Развивающие технологии на уроках литературы. Технология педагогических мастерских

Предлагаю вниманию коллег конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии Педагогтческих мастерских. Тема урока: "Явленная тайна" стихотворения Б. Пастернака "Давай ронять слова..." Работать в этой технологии начала давно -лет десять назад, то есть в то время, когда слов таких - "системно-деятельностный анализ" - в обиходе ещё не было. Но атмосфера порыва к новому уже формировалась. Уже в 2005 году были созданы первые уроки,  представленные в родном муниципальном районе. С тех ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1»

Развивающие технологии на уроках литературы. Технология педагогических мастерских.


Районный семинар учителей русского языка и литературы

(развивающие технологии на уроках литературы)






Системно-деятельностный подход к обучению.






Технология педагогических мастерских



11 класс. .Литература.

Мастерская построения знаний и творческого письма.



Б.Пастернак.

«Явленная тайна» стихотворения «Давай ронять слова…»















Учитель: Крючкова Н.С.







Октябрь, 2012 год

Ход мастерской.

  1. Индуктор. Активизация внимания.

Слово мастера.

Русский модернизм завершает свою историю к 1917 году. Гражданская война поставит в этой истории две зловещие точки. Что я имею в виду? (Это расстрел Гумилёва и смерть Блока). Незадолго до смерти А.Блок написал в одной из своих статей о литературе: «Очень скоро появятся другие поэты, которые отвергнут и мистические цветы символизма и экзотические орхидеи акмеизма, но их поэзия будет расцветать живыми красками русской земли».

Сегодня мы размышляем над стихотворением одного из поэтов, новый почерк которых предчувствовал Блок.Именно этот поэт станет одним из лучших подолжателей традиций русской поэзии.

II. Индуктор (продолжение). Активизация ранее полученных знаний..

…Но фамилию поэта я пока не называю - попробуйте догадаться сами. Имеете представление о «русской рулетке»? - сейчас в эту игру вступаю я, а вы своими ответами «нажимаете «на спусковой механизм: правильно - мне повезло; неверно - моя репутация немного пострадает в глазах наших гостей.

Подсказка № 1. Вспомните автора этих строк:

Лист смородины груб и матерчат,

В доме хохот и стёкла звенят:

В нём шинкуют, и квасят, и перчат,(8 класс)

И гвоздики кладут в маринад.

Подсказка № 2.

О знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют;

Что строчки с кровью убивают - (Изучено в 9 кл)

Нахлынут горлом и убьют.

Подсказка № 3. Семь раз Нобелевский комитет рассмтаривал кандидатуру этого

поэта на соискание Нобелевской премии, и, наконец, она была

ему присуждена. Скандал, разразившийся вокруг этого события,

по сути дела и свёл поэта в могилу.(9класс)

III. Социализация (начинается уже при работе в группах, ребята учатся слышать друг друга и, несомненно, так же, как и учитель, находятся в состоянии самооценки).

IY. Либо ученики, либо учитель называют фамилию поэта: Борис Леонидович Пастернак. Записываем тему урока, эпиграф: «А душу можно ль рассказать?» М.Ю.Лермонтов.

Y. Следовать за мыслями умного человека - занятие самое увлекательное. Мы же сегодня попробуем заглянуть в мир чужой души - и в мир наших собственных душ.

Представьте себе, что вы в осеннем саду.

- Какие чувства охватывают вас?

- Какие краски, звуки, запахи вас окружают? Запишите свои впечатления.

(заполнение таблицы каждой группой;чтение, добавление «находок»)

Эмоции

Краски, звуки, запахи

радость

очарование

печаль

тоска

тихая грусть

восхищение красотой

желтый

золотой

багряный

запах яблок

запах опавшей листвы

запах дыма

- Усилим впечатление с помощью видеоряда и звучащего слова.

Учитель читает стихотворение на фоне видеоряда (любительская съёмка).

YI. Чтение стихотворения дважды :учителем (на фоне видеосюжета.)

и самостоятельно учениками

Слово мастера.

- Эту гармонию мы должны поверить алгеброй анализа: такова цель нашей мастерской. Перед вами план анализа поэтического текста, изветсный нам уже давно. Вторая цель - творческое письмо, которое может состояться только при наличии накопленного, добытого в мастерской материала - слов, предложений, образов… Пункты плана - это ступени «деструкции» текста, разложения его на отдельные составляющие, чтобы потом перейти к синтезу всех наблюдений - этапу конструирования своего собственного высказывания.

YII. Работа с текстом (уровень техники письма).

1. Дата написания и публикации. (В данном случае это очень важно. Найдём ответ в «Материалах» к мастерской и прочитаем его).

2. Заполните таблицу:

Реалии зримого, вещного мира природы

Художественные образы

сад

листва

иглы

кленовый лист

астры

далия

ракита

ронять слова, как сад - янтарь и цедру

мареной и лимоном обрызнута листва

иглы заслезил

иссурьмил рядном…

курсивов

губы астр и далий сентябрьские страдали

Вопросы учителя:

- Есть ли среди существительных 1-го столбика слова с условным, знаковым, символическим значением? Конечно, нет: это всё до боли знакомо и по сути подтверждает слова Блока (см. начало урока).

- Какой вид художественных тропов представлен в таблице? (Это главным образом метафоры - перенос признака по цвету, форме, состоянию).

- И всё-таки метафора Пастернака ещё сложна, хотя и понятна: влияние эпохи сказывается

Прочитать высказывание Пастернака из «Материалов»: «Я был отравлен новейшей литературой, бредил Андреем Белым, Гамсуном, Пшибышевским…» (Б.Пастернак. «Охранная грамота»).

