Урок внеклассного чтения по рассказу А. Н. Толстого Русский характер

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок внеклассного чтения

по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»

в 7 классе.





Мельникова Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы

ГКОУ РО «Ростовской санаторной школы-интерната № 28»

структурного подразделения

«Центра дистанционного образования»






г. Ростов-на-Дону







2015 год











Тема урока: А. Н. Толстой «Русский характер». Человеческая красота и сила характера героев произведения.

Урок внеклассного чтения по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер» в 7 классе.

Цели урока: в ходе анализа рассказа подвести школьников к осознанию его жанровой природы, помочь им осмыслить эти важнейшие признаки; подвести к выводу о том, что именно «человеческая красота» русского человека, русского народа: готовность к подвигу, твердость и мужество, величайшая скромность, внутреннее благородство, доброта и самопожертвование - помогли нашему народу выстоять и победить в борьбе с фашистами; воспитывать лучшие нравственные качества у учащихся.

Задачи:

1.Сформировать у учащихся нравственную, эстетическую оценку поступков главного героя произведения, научить самостоятельно давать такую оценку человеческим поступкам, разбираться в характерах людей.

2.Развивать умение производить классификацию фактов, делать обобщённые выводы; развивать умения обобщения и конкретизации.

3.Воспитывать чувство гордости за свою страну и народ. Формировать чувства долга и готовности к защите Родины.

Оборудование: видеоклип (приложение 1) и презентация к уроку (приложение 2); текст рассказа; аудиозапись рассказа.

На изучение рассказа отводится два урока.

Первый урок.

I. Просмотр видеоролика к уроку. ( Приложение 1). Краткое вступительное слово об А. Толстом, о деятельности писателя в годы Великой Отечественной войны и создании цикла «Рассказы Ивана Сударева».

II. Чтение или прослушивание аудиозаписи рассказа А. Толстого»Русский характер».

III. Беседа о восприятии и выяснение идейного смысла рассказа.

1.Какие сцены, картины произвели на вас самое сильное впечатление и почему?

2.Кого из героев вы представляли более живо? Нарисуйте их портреты.

3.Прав ли был Егор Дремов, что скрыл свое настоящее имя?

4.Почему Дремов не открылся матери? невесте? Разные были причины или одна и та же?

IV. Работа с игровой установкой «Если бы ты был киносценаристом...».

Цель задания: усилить впечатление учеников (например, раздумывая над цветовым решением фильма, дети приходят к выводу, что черно-белый фильм более соответствовал бы настрою, стилю рассказа, заставил бы сосредоточиться на душевном состоянии героя, сделать выводы об особенностях восприятия рассказа.

Ученикам предлагаются вопросы:

1) Какие эпизоды рассказа отобрали бы вы для киносценария?

2) Назовите героев будущего фильма.

3) Какими должны быть актеры - исполнители главных ролей?

4) Назвали бы вы фильм «Русский характер» или изменили название? Обоснуйте свое решение.

5) Киносценарист должен очень точно представлять себе характеры героев, причины их поступков. Над какими вопросами, связанными с судьбой и поведением героев рассказа, вы прежде всего задумаетесь?

6) Цветным или черно-белым хотели бы вы видеть будущий фильм?

Домашнее задание: Подумать над вопросами, мотивировать свой ответ текстом рассказа.

Почему Егор решил скрыть от родных свое имя? Прав ли он в этом? Как могла мать не узнать сына? Как мог сам Егор выдержать, ничем не выдать себя в родном доме, где все так памятно?

Второй урок.

Задача второго урока - наблюдение над жанром.

I.Сообщение основной задачи урока.

II.Герои рассказа Алексея Толстого - танкисты, они принимали участие в битве на Курской дуге. Давайте посмотрим несколько слайдов об этом.Просмотр слайдов презентации к уроку, посвящённых танковому сражению под Прохоровкой.

III.Беседа.

1.Подзаголовок произведения - «Из «Рассказов Ивана Сударева». Что мы понимаем под словом рассказ в повседневной жизни? ( Устное, достаточно короткое повествование о каком-то событии.)

