Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ГИА

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Известно, что при подготовке к ГИА и ЕГЭ, необходимо отработать такие умения и навыки, дидактического материала к которым в учебниках недостаточно. Предлагаю задания и упражнения для проведения уроков русского языка в 8 классе в связи с подготовкой к выпускным экзаменам.

Так, на уроке по теме «Словосочетание. Строение и типы словосочетаний по способу выражения главного слова» нужно научить учащихся выполнению 7 задания: Замените словосочетание с данным типом связи синонимичным словосочетанием. Предлагаю такие задания:

1.В данных словосочетаниях заменить прилагательные существительными в родительном падеже.

Школьное здание, университетская библиотека, туристское путешествие, французская делегация, украинский спортсмены, сибирские реки, волжские просторы, Тюменская область, рыцарские доспехи, матросская тельняшка.

На основе этой работы учащиеся составляют алгоритм выполнения задания--- ГИА. Кроме того, повторяются трудные орфограммы: правописание суффиксов прилагательных, словарных слов.

2.Записать словосочетания, ставя существительные из скобок в нужный падеж (где необходимо - вставить предлог).

Усвоение - усвоить (материал), строительство - строить (электростанция ), орошение- оросить (поля) ,сплочение - сплотить (коллектив) ,оплата - оплатить ( услуги), наблюдение - наблюдать (растения) ,беспокойство - беспокоить ( товарищ).

3.Составить словосочетания и ответить на вопросы.

Убеждать (в чём? кого?), сосредоточить внимание( на чём? ),одобрять(кого? что?), подтверждает ( что? чем?).

4.Вставить вместо точек предлоги в или на, с или из.

Выйти … класса, …школы,…автобуса, …кафе; пойти …театр, …концерт; приехать …Север,…Сибирь, …Камчатку,…Украину,…Кавказ; прилететь …Урала,…Тюмени,…Марса,…Дальнего Востока.

5.(Пропевтическое , опережающее, для выполнения задания 5 -паронимы). Слова, близкие по звучанию, паронимы, стали объектом специального исследования в лингвистике в 60-80 годы ХХ века. В лингвистической литературе термин пароним употребляется в разных значениях. При узком понимании паронимов в их число включаются лишь однокоренные созвучный слова.

Указать разницу в значении прилагательных; составить словосочетания, добавив подходящие по смыслу существительные.

Элитный - элитарный, глиняный - глинистый, дождевой - дождливый, понятный -понятливый, информационный -информативный; популярный - популистский; серебряный - серебристый; экономический - экономичный - экономный; здравица -здравница. Для запоминания можно дать шутливое стихотворение Н.Матвеевой:

«Одеть», «надеть»…Два эти слова

Мы путаем так бестолково!

«Одеть», «надеть»…Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть.





Сочинение по тексту А. Ивановой (ЕГЭ). В конце ХХ века произошёл «информационный бум», главным открытием которого является Интернет. Прошло несколько лет, и уже идут споры о роли Интернета в нашей жизни. Как он влияет на человека? Чего стоит опасаться, если постоянно находишься в глобальной сети? Психолог А.Иванова обратилась к этой теме, ставшей актуальной сегодня. В своей статье она поднимает проблему интернет - зависимости у современных детей. Автор приводит примеры жалоб родителей, которые обеспокоены чрезмерным интересом их детей к Интернету. Ребята не занимаются уроками, не ищут себе новых занятий, они постоянно общаются в виртуальном пространстве. Однако психолог обращает внимание, что интернет-зависимость бывает не во всех случаях. Это модное подростковое увлечение, по мнению автора, такое, каким было у прошлого поколения пристрастие к просмотру телевизора. А.Иванова считает, что Интернет стал частью нашей жизни, и способность ориентироваться в нём, правильно им пользоваться - условие успешной жизни в современном мире. Конечно, в некоторых случаях, когда родители замечают всепоглощающую страсть ребёнка к Интернету, следует обратиться к специалисту и выявить, нет ли у него интернет - зависимости. Я согласна с мнением автора: Интернетом нужно уметь правильно пользоваться. Психолог и социолог Робин Шарма в своей книге «Секрет успеха» посвящает главу возможностям, которые даёт нам Интернет. Он рассуждает о том, что путь к успеху можно начать с глобальной паутины. Многие современные художники, писатели, композиторы сначала опубликовали свои произведения на личных веб - страницах. Так о них узнали в каждом уголке мира, так они становятся известными. Интернет открывает новые пути для образования, получения свежих новостей, общения людей из разных стран. Также о положительных сторонах Интернета говорит тренер по лидерству Родислав Гандапас в книге «Камасутра для оратора». Он рассказывает об он-лайн курсах, которые помогают развитию речи человека, о сетевых страницах, куда люди выкладывают ролики своих выступлений. Такая практика придаёт человеку уверенности в себе, он приобретает опыт. Таким образом, становится понятно, что Интернет способствует личностному развитию человека, но, конечно, имеет капканы. Для того чтобы дети не попали в эти капканы, родители должны быть внимательны к деятельности ребёнка в виртуальном пространстве, разговаривать с ним о положительных и отрицательных сторонах Всемирной глобальной паутины.

