- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по русскому языку на тему Имя существительное
Открытый урок по русскому языку на тему Имя существительное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Айлашова М.А. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Цель: Познакомить с именим существительном, как части речи;Умение отличать одушевленные от неодушевленных;формирование орфографической зоркости учащихся, формирование умения распознавать существительное среди других частей речи, развитие логического мышления
учащихся
Воспитательная- воспитание ответственности за свою работу и работу всего класса, воспитание трудолюбия , добиваться поставленной цели.
Оборудование
-
мультимедийный проектор,
-
карточки с заданиями,
-
иллюстрации к сказке
-
постеры и маркеры
-
карточки с изосражениями солнца и тучи
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка подготовки к уроку
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Психологический настрой
Учащиеся встают вкруг и говорят друг другу свои пожелания (под веселую музыку).
Деление на группы. С помощью передметных картинок, с избражениями одушевленных и неодушевленных предметов. Кто? - 1 группа, что? - 2 группа.
2. Опрос домашнего задания
Учащиеся читают подготовленные сообщения о названиях своей области, района и села.
3. 3. Этап повторения
1. Сведения о составе слова
Каждая группана на своих постерах рисуют ромашку
2. Отличие предлогов от приставок по стратегии «Верно не верно»
Приставки
Предлоги
Доплыл
До берега
С урока
Сбежал
Отплыл
От берега
Нашел
На улице
3) Морфемный разбор и словообразовательный разбор
Слова - писатель, защитник.
4. Формирование новых знаний
Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы с вами начнем новый раздел науки о языке - Морфология, в котором изучаются части речи. Они бывают самостоятельными и служебными.
Одно из первых частей речи - имя существительное.
-
Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (человек) или что? (книга).
-
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам.
-
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.
Существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
Работа с текстом
Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад прекрасный, росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад ходить, золотые яблоки воровать. Царь поставил в саду караулы, но никого не поймали. Затосковал царь, перестал есть-пить.
Сыновья отцу говорят:
- Дорогой наш батюшка, не печалься. Мы сами станем сад караулить.
В первую ночь пошел старший сын. Сколько ни ходил он, никого не уследил, лег на мягкую траву и уснул.
Утром царь спрашивает:
- Ну-ка не обрадуешь ли меня, не видел ли ты вора?
- Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видел…
Задания:
-
Найти имена существительные из текста;
-
Определить род, число имен существительных;
-
Разделить на два столбика: одушевленные и неодушевленные;
Физкультминутка. Я буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы приседаете; если к мужскому - подпрыгиваете, а если к среднему - разводите руки в стороны. Итак, начинаем:
Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.
-
Вы знаете эту сказку?( иллюстрации к сказке)
Давайте поможем Ивану Царевичу вернутся во дворец выполнив задания.
-
Чтобы достать Жар-птицу Иван-царевич должен выполнить следующее задание:
Упражнение: 234 на стр.104. В каждую группу слов вписать по два слова
Люди:
Птицы:
Звери:
Рыбы:
Растения:
Явления природы:
Вещи:
Инструменты:
Учебные принадлежности:
Транспорт:
(постеры)
-
Чтобы достать коня златогривого Иван-царевич должен выполнить следующее задание:
Упражнение: 238 на стр.105. Назвать и записать существительные, которые обозначают: а) явления природы в зимнее время года; б) деревья. Указать одушевленные имена существительные. Составить с ними предложения.
-
Чтобы забрать Елену Прекрасную Иван-царевич должен выполнить следующее задание:
Упражнение: 239 на стр.105. Прочитать стихотворение. Выписать в один столбик одушевленные существительные, в другой - неодушевленные существительные.
Стихотворение Простите!
Обобщение Выбрать ряд с только именами существительными.
5. Домашнее задание:
Упражнения: 237, 242.
6. Рефлексия
-
Учащиеся прикрепляют карточки с изосражениями солнца или тучи.
-
Оценивание