Праздник славянской письменности «Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры»

Внеклассное мероприятие для учащихся IV-VIII классов «Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры» состоялось в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры в МКОУ СОШ №3 24.05.2014   Материалы к оформлению стенда   Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память.                              Д.С.Лихачев  Именно память помога...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Труновского муниципального района Ставропольского края



Праздник славянской письменности

«Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры»









Подготовила:

Бардацкая Наталья Александровна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы



с.Безопасное, 2014

Внеклассное мероприятие для учащихся IV-VIII классов «Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры» состоялось в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры в МКОУ СОШ №3 24.05.2014

Материалы к оформлению стенда

Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память.

Д.С.Лихачев

Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой.

Д.С.Лихачев

Цель: воспитание уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.
Задачи:
1.Познакомить детей с деятельностью болгарских просветителей Кирилла и Мефодия, историей праздника.
2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к русской азбуке, русскому слову.
3.Воспитывать потребность совершать добрые поступки и сопоставлять их с деяниями святых.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

- овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- построение сообщения в устной и письменной форме;

- приобретение знаний об истории создания славянской азбуки, умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, составлением проектов.

- смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

-построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

- владение диалогической формой коммуникации, воспитание культуры взаимодействия учащихся в парной и групповой работе.

Личностные УУД:

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, в развитии эстетического вкуса, повышении культурного уровня воспитанников через обращение к художественным текстам, историческим материалам

Оборудование:
Выставка книг на тему «Кирилл и Мефодий - учителя словенские»; газета, «Кириллица и глаголица», изготовленная школьниками; плакаты с алфавитами; текст викторины «Знаешь ли ты историю алфавита?»; выставка буквиц; аудиозапись песни «Уголок России» (сл. Е. Шевелевой, муз. В. Шаинского).
Ключевые понятия:
Азбука, алфавит, просветитель.
Определения ключевых понятий:
Азбука - совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемый в установленном порядке буквенный алфавит.
Алфавит - совокупность букв или других знаков данной системы письма.
Просветитель - прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)


Сценарий праздника

Слово учителя: 24 мая в Москве и столицах субъектов Феедерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О праздновании Дня славянской письменности и культуры» в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия будут проходить праздничные мероприятия. Д.С.Лихачев говорил: «Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой».


  1. На фоне колокольного звона учащиеся рассказывают о жизни Кирилла и Мефодия

1-й ведущий. Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в 869 - Константин) ( 827 - 14.02.869 ) и его старший брат Мефодий ( 815 - 06.04.885 ) родились в г. Солуни в семье военачальника.

Мать мальчиков была гречанкой, а отец - болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка - греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.

Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жёны. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; её звали София (по-гречески мудрость)». Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие - всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Он стремился общаться с добрыми людьми и уклоняться от тех, которые могли бы совратить на зло. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Он был защитником православия, спорил с еритиками. Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.

2-й ведущий. В 863 году в Константинополе к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе в Великую Моравию, чтобы изложить христианское учение на понятном славянам языке. Великие учители перевели книги Священного писания, положив в основу восточно-болгарские диалекты, и создали особую азбуку - глаголицу - для своих текстов.

Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков.

Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя из одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие и иные богослужебные книги. Устраивая училище для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.

Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого дховенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.

3-й ведущий. По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.

Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года он принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола, вмешался Папа Иоанн VIII. Он написал епископу Падунскому, Гермерику: «Жестокость твоя превышает жестокость любого светского тирана, даже звериную свирепость: поместить в заключение брата нашего и епископа Мефодия; в течение долгого времени держать лютою зимой, во время урагана, под открытым небом, оторвать его от выполнения им церковных обязанностей! И ты дошел до такой степени безумия, что на синоде ударил бы его кнутом, если бы тебе не помешали другие». Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополкдобился освобождения Мефодия. В 874 году Мефодий был восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета. В 882-884 жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык

4-й ведущий. Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.

В 1349 году в честь Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумною толпою проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.

Глаго́лица - одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

5-й ведущий. Старославянская азбука была составлена ученым Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей. Она так и называется - кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б - буки, В - веди, Г - глаголь, Д - добро, Ж - живете, З - земля и так далее. Азбука - само название образовано от названия двух первых букв. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.) Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита.

В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание.

