РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ. АВТОР-В. В ВОРОНКОВА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ (6 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб.1. - 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 270с. и учебные пособия для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Задачи преподавания письма и развития речи:

  • закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • развивать речь учащихся, обогащать её словарь;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха.

  2. Коррекция артикуляционного аппарата.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция мышц мелкой моторики.

  5. Коррекция познавательных процессов.

Общая характеристика курса

Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи: имя существительное; имя прилагательное», «Предложение».


Повторение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с однородным союзом «и». Знаки препинания при однородных членах.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. двойные и непроизносимые согласные.

Слово

Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.

Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Предложение

Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.

Изложение рассказа по коллективно составленному плану (примерная тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).

Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).

Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.

Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).

Повторение пройденного за год.

Межпредметные связи

Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.

Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звукобуквенного анализа слов.

География. Название рек, озер, городов.

Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

Структура курса

Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 170 часов, 5часов в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.

Тема раздела

четверти

Итого:

1

2

3

4

1

Повторение:

  • Предложение

4ч.


4ч.

2

Звуки и буквы

4ч.

4ч.

3

Состав слова

14ч.

1ч.

15ч.

4

Части речи:

  • Имя существительное

  • Имя прилагательное

2ч.

21ч.

4ч.

25ч.

11ч.

2ч.

25ч.

36ч.

5

Предложение

8ч.

8ч.

6

Повторение

4ч.

4ч.

7

Изложение

1ч.

1ч.

3ч.

1ч.

6ч.

8

Сочинение

1ч.

1ч.

2ч.

9

Упражнения на закрепление

6ч.

4ч.

4ч.

8ч.

22ч.

10

Проверочный диктант

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

5ч.

11

Контрольный диктант

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4ч.


Итого:

40ч.

39ч.

50ч.

39ч.

170ч.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по письму и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слова;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит.

Словарь.

Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, коммунист, конфета, космонавт, мавзолей, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор (52 слова).

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи


При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Примерный объем письменных текстов:

- в контрольных работах - 65-70 слов.

- в подробных изложениях - 45-70 слов.

- в словарном диктанте - 15-20 слов.

- объем творческих работ на уроке - 30-40 слов.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45-70 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.


Литература:


  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб.1. - 232с.

  2. Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 270с.

  3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. - М.: Просвещение, 2003.

  4. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. - М.: Просвещение, 2003.

5. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. - М.: Просвещение, 2003.

  1. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

  2. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

Письмо и развитие речи (170ч.)

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Стр.

Словарь

Коррекционная работа

1 четверть

Предложение и текст

1

01.09.15

1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

3-8

хозяин

Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире через

распространение предложений.

2

02.09.15

1

Однородные члены предложения.

9-13

фанера


03.09.15

1

Обобщающий урок по тем е»Предложение»


антенна

Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире через

распространение предложений.


1

04.09.15

1

Звуки и буквы.Звуки твердые и мягкие. Звуки звонкие и глухие.

14-16

апельсин,


2

07.09.15

1

Ударные и безударные.гласные

16-17

балкон,

Развитие слухового внимания.

3

08.09.15

1

Однокоренные слова. Корень, окончание слова.

17-18


Деление текста на части.

4

09.09.15

1

Приставка, суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

21-22


Развитие письменной речи.

5

10.09.15

1

Самостоятельная работа.

22-24


Предложения по схемам.

6

11.09.15

1

Правописание безударных гласных

25


Проверка знаний учащихся.

Отработка недочетов и пробелов в знаниях

7

14.09.15

1

Правописание звонких и глухих согласных

30

богатство

умение отличать звук и букву

8

15.09.15

1

Непроизносимые согласные

31


Умение передавать содержание текста с опорой на вопросы

9

16.09.15

1

Самостоятельная работа.



Умение применять знания на практике











Звуки и буквы. Текст

1

17.09.15

1

Приставка и предлог

25-28


Деформированные предложения.

2

18.09.15

1

Разделительные Ъ и Ь

29-30


Развитие фонематического слуха.

3

21.09.15

1

Правописание приставок

30-33

мужчина

женщина

Связь слов в предложении.

4

22.09.15

1

Диктант

34-35


Деформированный текст.