2. А в литературе это небольшое по объему повествовательное произведение. В каком значении употреблено слово рассказ применительно к «Русскому характеру»? (Это литературное произведение, но подзаголовок подчеркивает одну интересную особенность его. Рассказ может быть написан от первого лица, когда автор как бы включает себя в число действующих лиц («Бежин луг») или ведет повествование от имени героя (повесть В. Короленко «Дети подземелья»). Но иногда автор поручает рассказ кому-нибудь из героев, в данном случае Ивану Судареву.)

3. Почему автор избрал рассказчиком не самого Егора Дремова. (Дремов не любил говорить о своих военных подвигах. Скромный человек, немногословный, он никогда сам не рассказал бы о своих переживаниях.)

4. А почему рассказ написан не от лица автора?( Этим достигается удивительная достоверность повествования. Ведь Иван Сударев жил с Егором в одной избе, ему рассказал Дремов о своем горе.)

5.Нам важно знать, что за человек рассказчик, можем ли мы ему доверять. Подумаем, как раскрывается характер Ивана Сударева. Что можно о нём сказать? (Это бывалый солдат. Он любит пофилософствовать, поразмышлять о жизни, понимает людей, их переживания, сочувствует им. Во время разговора Егора с матерью и невестой он уходит в сени - скромный, деликатный русский человек. Его уважают: недаром Егор у него попросил совета и этому совету последовал. Значит, мы вполне можем доверять рассказчику.)

6.Что он говорит о Дрёмове, прежде всего - как его характеризует? Не странно ли, что Егор назван простым, тихим, обыкновенным? Ведь его боевые дела вовсе не были «тихими», свидетельство тому - звезда Героя Советского Союза.

7.Подберите синонимы к слову тихий. (спокойный, незаметный, скромный, деликатный.)

Какие из этих слов лучше всего помогают понять характер Егора Дрёмова? (простым, тихим, обыкновенным часто кажется, на первый взгляд, русский человек. Но за внешней простотой скрываются смелость, твердость, душевность, лучшие человеческие качества.)

8. Любой рассказ - это повествование о событиях в судьбе героя. Рассказывает ли Иван Сударев обо всей жизни друга? (Нет, он выбирает несколько событий, эпизодов)

9.Рассказывается ли подробно о военных подвигах Дремова? (Нет, приведен лишь один случай из военной биографии, и этого достаточно, чтобы мы поняли, каким бойцом, командиром был Егор.)

10.Чего достигает автор, поручая описание танковой атаки второму рассказчику, не Ивану Судареву, а водителю танка Чувилеву. (рассказ непосредственного участника событий, который сам все видел и пережил, особенно достоверен и убедителен. Экипаж танка победил в единоборстве с грозным противником, занял деревню, уничтожил много фашистов - это один из тех военных эпизодов, из которых складывалась победа, за которые вручали ордена и медали.

IV. Обобщение учителя. Когда речь идет о подвиге, какая интонация при­вычна? Торжественная, взволнованная. А в рассказе Чувилева все очень просто да еше с изрядной долей солдатского юмора. Русский человек, совершивший подвиг, рассказывая о нем, никогда не подчеркивает храбрости, геройства. Для него это -необходимое дело, без которого нельзя победить.

V. Пересказ эпизода спасения Дремова.

Одинаковы ли по тону, интонации эта и предшествующая сцены и чем достигается различие? Почему в данном случае события описывает не участник и герой их, а основной рассказчик, Иван Сударев? (Спасая Егора, Чувилев рисковал жизнью, совершил подвиг и душевная скромность не позволит ему об этом говорить).

Вчитаемся внимательнее в авторское описание. Как названо сражение? Что стоит за словами «Курское побоище»? Одни эти слова заставляют представить море крови, ураганный огонь снарядов, битву не на жизнь, а на смерть.