Всю свою жизнь солоунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере.

Младший, Константин, много читал, размышлял, писал проповеди, а старший, Мефодий, был больше организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий - «издавал» книги, руководил школой учеников.

6-й ведущий читает стихотворение Лилианы Стефановой (Перевод Ирины Пановой)

«Смерть Кирилла»

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло…

И мудрый сеятель изрёк:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой».

  1. Викторина «кто внимательнее»

- Мирское имя Кирилла?

- Кем был отец братьев?

- Чем поражал Кирилл учителей?

- Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая I Великого?

- Кто такие еритики и какое отношение они имеют к братьям?

- Как прозвали Кирилла в Константинополе и за что?

- Зачем отправились братья из Константинополя к хазарам?

- Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?

III. Слово учителя.

В Древней Руси почитали грамоту и книги. Учёные-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси - в 988 году - письменность начала распространяться быстрее. Богослужебные книги были переведены на старославянский язык. Русские переписчики переписывали эти книги, добавляя в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов, (к сожалению, часто безымянных) - «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.

Исторические повествования - летописи

О жизни в Древней Руси есть немало летописей, в которых записи велись по годам. На I месте стоит «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы. Автором этой летописи традиционно считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

1-й ведущий

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом.

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

2-й ведущий.

М. Богданович «Переписчик»

На девственном листе под узеньким окном

Неспешно буковки выводит он пером,

А между ярко-черными рядами

Вставляет красную строку. Веселыми цветами

И разноцветными головками зверей

И птиц невиданных - фантазии своей

Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) -

Украсит он заставки и концовки,

И заголовки все - ведь некуда спешить.

Порою труд прервет, чтоб лучше заострить

Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце

Столпами падает на стол через оконце.

  1. Слово учителя.

Книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость.

V. Конкурс буквиц. (Школьники представляют технологию изготовления буквицы, поясняют смысловое и цветовое решение изображения.)

Ученик:
Каждой буквою гордится
Наш славянский алфавит.
Вот змея, а вот и львица,
Птица по небу летит!
Древний писарь нам оставил
Тайну книг, без них нельзя!
Азбуку любить заставил,
Без нее никак, друзья!

3-й ведущий: Жизнь идет, и в середине XVI века появилось на Руси книгопечатание. Печатный двор в Москве появился при Иване Грозном. Руководил им Иван Федоров, которого называют первым книгопечатником. Будучи дьяконом и служа в храме, он пытался воплотить свою мечту - священные книги без писцов переписывать.
4-й ведущий:
И вот в 1563 году он приступил к набору первой страницы первой печатной книги (изображение книги «Апостол» Ивана Федорова на слайде). Всего он издал за свою жизнь 12 книг, среди них была полная славянская Библия.
Ученик:
Все, что создается человеком,
Все, чем мир Вселенной знаменит,
В книгах навсегда из века в веки
Сохранит славянский алфавит.

VII. Звучит песня «С чего начинается Родина» ( музыка В. Баснера, сл. М. Матусовского)

VIII. Слайд с изображением славянской азбуки

5-й ведущий. Вглядитесь в очертания букв этой ушедшей азбуки. Какие буквы по очертанию сохранились в русской азбуке или вообще исчезли?

(Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси.)

Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной - лавка, на стене - полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым перерывом). Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать только условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой переходил уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - на всю избу кричат».

В Древней Руси учебников ещё не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы - поучительные песнопения. Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, и произносился второй слог и так далее, и только после этого слоги складывались в целое слово, например КНИГА:

како, наш, иже - КНИ, глаголь, аз - ГА.

Вот так было трудно учиться грамоте. Учили каждую буквы по ее названию, сначала в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, БЕ, ВЕ, ГЕ, ДЕ. Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:

Буки - аз - ба

Веди - аз - ва

Люди - есть - ле

Покой - он - по

После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания ба, бе, бу… За каждую ошибку наказывали розгами.

6-й ведущий читает стихотворение.

Как церковный грамотей в старину учил детей

В старину учились дети -

Их учил церковный дьяк,-

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В - как Веди, Г - Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали -

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Называют «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжку

На славянском языке.

IX. Слово учителя.

- Понравилось ли вам в школе Руси? Почему?

- Кто, чему и как обучал детей?

- Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?

- Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?