5

23.09.15

1

Работа над ошибками

36-39

семена

Родственные слова.

6

24.09.15

1

Имя существительное. Имена собственные и нарицательные.

40-43


Подбор родственных слов.

7

25.09.15

1

Существительные ж.р и м.р с шипящей на конце.

43-45

сейчас

теперь

Однокоренные слова.

8

29.09.15

1

Склонение имен существительных

46-47


Развитие связной речи.

9

30.09

1.10

2

Склонение имен существительных в единственном числе

47-52


Подбор слов по схемам.

10

2.10

5.10

2

Склонение имен существительных во множественном числе

52-56

середина

Развитие памяти и внимания.

Слово. Текст


1

6.10

7.10

8.10

3

Однокоренные слова. Корень

66-67


Развитие письменной речи.

2

12.10

13.10

2

Корень, приставка, суффикс, окончание

68-72


Развитие орфографической зоркости.

3

14.10

15.10

2

Составление слов при помощи суффиксов, приставок и окончаний

74


Умение выделять части слова

4

19.10

20.10

21.10

3

Разбор слова по составу

76


Умение выделять части слова

5

22.10

23.10

23.10

3

Правописаеие безударной гласной

77-79


Умение определять орфограмму в слове

6

26.10

27.10

2

Звонкие и глухие согласные в корне слова

80


Умение определять орфограмму в слове

7

28.10

28.10

2

Непроизносимая согласная в корне слова

81


Умение определять орфограмму в слове

8

29.10.15

1

Закрепление пройденного



Умение применять знания на практике

9

30.10.15

1

Контрольная работа по теме»Состав слова» за 1четверть.


Все изученные термины и понятия по теие

Умение применять знания на практике






Части речи

1


2

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.

73-76

богатство

добыча

Схемы слов.

Имя существительное

1



Род, число, падеж имен существительных.

77-79


Ответы на вопросы.

2



Имена собственные.

80-83


Предложения по картинке.

3



Склонение имен существительных в единственном числе. Письмо по памяти.

83-87

смородина

медаль

солдат

Работа с деформированным текстом.

4



Окончания существительных 1-го склонения в Р.,Д., П. падежах.

88-89


Составление предложений.

5



Окончания существительных 2-го склонения в Т., П. падежах.

89-90


Развитие мышления.

6



Окончания существительных 3-го склонения в Р.,Д., П. падежах.

90-92


Составление словосочетаний.

7



Проверочный диктант «Школа в лесу» по теме «Имя существительное». Работа над ошибками.

125


Проверка знаний учащихся.

Отработка недочетов и пробелов в знаниях

8



Письменный пересказ, изложение «Красивая лиственница».

94


Ответы на вопросы.

9



Упражнения на закрепление.

92-97


Развитие орфографической зоркости.

10



Склонение имен существительных во множественном числе.

97-100

директор

инженер

Развитие наглядно-образного мышления.

11



Дательный падеж существительных множественного числа. Словарный диктант.

100-101


Составление словосочетаний.

12



Письмо по памяти. Творительный падеж существительных множественного числа.

101-103


Развитие словесно-логического мышления.

13



Предложный падеж существительных множественного числа.

104-105


Деформированные предложения.

14



Родительный падеж существительных множественного числа.

105-106


Составление словосочетаний.

15



Правописание существительных с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце в Р.п. множественного числа.

107-110


Развитие орфографической зоркости.

16


Контрольный диктант «Чудесное озеро» по теме «Склонение имен существительных».

122


Проверка знаний учащихся.

Отработка недочетов и пробелов в знаниях


17



Письменный пересказ по плану, изложение «Мороз».

116-117


Развитие письменной речи.

18



Деловое письмо в стенгазету.

110-111

кефир

сметана

Подписи к иллюстрациям.

19



Существительные только единственного и только множественного числа.

111-114

печенье

шоколад

Составление словосочетаний.

20



Упражнения на закрепление.

114-118

депутат

председатель

Развитие орфографической зоркости.

21



Письменный пересказ, изложение по цветной репродукции картины Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси».

117-118


Развитие письменной речи.