Случайно ли говорится, что танк стоял на бугре, на пшеничном поле? Значит, Чувилев лезет в горящий танк на виду у неприятеля, под сплошным огнем. Он вытаскивает командира, не зная, жив ли тот, но прекрасно понимая (он же водитель) , что огонь вот- вот доберется до баков с горючим и последует страшный взрыв. Тут же, под огнем врага, Чувилев тушит горящую на Дремове одежду, потом ползет с ним (ползет - значит, бой еще в разгаре) от воронки к воронке. Какое самопожертвование, какая смелость! А объясняет он это предельно просто: «Слышу, у него сердце стучит...» Вот она, человеческая красота! Оказывается, перед " нами совсем не обыкновенный человек, каким он казался на первый взгляд. А помогло нам это понять внимание к авторскому повествованию. Рассказ чаще всего невелик, поэтому очень важно вчитываться, вдумываться в каждое слово.

VI. Пересказ эпизода «Егор Дремов в госпитале». Укажите детали, которые позволяют судить о чувствах, переживаниях солдата (тотчас вернул зеркальце медсестре, никогда больше зеркальца не просил, часто ощупывал лицо руками).

VII. Анализ эпизода пребывания Егора Дрёмова в родном доме.

Почему Егор не открылся своим близким и прав ли он в этом?

Обращаемся к тексту.

1.Сырым, холодным мартовским днем шел Егор в родное село. Что он в это время чувствовал?. Перечитайте описание природы. Какое слово обращает на себя особое внимание? (Эпитет: «студеный ветер... одинокой тоской насвистывал в ушах».) У ветра-- одинокая тоска? Да нет, у самого Егора. Он понимает, что его могут не узнать близкие, что он навсегда может быть оторван от семьи, от привычной жизни. Поэтому даже в свисте ветра чудится Егору обуревающая его тоска одиночества.

2.Но вот и родная деревня. Как вы думаете, пришел уже Егор к своему решению ничего не говорить родным? ( Нет, он еще не знает, как себя вести. Об этом говорит его поведение: он вдруг остановился, засунув руки в карманы, покачал головой, задумался, подошел к дому, заглянул в окно- так ведет себя человек, которому нужно принять важное решение. И увидел до боли родную, постаревшую мать. Задумалась она, наверно, сейчас о нем, о сыне. Вот тогда, глядя на мать, и решил Егор скрывать до поры до времени от нее страшную правду. Испугать боялся, боли не хотел причинить. Самое святое - любовь к матери, тревога за нее - заставило принять это решение.)

3.А когда еще сила сыновней любви заставляет Егора скрывать от матери правду о войне? (Когда он рассказывает ей о военных делах сына. Не случайно он кратко говорит о сражениях.)

4. Понимает ли она, что стоит за этой краткостью? (Конечно, даже скупой рассказ заставил ее представить себе и огонь, и кровь; она во время рассказа была вместе с воюющим сыном, не случайна такая деталь: смотрит на гостя темными, его не видящими глазами.

5. Как же могла родная мать не узнать сына? Она внешности его не узнала, голоса - ожоги, операции страшно изменили Егора. Но душой, материнской любовью почувствовала, что это он, памятью сердца узнала некоторые знакомые жесты (вспомним, как она пристально следила за рукой Егора во время ужина).

6.Какие детали позволяют понять переживания матери? (Лицо ее «болезненно задрожало», когда гость перехватил ее взгляд, всю ночь «ворочалась, вздыхала, не спала». Значит, чувствовала, мучилась сомнениями. Но ничего не сказала о них. Ведь не могла не понять эта чуткая женщина, как тяжело, тревожно на душе у ее гостя. А вдруг ошиблась? И подумает этот видевший смерть человек, что и его вот так же могут не узнать самые близкие. А если это действительно Егор? Родная мать не узнала сына в первый миг - может ли быть страшнее доказательство уродства, перемен в нем? И, боясь еще больше растревожить его душевную рану, предпочла, чтобы сомнения и тревога много дней терзали ее сердце. Как похожи сын и мать этой самоотверженностью, чуткостью, душевной деликатностью!

7. А каково самому Егору? Как по-вашему, назвав себя «лейтенант, Герой Советского Союза Громов», думал он, что так и уйдет неузнанным из родного дома? Вряд ли Егор думал об этом тогда. Все пересилило желание не испугать мать. Но, наверно, была в глубине души надежда на то, что узнают, на то, что можно будет признаться, когда пройдет острота первой встречи.

