Открытый урок по русскому языку на тему Имя существительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Цель: Познакомить с именим существительном, как части речи;Умение отличать одушевленные от неодушевленных;формирование орфографической зоркости учащихся, формирование умения распознавать существительное среди других частей речи, развитие логического мышления

учащихся

Воспитательная- воспитание ответственности за свою работу и работу всего класса, воспитание трудолюбия , добиваться поставленной цели.

Оборудование

  • мультимедийный проектор,

  • карточки с заданиями,

  • иллюстрации к сказке

  • постеры и маркеры

  • карточки с изосражениями солнца и тучи

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка подготовки к уроку

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Психологический настрой

Учащиеся встают вкруг и говорят друг другу свои пожелания (под веселую музыку).


Деление на группы. С помощью передметных картинок, с избражениями одушевленных и неодушевленных предметов. Кто? - 1 группа, что? - 2 группа.

2. Опрос домашнего задания

Учащиеся читают подготовленные сообщения о названиях своей области, района и села.

3. 3. Этап повторения

1. Сведения о составе слова

Каждая группана на своих постерах рисуют ромашку

2. Отличие предлогов от приставок по стратегии «Верно не верно»

Приставки

Предлоги

Доплыл

До берега

С урока

Сбежал

Отплыл

От берега

Нашел

На улице

3) Морфемный разбор и словообразовательный разбор

Слова - писатель, защитник.

4. Формирование новых знаний

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы с вами начнем новый раздел науки о языке - Морфология, в котором изучаются части речи. Они бывают самостоятельными и служебными.

Одно из первых частей речи - имя существительное.

  1. Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (человек) или что? (книга).

  2. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам.

  3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.

Существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

Работа с текстом

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад прекрасный, росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад ходить, золотые яблоки воровать. Царь поставил в саду караулы, но никого не поймали. Затосковал царь, перестал есть-пить.

Сыновья отцу говорят:

- Дорогой наш батюшка, не печалься. Мы сами станем сад караулить.

В первую ночь пошел старший сын. Сколько ни ходил он, никого не уследил, лег на мягкую траву и уснул.

Утром царь спрашивает:

- Ну-ка не обрадуешь ли меня, не видел ли ты вора?

- Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видел…

Задания:

  1. Найти имена существительные из текста;

  2. Определить род, число имен существительных;

  3. Разделить на два столбика: одушевленные и неодушевленные;

Физкультминутка. Я буду называть существительные, если они относятся к женскому роду, то вы приседаете; если к мужскому - подпрыгиваете, а если к среднему - разводите руки в стороны. Итак, начинаем:

Пенал, солнце, пол, ночь, стол, земля, сердце, папа, груша, яблоко, апельсин, небо, роза, пингвин.

  • Вы знаете эту сказку?( иллюстрации к сказке)

Давайте поможем Ивану Царевичу вернутся во дворец выполнив задания.

  • Чтобы достать Жар-птицу Иван-царевич должен выполнить следующее задание:

Упражнение: 234 на стр.104. В каждую группу слов вписать по два слова

Люди:

Птицы:

Звери:

Рыбы:

Растения:

Явления природы:

Вещи:

Инструменты:

Учебные принадлежности:

Транспорт:

(постеры)

  • Чтобы достать коня златогривого Иван-царевич должен выполнить следующее задание:

Упражнение: 238 на стр.105. Назвать и записать существительные, которые обозначают: а) явления природы в зимнее время года; б) деревья. Указать одушевленные имена существительные. Составить с ними предложения.

  • Чтобы забрать Елену Прекрасную Иван-царевич должен выполнить следующее задание:

Упражнение: 239 на стр.105. Прочитать стихотворение. Выписать в один столбик одушевленные существительные, в другой - неодушевленные существительные.

Стихотворение Простите!

Обобщение Выбрать ряд с только именами существительными.

5. Домашнее задание:

Упражнения: 237, 242.

6. Рефлексия

  • Учащиеся прикрепляют карточки с изосражениями солнца или тучи.

  • Оценивание





© 2010-2022