Разработка по литературе Григорович

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»


Кафедра литературы

Реферат по литературному краеведению на тему: Дмитрий Васильевич Григорович


Выполнила студентка гр. РК-10-1

Колесова Анна

Проверил:

Рассадин А.П.




Ульяновск, 2014

Содержание:

Введение

Глава 1. Жизнь и творчество Д. В. Григоровича

Глава 2. Крестьянские рассказы Д.В. Григоровича

Заключение

Список литературы








Введение.

Наша страна богата талантами, она славится ими: физики, химики, инженеры, космонавтика, литература, искусство и др. Наш край подарил стране множество блестящих талантов. И, родившись здесь, литературно одаренный человек, будь он в Москве, Италии или Франции, испытал тоску по родине, что отразилось во многих произведениях их творчества.

Цель моей работы - осветить творчество Дмитрия Васильевича Григоровича.

В этой работе мы постараемся раскрыть особенности творчества Д.В. Григоровича. Наша задача - представить образ прозаика, прославившего своей деятельностью наш край.

Работа состоит из Введения, двух глав и Заключения.







Глава 1. Жизнь и творчество Д.В. Григоровича.

Дмитрий Васильевич Григорович родился 19/31 марта 1822 года в Симбирске (по некоторым источникам дата рождения указана: 19 августа 1822года). В семье небогатого помещика. Отец Григоровича был военным. Выйдя в отставку, он стал управляющим в имении матери писателя В. А. Соллогуба. В селе Никольском, а позже в собственном имении Григоровичей селе Дулебине Тульской губернии, где прошло детство Д. В. Григоровича. Отец умер рано, в 1830 году. Воспитанием юного писателя занимались его мать (француженка) и бабушка. Стоит отметить, что любовь к литературе возникла у Дмитрия Васильевича благодаря бабушке[9:6]. Мать и бабушка сторонились соседей-помещиков. Русскому языку будущий писатель учился у дворовых. Мать и бабушка говорили с ним только по-французски. Благодаря этому, он знал его в совершенстве. В 10 лет его отправляют сначала учится в Московскую гимназию, а затем во французский пансион Монигетти. По окончанию пансиона в 1835 г. Григорович поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, правда, он его не заканчивает. Это стало переломным моментом. Благодаря своей общительности он быстро нашел широкий круг знакомств в литературе. Он познакомился с людьми, которые определили его будущее. Например, Ф.М. Достоевский, художник К.А. Трутовский и др. Дружба с Достоевским открыла в Григоровиче интерес к зарубежной и русской литературе.

Григорович вошел в литературу не сразу и не просто. Первые литературные произведения Григоровича были связанными с театром. В это время на сцене русского театра шло много переводных пьес. Перевод некоторых из них был сделан Григоровичем, естественно, с французского языка. Он выбирал и переводил произведения французских драматургов. Пьесы ставились и не дали Григоровичу литературного имени.[4: 9] Но, как показало время, главное в жизни молодого писателя оказалась литература. Именно Некрасов сыграл решающую роль в ярко вспыхнувшем стремлении посвятить себя литературе. Первые рассказы были не совсем удачны. Но очерк «Петербургские шарманщики», опубликованный Некрасовым в сборнике «Физиология Петербурга», принес начинающему писателю успех и известность. Этот очерк ввел писателя в круг Белинского и журнал "Современник". Белинский не раз отмечал мастерство и талант Григоровича. Отмечен также критикой рассказ «Штука полотна», вошедший в Некрасовский альманах «Первое апреля». Уверенно и быстро Григорович становится одним из тех "борцов за победу" реалистического метода в русской литературе, во главе которых стояли Гоголь и Белинский.[4: 11] Некоторые произведения Григоровича, такие как «Деревня» (1846), «Антон Горемыка» (1847), ставились в один ряд с «Записками охотника» Тургенева. Особенное внимание критики обратили на повесть «Антон Горемыка», она принесла огромный успех писателю. Белинский считал ее «больше, чем повестью». Впечатление, которое производили повести Григоровича на современников, было огромным. Тургенев, Салтыков-Щедрин, Герцен, Л. Толстой признавались в том, что читали «Антона Горемыку» со слезами и волнением. [4: 12]

Григорович в своих произведениях затрагивал новую тему для литературы 19 века - жизнь крепостного крестьянина. Герцен отмечал мастерство и новаторство писателя в том, что тот изображает не только противостояние между крестьянином и помещиком, но указывает и на противоречия внутри самого крестьянства. В 1860 году Григорович порывает с «Современником», а с середины 1860-х годов вообще прекращает литературную деятельность. Он осознает, что его время прошло, эта мысль давалась ему тяжело и болезненно. До конца своих дней Григорович сохранил теплоту чувств, доброжелательность и интерес ко всему происходящему в литературе и жизни. Основной труд последних лет жизни Д.В. Григоровича "Литературные воспоминания", отражает литературную жизнь 50-60 гг.

Дмитрий Васильевич умер в Петербурге 22 декабря 1899 (3 января 1900).