8. Попробуем представить себе, что испытал Егор в этот вечер: и радость встречи с родителями, с родным домом, где все до боли знакомо, и боязнь причинить страдания близким, и обиду на то, что не узнали. Найдем место, где особенно ярко передаются переживания Дремова.

9. Внимательно перечитаем сцену встречи Егора с Катей. Что руководило Егором, когда он и Кате не назвал себя?

10. Почему в центре рассказа именно эпизод в родном доме. (Вероятно, потому, что в нем с наибольшей силой раскрывается человеческая красота Дремова).

Обобщение учителя.

Война, постоянная опасность, необходимость рисковать жизнью требуют от человека наивысшего подъема физических и душевных сил. И Егор Дремов как истинно русский человек совершает чудеса храбрости, защищая Родину, делает все необходимое для скорейшей победы. Подвиг - очень яркое, но мгновенное проявление человеческой красоты. И, наверное, куда труднее постоянно, в обыденной мирной жизни, наедине со своей совестью, да еще в момент сильнейших душевных страданий, оставаться Человеком.

Русский характер - величина постоянная: Война только обнажила и усилила, в наибольшей мере раскрыла, показала всему миру то, что было свойственно советскому человеку. И эпизод в родном доме глубоко раскрывает эти черты русского национального характера, характера Егора Дремова

11. Перечитаем письмо матери. Если бы мы не знали, кто написал письмо, какой вывод об авторе мы могли бы сделать? Какая фраза письма произвела самое сильное впечатление на Егора Дремова? («...таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно». )

12.А Катя Малышева? В чем проявилась человеческая красота этой русской девушки?

13. Автор и начинает, и завершает рассказ рассуждениями о русском характере. Чем они отличаются?

В начале рассказа автор пишет: «Русский характер!», а в конце использует множественное число: «Да, вот они, русские характеры!» Мужество, благородство, самопожертвование, величайшая доброта и чуткость при внешней простоте и скромности - вот что объединяет их.

Лучшие черты русского характера - героизм, душевное величие, скромность - присущи всем героям рассказа, всем советским людям. А. Толстой не случайно написал рассказ с названием «Русский характер» в 1944 году, в период наступления советских войск по всему фронту. Весь мир волновала загадка русского солдата, русского человека, побеждавшего непобедимую ранее фашистскую армию.

Показав красоту и силу характера советских людей, А. Толстой ответил на вопрос, в чем причина победы советского народа в борьбе с фашизмом.

VIII. Подведение итогов.

Попробуем понять, почему А. Толстой написал на этом материале рассказ, а не более крупное произведение (роман, повесть). Для этого важно помнить, когда создавался рассказ. Война требовала от писателей быстрого отклика на события. Ситуация на фронте менялась, появлялись все новые случаи героизма советских людей, возникали новые вопросы. Поэтому в военные годы было написано огромное количество рассказов, а повести и романы о войне в большинстве своем стали появляться позже, когда можно было осмыслить все пережитое. Таким образом, рассказ первым из эпических жанров исследует новые явления жизни.

Что характерно для рассказа? Прежде всего, малый размер. Но из нескольких страниц мы узнаем о Егоре Дремове многое: кто он, откуда родом, кто его родители, как он воеввал и совершил подвиг, как случилось несчастье, узнаем о его мыслях и чувствах, даже немного заглядываем в будущее. Мы получаем представление и о боевых друзьях Егора.

В чем особенность построения рассказа «Русский характер»? Во-первых, перед нами рассказ в рассказе, повествование ведется от лица Ивана Сударева. Его оценки во многом близки авторским, но наличие рассказчика придает произведению особую убедительность, достоверность: Рассказ о народном характере ведется от лица представителя народа, в неторопливой, спокойной народной манере. Во-вторых, обращает на себя внимание мастерский отбор эпизодов, которые многосторонне раскрывают русский характер.

Использованные источники:

1.Демидова Н. А. Рассказы советских писателей о человеческой красоте. - В кн.: Самостоятельная работа учащихся по литературе. М., 1973, с. 319

2.Снежневская М, А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. М., 1978, с. 139-141.

3.Ч а р н ы й М. Путь Алексея Толстого. Очерк творчества. М., 1961




1


© 2010-2022