Поиски правды и справедливости в жизни (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поиски правды и справедливости в жизни

(по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

О Н.С. Лескове так сказал М. Горький: «Один из лучших писате­лей наших ...» Все усилия мысли, вся страстность мятежного сердца пи­сателя были устремлены к тому, чтобы себя «положить на пользу Рос­сии» и «всей вселенной». Проблема идеала, проблема положительного героя особенно остро встала перед Лесковым с середины 70-х годов. Обратясь к жизни народа, Лесков нашел среди простых людей подлинно героические личности, и это позволило ему обрести веру в бу­дущее России. Он раскрывал в разнообразных обстоятельствах жизни характеры русских людей, изображенных трезво, но с неизменной любо­вью и симпатией. Поиски своеобразного и оригинального человека при­вели писателя к созданию «богатырского духа», носителей основных ка­честв русского народного характера: искренние и цельные, упорно и са­моотверженно несущие бремя своей судьбы и всегда готовые постоять за правду. Герои Лескова, вышедшие из народной среды, в поисках правды готовы на любые жертвы, они мужественно встречают собст­венные неудачи и сочувствуют страданиям своих ближних. Это нравст­венно возвышает их над остальной инертной массой, свидетельствует о духовном богатстве их натуры.

Лесков неуклонно следовал жизненной правде, какой бы горькой и страшной она ни была. Мир полон неправды и зла, он нуждается в праведниках, в рыцарях духа, указывающих людям путь к борьбе и спа­сению ... У писателя есть стойкая вера в те коренные понятия о достоинст­ве, справедливости и правде, которые всегда живут в народе и противо­стоят злу и лжи. О сокровенном гуманизме Н.С. Лескова с великим со­чувствием и восхищением писал М. Горький:

- Лесков понимал как никто другой до него, что человек имеет право быть утешен и обласкан, человек должен уметь ласкать и утешать.

И ненавидеть злое - можно добавить в унисон с Лесковым.

«Очарованный странник» - произведение свободного жанра, это как бы своего рода сжатая эпопея. Это произведение напоминает ска­терть, сшитую из множества разных лоскутков, потому что она пред­ставляет собой множество разнохарактерных эпизодов. Автор не хотел заострять внимание в центре событий, он хотел, чтобы читатель взял во внимание все части произведения, не перепрыгивая с одного сюжета на другой. Вот поэтому произведение уникально тем, что в нем нет главно­го центра и резкого заключения, тут все происходит однородно и посте­пенно.

Иван Северьяныч Флягин - главный герой произведения, человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы, с самого детства «предназначенный для монастыря» и постоянно помнящий об этом, он однако не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.

Герой Лескова, пройдя через суровые испытания, сохраняет чис­тоту и искренность чувств, доходящую до наивности. У него есть неос­поримое достоинство - все свои дела согласовывает только с собствен­ной совестью: Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые не продам». Им руководит какое-то интуитивное нравственное чувство, ко­торое его никогда не подводило.

Иван Северьянович с первого взгляда поражает своей оригиналь­ностью: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета, так странно отлива­ла его проседь ... он был в полном смысле богатырь».

Герой Лескова - человек, думающий о своем маленьком, скром­ном счастье. И события развертываются таким образом, чтобы ярче выявить неустройства общественной жизни, невозможность осуществить даже скромные желания человека. Флягин прошел долгий путь много­страдального искания истины, через страдания и жертвования. Приклю­чения героя можно сравнить с похождениями Чичикова в «Мертвых ду­шах» Гоголя. Но в отличие "от Чичикова, Флягин, несмотря на все про­шедшие испытания, сохранил человечность, чистоту своей души. Горя­чая любовь к родине, к народу помогли ему сквозь туман заблуждений пронести веру в прекрасного человека и в то, что будущее принадлежит добру и справедливости.

Итак, путь вечного искания истины, добра и справедливости ... Эта тема актуальна не только для Лескова как писателя, но и как писате­ля-гуманиста. Протоирей Александр Мень в книге «Сын человеческий», посвященной Иисусу Христу, подчеркивает, что «... хотя Иисус часто вел жизнь странствующего проповедника, ученики не могли не чувствовать, что у него есть некий план, подобный далеко идущему плану полководца».

Всю жизнь шел Христос к своему храму: через туман непонима­ния, мужественно преодолевая трудности очищающего пути. Храм - всесияющая пустыня, это совершенная, высоконравственная жизнь че­ловека, народа, человечества. А истинная религия, как подчеркивал Вла­димир Соловьев, всегда начинается с проповеди покаяния и с внутрен­ней перемены в кающемся. Поиск истины и идеала через покаяние свой­ственен и герою Лескова. Имея от природы призванием некую высшую силу, от которой зависит жизнь, он, расходясь в поступках с нормами общества, считал себя в некоторой степени «грешником». Нарушая, од­нако, древнерусскую традицию, являясь «обещанным сыном» (святым) Флягин приходит к служению богу не в начале жизни, а в ее расцвете.

Из каких эпизодов складывается его жизнь?

Незаурядную личность и ее противоречивость видим в том, что с первых страниц повести он нечаянно убивает человека, встретившегося ему на пути, и в то же время, рискуя жизнью, спасает жизнь своему ба­рину. Ключевое слово повести - «дурак», являющееся определенной смысловой скрепой, обнаруживает почти детскую наивность героя, ко­гда в благодарность за спасение граф готов выполнить любую просьбу спасителя, тот после долгого раздумья просит гармонь. Поэтому засме­явшийся граф произнес: «Ну ты и взаправду дурак...» Удивленный неразум-ным желанием беглого крепостного «объявиться», сокрушается впоследствии писарь: «Дурак ты, дурак: на что тебе объявляться...» Со­мнение в уме Флягина выражает и князь: «У меня есть человек - Иван Голован, из полковых конэсеров, очень не умен, а золотой человек - че­стный и рачитель...» Мягкость, доброта и правдивость, полное отсутствие корыстных расчетов и выглядит в меркантильный век как глупость и являются при­чиной многих поворотов в судьбе героя.