Глава 2. Крестьянские рассказы Д.В. Григоровича

Как уже было отмечено выше, основной темой литературного творчества Д.В. Григоровича была тема крепостных крестьян. Выбор этой темы был предопределен. Семья Дмитрия Васильевича была помещичьей, в своем поместье писатель не наблюдал сцен насилия над крепостными крестьянами, но зато в соседних поместьях крепостничество представало во всей красе и неприглядности, бесчеловечности. Эти юные воспоминания подтолкнули Дмитрия Васильевича к написанию повестей и рассказов, посвященной крепостным крестьянам, которые не могли противиться воли помещика.

Этой темой Д.В. Григорович неизменно следовал в своих произведениях и связан ею с нашей родиной - Симбирском.

В своем реферате - обзоре, мне бы хотелось представить повесть Дмитрия Васильевича. Это повесть "Деревня", я выбрала именно эту повесть, потому что это первая повесть в творчестве Д. В. Григоровича, где затрагивается данная тема. В этой повести отражена вся беспомощность крепостных крестьян перед помещиками и их забавами. Так же, что лично затронуло меня, это бесправие женщин. Эта тема актуальна даже для современной России.

Основу сюжета повести "Деревня" Григорович взял из рассказа матери об умирающей крепостной крестьянке, насильно выданной замуж и забитой мужем. Но Григорович переосмыслил реальный факт \ историю и показал не, сколько семейную драму, а историю жизни женщины из народа. Для написания этой повести Д.В. Григорович уезжал из Петербурга к себе в имение, для того, чтобы посмотреть реальную жизнь крестьян и их положение перед помещиком.

Один из главных вопросов в повести - это вопрос о месте женщины в обществе, вопрос о ее положении.

Акулина - главная героиня повести. Это не просто образ крестьянки, это собирательный образ, который отражает типичную девушку - крестьянку. Она не просто крепостная, которая терпит издевательства помещика и гнет местных состоятельных "хозяев жизни", самое страшное, на чем сделал акцент Д.В. Григорович, что она бесправна даже в семье, в своем доме, который служит опорой и защитой для всех женщин издавна, даже в этой атмосфере своего предназначения - быть хранительницей домашнего очага, она не имеет ничего, ее ни во что не ставят, в первую очередь, как женщину!

Главная проблема произведения - социальная несправедливость не только по отношению к женщине из крепостного сословия. А ко всем крепостным крестьянам.

Жизнь крестьян показан реалистично, крестьяне трудятся на землях помещика - они его собственность. Акулина лишена детства, потому что уже в юношеском возрасте она работала на ткацком станке, чтобы отдать оброк помещику. А затем, отрабатывала барщину, что и послужило причиной гибели этой юной девушки. Эта повесть приближена к крепостной теме не только проблемой и образами крестьян, помещика. Но и манерой повествования: описание быта крестьян подробное, когда же быт помещика изображен сатирически, показано больше самодурства. Есть отдельные главы, в которых предстают короткие очерки из жизни крестьян, и вот что интересно, что часть таких описаний носит больше познавательный характер, а часть изложена в форме сказа, автор стилизует речь под народную, чтобы читатель мог приблизиться к миру крепостных, простых людей, понять чем "дышат", о чем мечтают, что желают.

Одна из "затей" помещика - насильственная женитьба парня из богатой семьи, Григория, на бедной Акулине. Но разве, надев новый кафтан, человек меняется? Нет. Оказавшись в новой семье, Акулина не чувствует любовь новоиспеченного муженька, все началось по новому кругу: она такая же крепостная, ее никто не освобождал, ее продали, обменяли как скот, но лучше ее жизнь не стала. В новом доме, при муже, она ощутила весь гнев, ненависть, презрение помещиков к обычной девушке из нижнего сословия. Писатель выводит на первый план главное противопоставление крестьян, наделенных богатым внутренним миром, тонко чувствующим, хотя и со стихийными порывами и "владельцев душ", которые думают лишь о своих забавах, они черствы и эгоистичны.

Д.В. Григорович стремился показать и раскрыть богатство, и поэтичность души простой крестьянки, сложность ее внутренней жизни. Писатель показал, что сложный духовный мир его героини воспитан представлениями и образами народной поэзии, веровании, обычаями, предрассудками. Потребность в иной жизни, стремление к воле, все это неосознанно живет в ее душе. Акулина любит природу, особо тонко чувствует ее красоту, поэтому эти образы и будят в ней стремление и желание быть свободной, но эти мечты гаснут в душе героини. Единственное, что выражает героиня под конец повести - смирение со своей судьбой. Внутри она не смирилась, но этот внутренний протест выражается упорным молчанием. Акулина умирает, сломленная побоями мужа, непосильным трудом на барщине и жестоким обращением с нею родни мужа. Повесть заканчивается глубоко трагической сценой похорон Акулины и одинокого горя ее дочери - сиротки Дуни. "Заключительная картина "Деревни" - вьюга, готовая смести с лица земли село Кузьминское с его крестьянскими избами и высокими барскими хоромами, олицетворяющими крепостничество - вся концовка произведения звучала, как призыв спасти изнемогших от унижения и рабства ЛЮДЕЙ. "

Повесть "Деревня" "по времени первая попытка сближения нашей литературы с народной жизнью" - И.С. Тургенев.[16:226]








Заключение.

