дочки».

Мемуары, эпиграф.

14(14)

22.10


Герои и стилистика А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Гринёв и Савельич.

15(15)

26.10


Антитезы в романе А.С. Пушкина: Гринёв и обитатели Белогорской крепости.

16(16)

29.10


Пушкинский Пугачёв.

17(17)

30.10


«Старинные люди» и Маша Миронова.

II четверть (15 часов)

18(1)

5.11


Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Пушкина «Капитанская дочка».

19(2)

9.11


Р.Р. Анализ домашнего сочинения.

20(3)

12.11


М.Ю. Лермонтов - певец свободы. Лермонтовский Кавказ.

Романтизм, поэма.

21(4)

16.11


Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри».

Исповедь, проповедь.

22(5)

19.11


Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом.

23(6)

23.11


Тест по поэме Лермонтова «Мцыри».

24(7)

26.11


Н.В. Гоголь - великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.

Комедия, экспо-зиция, завязка, кульминация, развязка.

25(8)

30.11


«Ревизор»: I и II действия. Хлестаков и «миражная интрига».

26(9)

3.12


«Ревизор»: III действие. Семейство городничего.

27(10)

7.12


Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии.

28(11)

10.12


Практическая работа. Разоблачение пороков чиновничества.

29(12)

14.12


«Ревизор»: V действие. «Хлестаковщина» как общественное явление.

30(13)

17.12


Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению.

31(14)

21.12


Н.В. Гоголь. «Шинель»: человек, лицо, вещь.

Антитеза.

32(15)

24.12


«Маленькие люди» в русской литературе. Тест.

III четверть (19 часов)


33(1)


14.01


М.Е. Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города».

Сатирическое изображение, гротеск.


34(2)


18.01


Анализ отрывка из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: «О корени происхождения глуповцев».

З5(3)

21.01


Н.С. Лесков «Старый гений».

36(4)

25.01


Р.Р. «История, рассказанная Лесковым, в современном мире».

37(5)

28.01


Л.Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».

Автор, повествователь, герой.

38(6)

1.02


Художественные особенности рассказа.

39(7)

4.02


Историзм литературы. Проблема самовоспитания.


40(8)



8.02


Поэзия родной природы. Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Майков - певцы родной природы.

41(9)

11.02


Анализ лирического стихотворения.

42(10)

15.02


А.П. Чехов: «Моё святая святых…». Трилогия. «Человек в футляре».

43(11)

18.02


Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

44(12)

22.02


И.А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Тёмные аллеи».

45(13)

25.02


А.И. Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

46(14)

29.02


Р.Р. Сочинение «Счастливы ли герои И.А. Бунина и А.И. Куприна?».

47(15)

3.03


А.А. Блок - выдающийся русский поэт-символист. «Россия».

«Серебряный век», символизм.

48(16)

7.03


Стихотворный цикл «На поле Куликовом»

Цикл, смысловая завершённость.

49(17)

10.03


С.А. Есенин - самый популярный русский поэт XX века. Драма «Пугачёв».

50(18)

14.03


Вн.чт. И.С. Шмелёв «Как я стал писателем».

Псевдоним, метафора, олицетворение.

51(19)

17.03


Вн.чт. М.А. Осоргин «Пенсне».

IV четверть (17 часов)

52(1)

4.04


Р.Р. Сочинение «Удивительная жизнь вещей».

53(2)

7.04


Писатели улыбаются. Страницы журнала «Сатирикон».

54(3)

11.04


Юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни».


55(4)


14.04


А.Т. Твардовский: страницы биографии. «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.

Идиоматические выражения.

56(5)

18.04


Героика и юмор в поэме. Характер героя.

57(6)

21.04


Р.Р. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы.

58(7)

25.04


А.П. Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».


59(8)


28.04


Утверждение добра, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

60(9),


2.05


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

61(10)

5.05


Анализ стихотворений.


62(11)


12.05


Деревенские будни школы в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

63(12)

16.05


Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

64(13)

19.05


Р.Р. Чтение стихов наизусть.

Зарубежная литература

65(14)

23.05


Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта».

Сонет.


66(15)


26.05


Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» - сатира на общественные порядки.

67(16)

28.05


Вальтер Скотт «Айвенго». Главы из романа.

68(17)

30.05


Итоговый урок.

Перечень материально-технического обеспечения

образовательного процесса

  • словари, справочники, энциклопедии;

  • раздаточный материал: тематические карточки с заданиями, тесты и другое;

  • иллюстрированные материалы (репродукции картин художников);

  • компьютер, мультимедийная система, веб-камера, колонки, экран; аудиозаписи;

  • электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).

Список литературы для учителя

1. Реут О. М. Литература. 5 - 11 классы: нестандартные уроки. - Волгоград: Учитель, 2007.

2. Шадрина С. Б. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. В 2-х ч. - Волгоград: Учитель, 2010.

3. Журнал «Литература в школе».

4. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс». Авт. В. Я. Коровина. М.: «Просвещение», 2010.

5. Компакт-диск CD фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс».

6. CD-ROM for Windows Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.

Список литературы для учащихся

В. Я. Коровина и др. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009..



© 2010-2022