X. А вот как вспоминает о постижении грамоты писатель А.М.Горький. (Инсценировка).

Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках - азбука. Рядом пристроился Алеша.

- Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда!

Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это - аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это - что?

- Буки.

- Попал! Это?

- Веди.

- Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть - это что?

- Добро.

- Попал. Это?

- Глаголь.

Верно. А это?

- Аз.

XI. Слово учителя.

В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы и сейчас.

В 1917 - 1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

XII. Конкурс пословиц об обучении грамоте:


  • Кончил курс науки, а знает аз да буки.

  • С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

  • С книгой поведешься - ума наберешься.

  • Сперва аз да буки, а там и науки.

  • Сытое брюхо к ученью глухо.

  • Сытому ученье - утеха, голодному - помеха.

  • Тупо сковано - не наточишь, глупо рожено - не научишь.

  • Уменье везде найдет примененье.

  • Ученый водит, неученый следом ходит.

  • Ученый сын старше неученого отца.

  • Ученье без уменья не польза, а беда.

  • Азбука к мудрости ступенька.

  • Неразумного учить - в бездонную кадку воду лить.

  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  • Грамоте учиться - вперед пригодится.

  • За ученого двух неученых дают, да и то не берут.

  • Ученье - свет, неученье - тьма.

XIII. Слово учителя.

«Так говорили наши предки»

  • Литературный язык славян понятен всем славянским народам, но, конечно, старославянский язык отличался, и в первую очередь таким признаком, как «неполногласие». Например, говорили: град (город), брег (берег), млеко (молоко). Отличался и начальным «е» - един (один), есень (осень).

  • Старославянский язык внёс большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник, другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный.

XIV. Конкурс загадок.

- Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавиц,

На одной живут странице,

А повсюду славятся. (Б.Заходер)

- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

XV. Конкурс фразеологизмов.

- Пройти от аза до ижицы.

- Начинать с азов.

- Сделать на ять.

- Прописать ижицу.

- Стоять фертом.

XIV. Подведение итогов викторины «Знаешь ли ты историю алфавита?» (Вопросы предлагаются школьникам заранее.)
Ведущая:
Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку. (На экране фотографии памятников просветителям в Праге на Карловом мосту, Москве, Киеве, Астрахани, Мурманске, Коломне, Поклонный крест Кириллу и Мефодию в Белгороде)

В заключение праздника звучит аудиозапись песни «Уголок России» (сл. Е. Шевелевой, муз. В. Шаинского), на слайде - изображения с видами русской природы.

Приложение


Викторина
«Знаешь ли ты историю алфавита?»:

1. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит).

2. В каком городе родились Кирилл и Мефодий? (в Солуни).

3. Назовите самую древнюю русскую датированную книгу. (Остромирово Евангелие 1056-1057 гг.).

4. Как называется древнейший русский летописный свод? («Повесть временных лет»).

5. Перечислите известные вам произведения древнерусской литературы. (Кто больше перечислит?).

6. Перечислите известные вам имена древнерусских книжников. (Кто больше перечислит?).

7. Назовите имена русских первопечатников. (Иван Федоров и Петр Мстиславец).

8. Что такое археография? (Наука, изучающая древние рукописи).

9. Что такое медиевистика? (Наука, изучающая историю и культуру Средневековья).

10. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая).

11. Второе название восточно-славянского языка. (Древнерусский).

12.Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. (Глаголица и кириллица).

13. Какая азбука древнее? (Глаголица).

14. Сколько букв было в глаголице? (40).

15. Сколько букв было в кириллице? (43).

16. Как звали изобретателя печатного станка и книгопечатания в Европе? (Иоганн Гутенберг).

17. Название многоцветных иллюстраций, заставок в древнерусских рукописных книгах, так же называют и художественные произведения небольших размеров. (Миниатюра).

18. Какое прозвище было у Кирилла и почему? (Философ.Он преподавал философию).

19. Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре I? («Ведомости»).

20. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная).
21. В связи с чем на Руси была введена кириллица? (В связи с христианизацией).
22. В какой стране изобрели бумагу? (В Китае).

23. Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы - бересту).

24. Как называют первые печатные книги, выходившие без указания автора, времени и места выпуска? (Анонимными).

25. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе. (Свиток).


© 2010-2022