Когда Иван Северьянович служил в должности няньки, которая совсем была несообразной с его полом и физическим обликом, он делает первые шаги в освоении мира чужой души. Впервые герой испытывает сострадание и привязанность, впервые глубоко проникает в чувства ма­тери доверенного ему ребенка: «Страшно я стал к ней привыкать, я то дитя любил». Эта привязанность определяет поступок: ему понятны страдания матери, что «пополам рвется» между ремонтером и дочерью. И невольно оказавшись замешанным в сложную человеческую судьбу, принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека. Иван Северьянович Флягин - человек непредсказуемых человеческих реакций. Воспитание чувств героя идет через испытание привязанности к беззащитному ребенку. Было и тягостное испытание пленом, где раз­вилось всепоглощающее чувство тоски по Родине, пришло осознание себя русским человеком: «..дождешься ночи, выползешь потихонечку на ставку, чтобы никто тебя из поганых не видел... так молишь­ся., .что…где слезы падали, - утром травку увидишь». Святая Русь, к ко­торой стремился рассказчик отмечает возвращение блудного сына свое­образно - плетьми: «Высекли в полиции и в свое имение доставили», граф «велел…еще раз дома высечь».

Испытание женской красотой вызывает у героя не только насла­ждение, восторг и страсть, а нечто большее - потрясенность. Возникшее чувство слишком велико, чтобы низводить его к земному обладанию; оно сопоставимо лишь с наслаждением созерцания божественного со­вершенства, той спасительной красоты, которая являет особую, высшую духовную ценность. Писатель верит в преобража-ющую силу добра и красоты, перекликаясь с убеждением Ф.М. Достоевского, что «красота спасет мир». Автор открывает в простом мужике удивительную душев­ную тонкость и отстаивает ее с той же горячностью и страстью, с какой защищает спо-собность русского человека постигать тайны высокого ис­кусства. Видя обиду господ в том, что Груша угощает мужика, Флягин думает: «Ах вы, волк вас заешь! Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше?..» Красота и талант обладают, по мысли автора, подлинно магической силой воздействия. Чужие деньги, о которых еще недавно так заботился и ни на минуту не забывал Иван Северьяныч, приоб-ретают вдруг другое качество: они теперь ценятся только по тому наслаждению, с которым он их выбрасывает под ноги цыганке, и из без­личных денежных знаков превращаются в «белых лебедей», которыми можно одарить красоту. Глядя в лицо Груши, Флягин думает: «Вот она ...где настоящая-то красота, что природы совер-шенство называется». Всепобеждающее влияние женской красоты явилось гармони-зирующим началом в поиске главного смысла жизни героя - он чувствует себя нужным людям. Несчастье и неволя девушки отзываются в нем новой болью. Но самое удивительно - в противоречии. Он - каторжник, зато­ченный в стены существующей клетки, проявляет искреннюю жалость и сострадание к вольной молодой цыганке, оказавшей-ся в золотой клетке. Тему неравноправия женщины в обществе, поднятую в русской литера­туре, углубляет Лесков полным рабством девушки, на которую явятся смотреть богачи, не скрывая в своем кругу разложения нравов и наличия зла. И любовь Ивана Северьяновича ставит его перед самым мучитель­ным испытанием в жизни: он помогает Грушеньке уйти из жизни, взяв на себя страшный грех: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязан­ность за нее отстрадать и ее из ада выручить».

После смерти Груши - опять дорога, но это дорога к людям, для него исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для другого. Пят­надцать лет на Кавказе в солдатах под чужим именем завершаются под­вигом Ивана на переправе. И после сурового суда над самим собой, над своей жизнью он взрослее духовно, и дорога странствий приводит Ивана Северьяновича в монастырь. Но и там неугомонный отец Измаил раз­лаживает привычный механизм монастырских будней. Его охватывает идея самопожертвования ради отечества, чтобы обрести «единодушие» со своей страной, со всем народом. Итак, герой снова в пути, ему «за народ умереть хочется».

Так сильна его вера в силу человеческого духа, источником кото­рого является доброта. Идущий по Руси очарованный странник, сохра­нивший после всех житейских бурь непосредственность и доброту, не­сет их в мир. На ноте новых исканий завершается повесть, в которой ав­тор показал, что защитник сам становится жертвой несправедливого общественного строя, потому что этот строй зиждется на зверином зако­не сильного. Поиски положительного героя привели Лескова к критике тех социальных условий, которые препятствовали деятельности этих ге­роев. Такие люди живут на свете ради добра, а не ради собственного благополучия. Они пытаются исправить людские души силою собствен­ного примера, каждодневного подвига во имя справедливости. И путь их нелёгок, судьба трагична - сила духа неколебима: они готовы к жертвам. Такие личности не только в среде разночинцев-демократов или мыслящей ин­теллигенции - они в самой гуще народа, и это является основанием веры в то, что будущее принадлежит добру и справедливости.

Проблему социального конфликта Лесков в произведении разре­шает не через конфликт, а пропускает через собственные страдания и муки героя, через праведничество. Автор утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку, и только русский человек может проявить ее так полно и широко. Само название повести оказывается многозначным. В нем нахо­дит свое определение подвластная очарованиям натура героя, его благо­родная душа, щедрое сердце. В то же время в названии «очарованный» - длительное время пребывающий во сне души, только выходящей из это­го состояния, стремящейся к духовной свободе.


© 2010-2022