В заключение могу сказать, что таких авторов нужно изучать, читать. И не только из-за специального предмета как литературное краеведение, а потому что это авторы, которые дали хороший толчок тем, кого мы знаем, читаем, даже цитируем. Можно осмелиться и сказать, что если бы не такие авторы как Дмитрий Васильевич Григорович, то тема крестьянства была бы еще долго не освещена, хотя понималась эта проблема многими. Знать авторов, которые родились, жили или их творчество как то относится с нашим краем необходимо. Это невежливо, неккоректно, это проявление безграмотности и неуважения к талантам нашей малой Родины. Материалы данной работы можно использовать на уроках литературы или для проведения внеклассного занятия по творчеству Д.В. Григоровича.






Список литературы.

  1. Блохинцев А.Н. И жизни след оставил свой, Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985,С. 26.

  2. Белинский и Григорович// ж. "Образование",1922.

  3. Буганина И. Лишних детей и девок -продать.//Народная газета,1997,С. 13

  4. Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М.: Художественная литература, 1987, С. 6-18.

  5. Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М.: Художественная литература, 1961, С. 5-20.

  6. Григорович Д.В. Избранные сочинения. М. Художественная литература, 1954, С. 3-19.

  7. Григорович Д.В. Сочинения. Том 1. Повести и рассказы 1844-1852. М.: Художественная литература, 1988,С. 5-34; 77-140.

  8. Григорович Д.В./ Фет И.Г. Дьяговченко//Источник,1997,№2,С. 50.

  9. Григорович Д.В. Я был на Волге в первые годы жизни моего детства: Наш край.,1995.

  10. Голенко Д. и Шаврыгина А. Д.В. Григорович (к 60 - летию со дня смерти), Ульяновск: Ульяновская правда,1959.

  11. За красотой на "Ретвизане"// ред. В.Н. Егоров/ Мономах №4(55), Ульяновск: Мономах, 2008,С.30-31.

  12. Иванов А. Такое вот соавторство, Ульяновск: Ульяновская правда,1993.

  13. История русского романа в двух томах// ред. Т.М. Фридлендер, М.: Издательство Академии наук СССР, 1962, С.431-454.

  14. Краткая литературная энциклопедия// гл. ред. А.А. Сурков, М.: Светская энциклопедия, 1972, С. 375-376.

  15. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского, М.: Детская литература,1984,С. 107- 110.

  16. Кулешов В.И. Этюды о русских писателях, М.: изд. - во московского университета, 1982, С.114 - 131.

  17. Литературные обозрения// Д.В. Григорович, 1937, № 6.

  18. Макеев А. Воспоминания писателя - земляка, Ульяновск: Ульяновская правда, 1968.

  19. Мещеряков В.П.. Д.В. Григорович - писатель и искусствовед, Ленинград: Издательство "Наука", 1985. С.3 - 45.

  20. Мозаика (Из старых записных книжек)/ Исторические вести,1912,С. 1040-1041.

  21. Отрадин М.В. Григорович и Кольцов (к проблеме народного характера в русской литературе 40-х годов 19 века), Ленинград: Вестник Ленинградского ун - та, №2, С.38 - 45.

  22. Русские писатели. Биографический словарь. Том 1.// под ред. П.А. Николаева, М.: Просвещение, 1990, С.225-228.

  23. Российская академия наук// сост. Левшин Б.В., М.: Наука,1999, С. 160.

  24. Селиванов К.А. Литературные места Ульяновской области, Саратов: Приволжское кн. изд.- во, 1969, С. 177-179.

  25. Селиванов К.А. Д.В. Григорович, М.: Знамя труда, 1945.

  26. Селиванов К.А. Д.В. Григорович, Ульяновск: Ульяновский комсомолец,1952.

  27. Селиванов К.А. Русские писатели в среднем Поволжье,1941,С. 52.

  28. Соколова Т. Непритворная теплота сердца: В мире книг,1983, №12,С. 41.

  29. Торопкина Т.И. Д.В. Григорович в литературном процессе 40-х годов 19 века,1990,С. 17.

  30. Ульяновская - симбирская энциклопедия. Том 1.//ред. - составитель В.Н. Егоров, Ульяновск: Симбирская книга, 2000, С. 335.

  31. Хабаров А. Родом с Волги. : Д.В. Григорович, ульяновск,1984.

  32. Что читать?// Д.В. Григорович, 1940,№1, С. 58.

  33. Шаврыгина А. Д.В. Григорович (140 -летию со дня рождения),1902.

  34. Юнкер Г. Юные годы Д.В. Григоровича. Голос минувшего,1919, С. 84-99.

  35. Юнкер Г. Детские годы Д.В. Григоровича по архиву Ивашевых. Голос минувшего, 1919,С. 85- 108.


11

© 2010-2022