3. Особенностью лексического строя стихов и раннего, и позднего Пастернака является соседство обиходных, иногда даже слов разговорного стиля, с книжными словами. Не посчитайте за труд обратиться к словарю, и вам многое откроется.

- Со словарем работала 4 группа.

мРазвивающие технологии на уроках литературы. Технология педагогических мастерских.арена(спец)

эРазвивающие технологии на уроках литературы. Технология педагогических мастерских.Развивающие технологии на уроках литературы. Технология педагогических мастерских.Развивающие технологии на уроках литературы. Технология педагогических мастерских.кклезиаст (библ.и ист. образы)Выход на главную тему)

алебастр(книжн)

кРазвивающие технологии на уроках литературы. Технология педагогических мастерских.ариатида(книжн) возможность понять метафору

Ягайло и Ядвига (Любовь! Любовь-движущая сила жизни)

Проверка - чтение вслух (оформление на доске и в тетерадях).

4. Веяние времени не только в изысканных метафорах, но и в звукописи.

- Установим факты присутствия аллитерации и ассонанса (5 мин)

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа (ассонансы)

3 октава

4 октава

5 семистишие

{И} {A}

[л], [ж], [ш], [р]

[л]

[л], [р]

Открытые слоги

Выводы , представленные каждой группой:

1.Обилие шипящих словно передаёт шорох опавшей листвы

2-3.Множественный мягкий звук {Л} ассоциируется с дождём

4.Удивительна протяжность, мелодичность авторской речи: Фонетический рисунок соответствует настроению лирического героя.

YIII. Работа с текстом (свободная эвристическая беседа).


  1. Определите место действия (осенний сад).

  2. Как вы считаете, это уже свидание с любимой или ожидание свидания, или запоздалая реакция на состояние возлюбленной? (Возможны разные варианты ответа).

  3. Каково состояние лирических героев (очень важно подвести ребят к мысли о том, что в душе лирического героя царит гармония, а героиня - в смятении чувств, в тревоге.

  4. Я бы снова обратилась к форме стихотворения - к его композиции. Какой элемент композиции важен в этом стихотворении? (Рефрен).

- Перечитаем эти строки.

  1. Если я сейчас вас спрошу, к какому жанру лирики относится стихотворение, что вы мне ответите? (Пейзажно-философская лирика).

  2. А какова основная тема стихотворения? (Вечная, обновляющаяся природа и скоротечность человеческой жизни, хрупкость красоты).

  3. Жизнь, как тишина осенняя, подробна.»

Как вы понимаете эти строки?

IX. Создание собственного высказываниея.

"

Интерпретируйте понимание смысла одной из цитат (2,3,4,5-на выбор)), приведённых в «Материалах к мастерской»


Комплект раздаточных материалов к уроку

1. Борис Пастернак.


«Давай ронять слова…»


Давай ронять слова,

Как сад - янтарь и цедру,

Рассеянно и щедро,

Едва, едва, едва.

Не надо толковать,

Зачем так церемонно

Мареной и лимоном

Обрызнута листва.

Кто иглы заслезил

И хлынул через жерди

На ноты, к этажерке

Сквозь шлюзы жалюзи'.

Кто коврик за дверьми

Рябиной иссурьмил

Рядном сквозных, красивых

Трепещущих курсивов.

Ты спросишь, кто велит,

Чтоб август был велик,

Кому ничто не мелко,

Кто погружён в отделку

Кленового листа

И с дней экклезиаста

Не покидал поста

За тёской алебастра?

Ты спросишь, кто велит,

Чтоб губы астр и далий

Сентябрьские страдали?

Чтоб мелкий лист ракит

С седых кариатид

Слетал на сырость плит

Осенних госпиталей?

Ты спросишь, кто велит?

-Всесильный бог деталей,

Всесильный бог любви,

Ягайлов и Ядвиг.

Не знаю, решена ль

Загадка зги загробной,

Но жизнь, как тишина

Осенняя, - подробна.

Из книги стихов «Сестра моя - жизнь», 1917 год.

Материалы к мастерской.

Б.Пастернак. «Сестра моя - жизнь».

1. Пастернак - большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет.

Марина Цветаева.

2. Я посвятил «Сестру мою - жизнь» не памяти Лермонтова, а самому поэту, как если бы он ещё жил среди нас, - его духу, всё ещё действенному в нашей литературе. Вы спрашиваете, чем он был для меня летом 1917 года? - Олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного, свободного поэтического утверждения жизни.

Борис Пастернак.

3. Он говорит о жизни на языке самой жизни. Его стихи полны шороха листвы, ропота моря, весенней капели, …, влюблённого шёпота, звучания музыки. Очарованье жизни и жизнью ощутимо в его поэзии.

Лев Озеров.

4. Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует всё творчество Пастернака - поэта-мыслителя, тяготеющего к искусству широких обобщений, большой духовной насыщенности.

Андрей Синявский.

5. Ощущая себя сыном многовековой культуры, поэт сохранил первобытный, или, как говорят философы, пралогичный (логика, восходящая к древности) взгляд на реальность, свойственный нашим предкам, которые все причинно-следственные связи в мире выводили из сопричастности явлений во времени и пространстве. Убеждённость, что «всё живое связано волной кругового, вихревого сходства», и обусловила «мощную силу сцепления, явленную пастернаковской метафористикой.

Леонид Быков.


© 2010-2022