22


Проверочный диктант «Летом» по теме «Склонение существительных во множественном числе». Работа над ошибками.

126


Проверка знаний учащихся.

Отработка недочетов и пробелов в знаниях

Имя прилагательное

1



Имя прилагательное, как часть речи.

120-125

командир

рапорт

Развитие слухового восприятия.

2



Изменение имен прилагательных по родам.

125-127

океан

Деформированные предложения.

3



Окончания имен прилагательных в мужском роде. Словарный диктант.

127-129


Развитие мышления.

4



Составление рассказа по плану, сочинение «Как изменилась природа зимой».

129


Развитие зрительной памяти.

5



Окончания имен прилагательных в женском роде.

130-131


Изменение слов по образцу.

6



Окончания имен прилагательных в среднем роде.

131-133

шоссе

Развитие слуховой памяти.

7



Родовые окончания прилагательных. Письмо по памяти.

133-134


Дополнение предложений.

8


Проверочный диктант «На границе» по теме «Изменение имен прилагательных по родам». Работа над ошибками.

136


Проверка знаний учащихся.

Отработка недочетов и пробелов в знаниях

9



Изменение имен прилагательных по числам.

135-136

137-139

139-141


сосед

Подбор прилагательных.

10



Упражнения на закрепление.

142-146


Изменение слов по образцу.

11



Склонение имен прилагательных в единственном числе.

146-150


Подбор прилагательных.

12



Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

150-152

мавзолей

трибуна

Распространение предложений.

13



Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

153-157

прекрасный

Выделение словосочетаний.

14



Письменный пересказ, изложение по плану «Дятел».

157


Составление словосочетаний и предложений.

15


Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

158-162

календарь

Подбор прилагательных.

16



Контрольный диктант «Гроза в горах» по теме «Склонение имен прилагательных в единственном числе»./ Работа над ошибками.

136


Проверка знаний учащихся.

Отработка недочетов и пробелов в знаниях

17



Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Деловое письмо другу.

163-167

интересный

Изменение предложений по образцу.

18


Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Письмо по памяти.

168-172

апельсин

мандарин

Составление словосочетаний.

19



Деловое письмо-заметка.

177

агроном

Подбор прилагательных.

20



Склонение имен прилагательных женского рода. Словарный диктант.

179-180


Подбор синонимов.

21



Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

180-188

оборона

гербарий

Распространение предложений.

22



Письменный пересказ, изложение по плану и опорным словам «Чем пахнет весна».

188-189


Изменение предложений по образцу.

23



Винительный падеж имен прилагательных женского рода. Письмо по памяти.

189-194

конфета

Подбор прилагательных к существительным.

24



Упражнения на закрепление.

194-197

сервиз

Подбор прилагательных.

25



Проверочный диктант «Весенний день» по теме «Склонение имен прилагательных женского рода». Работа над ошибками.

135


Проверка знаний учащихся.

Отработка недочетов и пробелов в знаниях

26


Упражнения на закрепление.

Письмо по памяти.

199-206

201


Подбор ответов на вопросы.

27



Склонение имен прилагательных во множественном числе.

206-208


Составление словосочетаний.

28



Родительный и предложный падежи.

208-210


Замена предложений, одним словом.

29



Дательный и творительный падежи. Письмо по памяти.

210-215

космонавт

Составление предложений.

30


Упражнения на закрепление. Словарный диктант.

215-225


Составление предложений по схеме.

Предложение

1



Однородные члены предложения.

226-227


Составление предложений по схеме.

2



Однородные подлежащие и сказуемые.

228-229

балкон

Озаглавливание текста.

3



Знаки препинания между однородными членами.

Письмо по памяти.

230-235

234

экватор

материя

вытачка

Согласование прилагательных и существительных.

4



Сложное предложение.

237-244

фонтан

Ответы на вопросы.

5



Обращение.

245-249

пожалуйста

Составление словосочетаний.

6



Упражнения на закрепление. Словарный диктант.

250-253


Подбор прилагательных.


1



Повторение.

254-260


Составление предложений.

2



Годовой контрольный диктант «Горные орлы».

Работа над ошибками.

157


Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях

3


Повторение.

261-268


Развитие мышления.

7

© 2010-2022