Конкурсное сочинение ученицы 10 класса Бучак Ирины. Моя малая Родина - Югра. Здесь, в югорском краю, недалеко от Лянтора, есть сосна. Дерево, как дерево, разве что в высоту стремительно уходит в небо. Я часто прихожу к этому исполину. Рядом с ним все встает на свои места, жизнь кажется ярче и проще. Каждый раз меня охватывает такое чувство, словно сосна живет, живет своей, отдельной от всего мира жизнью. Приложила ладошку к шероховатой поверхности и ощутила упругие удары её пульса. А если прислонить ухо к стволу, то кажется: слышны голоса различных эпох. Они разговаривают с тобой и раскрывают тайны земли югорской. Вот и сейчас, глядя, как солнце играет миллионами искринок меж увесистых крон, я чувствую, как на меня находит волна умиротворения. Хочется все дальше и дальше идти по лабиринтам памяти… Старики рассказывают легенду, что когда-то, очень - очень давно, возможно, атаман Матвей Мещеряк, помощник Ермака, во время похода посадил маленькую сосенку в память о своем странствии по Западной Сибири. Посадил и сказал: « Ты вырастешь большой, такой большой и могучей, как сибирский богатырь и, распростишь свою крону». Все, кто видел эту сосенку, удивлялись, как быстро разрасталось деревце, словно гигантская птица, раскрывало оно свою крону над родной землей, укрывало ими одинокого охотника, заблудившегося странника. Может, кто-нибудь схоронится в тени ее листвы. Тогда маленькая и беспомощная, ты выросла, выстояла всему вопреки и символизируешь Югру, югорский многонациональный народ… И стоит старая сосна, величественная и молчаливая. Долго стоит, много повидала на своем веку старая сосна… А я каждый раз спешу к этому великану, чтобы соприкоснуться с мудростью поколений.

Красота и сила сосны вдохновляет многих. Может, именно под ней рождались прекрасные строки Сергея Сметанина:

Моя Югра - забота и подруга. Нет, не вчера узнали мы друг друга.

Ты - песнь моя. От самой колыбели

Я шел с тобой к своей высокой цели.

Твоя судьба - и нефть, и газ России.

Твои просторы - снежно-голубые.

И труд, и чувство счастья - вся награда!


Каждый выступ, каждый изгиб коры давно стали мне родными. А вот и знакомые надписи…« Миша, Вера ». Эти оставленные имена, словно освещают собой великий исторический период освоения Югры русскими из центральной России. Наверное, влюбленные, что часто приходят сюда, оставили свою метку. А может, здесь, под этой сосной, в далеком восемнадцатом году прощались молодая хантыйка и русский боец-красноармеец, и, прежде чем уйти в неизвестность, увековечили свои имена на старом дереве…

О, как шумит сосна, тревожится, словно каждая иголочка печально шепчет: «Ты помнишь? Ты знаешь?» И сжимается сердце от шороха в предчувствии чего-то, непонятного, неповторимого… Есть на теле у дерева 3 глубокие бороздки, словно три рубца - три следа от пуль по покинувшим навсегда свой дом…

…Как жаль, что все реже и реже удается выбираться сюда. Но такова доля нашего поколения, вечно спешащего, вечно опаздывающего. Я ухожу, но я приду сюда снова и снова, буду слушать исповедь старой сосны, и ветви будут шуметь у меня над головой. А потом будут приходить сюда наши потомки, и связь между поколениями не оборвется.

Летят века, а старая сосна, немой свидетель истории, все стоит, потому что она - символ моей малой Родины - Югры, потому, что она и есть сама история югорского народа.





Тест по биографии и творчеству А.Т.Твардовского. 1.Как связана с именем А.Т.Твардовского деревня Загорье Смоленской области? 2.В какой семье родился поэт? 3.Трудовую деятельность А.Т.Твардовский начал в 1925 году в качестве: а) селькора, б)сельского учителя, в)сразу заявил о себе как талантливый писатель. 4.Был ли А.Т.Твардовский участником войны? а) да, б) нет, в) участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., г) участник двух войн: Финской1939-40г.г. и ВОВ 1941-1945 г.г. 5.В Финской войне поэт принимал участие в качестве: а) рядового; б)военного корреспондента, в) командира батальона? 6.А.Т.Твардовский окончил: а)МГУ, б)Смоленский сельхозинститут, в)С-ПГУ, г)МИФЛ и Истории? 7.Первая поэма А.Т.Твардовского называлась: а) «По праву памяти»,б) «Страна Муравия»,в) «Дом у дороги»,г) «За далью-даль». 8.Кто такой Вася Тёркин? а)герой одной из поэм А.Т.Твардовского; б) однополчанин поэта; в)фельетонический персонаж; г) односельчанин поэта. 9.Как А.Т.Твардовскому удалось избежать участи своих родителей? а)сменил фамилию; б)отказался от родителей; в)уехал в Москву. 10.Какая поэма А.Т.Твардовского имеет подзаголовок «Книга про бойца»? 11.Зачеркните лишнее: «Василий Тёркин», «Памяти матери», «Они сражались за Родину», «Дом у дороги». 12.А.Т.Твардовский возглавлял редакцию журнала: а) «Дружба народов», б) «Октябрь» ,в) «Новый мир»,г) «Знамя». 13.Огромной заслугой Твардовского-редактора является публикация в журнале «Новый мир»: а)произведений В.М. Шукшина; б)романа Ф.Абрамова «Пряслины»; в)рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». 14.Роль журнала «Новый мир» в 70-е годы ХХ века можно сравнить с местом журнала 2 половины 19 века :а) « Отечественные записки»,б) «Осколки», в) «Современник»,г) «»Стрекоза». 15.С чем связан уход А.Т.Твардовского в 1970 году с поста редактора журнала «Новый мир»?







Оцените, завтра сдавать. 28 мар 2010, 13:17





© 2010-2022