Урок русского языка в 5 кл. Неопределенная форма глагола

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Цели: 1. Закрепить умения определить окончания морфологической формы, морфологические признаки. Совершенствовать навыки умения написания суффиксов глаголов в морфологической форме. Формировать умение правильно писать о глаголах морфологической формы после глагола.

2. Формировать умения находить окончание морфологической формы. Развивать логическое мышление через выполнение упражнений, долговременную память, через повторение изученного материала, зрительную память, через выполнение упражнений на доске. Развивать связную речь.

3. Воспитывать интерес к учёбе, уважение к одноклассникам.

Тип урока: Закрепление нового материала

Этапы урока

Ход урока

I.Орг. момент

II. Целеполагание



III. Применение знаний на практике













IV. Закрепление























Работа по карточкам



V. Итог.

VI. Д/З

- Здравствуйте, садитесь. Настраивайтесь на работу на уроке. Посмотрите ещё раз, всё ли вы приготовили к уроку.



- Сегодня на уроке мы с вами повторим и закрепим знания о неопределённой форме глагола, закрепим умения определять окончания глаголов в неопределённой форме, закрепим умение правильного написания «Ь» знака в глаголах неопределённой форме после «Ч».



- Итак, приступим к работе. На доске записаны слова в два столбика, по три слова в каждом, один человек пойдёт к доске, а остальные будут работать у себя в тетрадях. Ваша задача найти третье лишнее слово и выписать его отдельно.

Читаю Летать

Пишу Играть

Ходить Беречь

- Молодцы! Почему ты считаешь, что (I столбике) глагол ходить лишний в данной группе?

(так как глагол читаю и пишу стоит в личной форме, глагол ходить в морфологической форме)

- Выделим окончание в этом глаголе? (- ть)

- Дальше, во втором столбике ты выписал (а) глагол беречь (без окончания), почему?

(так как у глаголов летать и играть окончание (-ть), а у глагола беречь - нулевое, но все они стоят в неопределённой форме).

- Молодец! Всё сверьте свои записи с доской. Скажите, что вы уже знаете о неопределенной форме глагола.

(глаголы в н.форме отвечают на вопрос, что делать? Или, что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода). (в неопределенной форме после буквы «Ч» пишется «Ь»). Неопределенная форма глагола окончание «- ть» и «ти» и нулевое в глаголах на «-ЧЬ».

- Молодцы! Так, знания о неопределённой форме глагола мы с вами повторим, теперь будем эти знания закреплять.

- Приступим к упражнениям в учебнике. Прочтите задание к упражнению 632, все делают по заданию у себя в тетрадях, а один из учеников подойдёт к доске и будет выписывать только глаголы, данные в скобках и ставить их в морфологической форме. А два ученика будут самостоятельно работать по упражнению 631. Работать будете на листочках, потом мне их сдадите, не забудьте подписать. Над словосочетаниями под цифрой 1 будет работать один из учеников, а под цифрой 2 будет работать второй ученик.

- Задание всем понятно? Приступаем к работе.

Упражнение 632. Из письма П. И. Чайковского.

(Ты должен только стараться, чтобы настоящее было привлекательным. А для этого нужно:

1). Трудиться и избегать праздности, чтобы быть готовым переносить труд впоследствии; 2) очень много читать; 3) не увлекаться желанием нравиться и пленять; 4) не смущаться неудачами…; 5) но главное, главное - много не воображать про себя…

-Проверяем. Сверяйте тетради с доской. На какой вопрос отвечают глаголы в неопределённой форме. - Показывает ли неопределённая форма: время, число, лицо и род?

(1) Что делать? 2) Что сделать 3) Нет).

- Давайте все вместе, у доски, выполним морфологический пример имени прилагательного? (Привлекательное)

I. Привлекательное - прилагательное настоящее (какое?) привлекательное.

II. Неопределённая форма глагола - привлекательный; в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.

III. Настоящее (какое?) привлекательное.

- Молодцы, ребята! Следующее задание написано на доске. Ваша задача из предложенных мной глаголов, стоящих в неопределённой форме, выписать только глаголы, имеющие нулевое окончание.

(играть, реветь, пет, жечь, править, печь (пирожки), мыть, беречь, плавать, стеречь).

- Проверяем. Какие глаголы вы выписали? Почему вы выписали именно эти глаголы?

(так как глаголы морфологической форме, оканчивающиеся на - ЧЬ имеют нулевое окончание).

- Ребята, нужно здесь писать «Ь» знак?

Почему?

(в глаголах морфологической форме после «Ч» пиши «Ь»).

- Молодцы! Обратите теперь своё внимание на упражнение 635, прочитайте к нему задание один к доске, все остальные в тетрадях. Кто желает работать по карточкам?

(«Как применять глаголы»; «Умей применять глаголы».

1). Можно (что делать?) применять;

2). Действие (что делать?) совершать;

3). Нельзя (что сделать?) сказать;

4). Следует (что делать?) говорить;

5). Не следует (что делать?) путать.

- Проверяем. Давайте сделаем вывод: на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

(стр. 235)

- Итак, что вы знаете о неопределённой форме глагола?

(стр. 235)

- Для вас эта тема показалась трудной?

-Что показалось труднее всего?

- Дома выполните упражнение 629.

Урок окончен. Досвидания.








© 2010-2022