- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Олимпиадные задания по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фефилова Т.Е. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании предметно Утверждаю
цикловой комиссии общего гуманитарного Директор АПОУ УР ГАПТ
и социально-экономического цикла _______________С.Г. Одинцов
протокол № ___ от «___» _________2015 г. «___» _______________ 2015 г.
руководитель ПЦК _______Л.В.Агафонова
Олимпиадные задания
по дисциплине
«Русский язык».
Разработал:
Преподаватель русского языка и
литературы АПОУ УР ГАПТ,
Фефилова Татьяна Евгеньевна
г.Глазов
2015 г.
Пояснительная записка
Целью проведения олимпиады является совершенствование навыков самостоятельной работы и развитие мышления обучающихся; закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе теоретического и практического обучения, стимулирование творческого роста студентов.
Олимпиадные задания состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя восемь видов заданий:
1. «Переписать, оформляя числительные словами».
2. «Расставить ударения в словах».
3. «Соотнести фразеологизм с его значением».
4.«Образовать форму множественного числа, Родительного падежа от предложенных существительных».
5. «Какое художественное средство представлено в отрывке».
6. «Подобрать антонимы к словам».
7. «Заменить заимствованные слова русскими синонимами».
8. «Дать толкование сложносокращенных слов».
Практическая часть состоит из двух заданий и заключается в написании обучающимися предложения, изобилующего орфограммами. Второе задание практической части - исправить ошибки.
Задания соответствуют возрастным особенностям развития обучающихся, их способностям и возможностям и направлены на усиление воспитательного потенциала и его социально-гуманитарной направленности, способствуют повышению общекультурного уровня и становлению личности обучающегося.
На выполнение олимпиадных заданий отводится 1 час. В олимпиаде принимают участие обучающиеся первого и второго курса.
Вопросы и задания
для олимпиады по русскому языку
1 - 2 курс.
Инструкция
Внимательно прочитайте задание. На выполнение олимпиады дается 1 час. Работа состоит из 10 заданий.
Задание 1 - написание предложения с орфограммами. Максимальное количество баллов за это задание - 18. 2 задание: переписать, оформляя числительные словами. За каждый правильный ответ - 1балл. Задание 3: расставить ударения в приведенных словах. 1 балл за каждое верно поставленное в слове ударение. 4 задание: заменить заимствованные слова русскими синонимами - 1 балл за каждую пару. 5 задание: соотнести фразеологизм с его значением - 1 балл за верный ответ. 6 задание: образовать форму множественного числа, Родительного падежа от представленных слов -1 балл за каждый верный ответ. 7 задание: определить какое художественное изобразительное средство представлено в отрывке - 5 баллов за верный ответ. 8 задание: подобрать антонимы к данным словам - 1 балл за каждый правильный ответ. 9 задание: дать толкование сложносокращенных слов - 1 балл за каждое правильно истолкованное слово. 10 задание: исправить ошибку - 1 балл за каждую исправленную ошибку. Максимальное количество баллов- 85.
Критерии оценки выполнения работы:
% результативности
Кол-во баллов
Место
100 % - 90%
85 - 76
1
89 - 80 %
75 - 68
2
79 - 70 %
67 - 59
3
Задание для обучающегося.
-
Написание предложения под диктовку.
-
Оформите числительные словами.
Из 749 студентов, к 9456 беженцам, нет 145 книг
-
Расставьте ударения в данных ниже словах.
Жалюзи, торты, позвонит, ходатайство, красивее, обеспечение, пуловер, столяр, феномен, договор.
-
Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Атеист, триумф, шеф, аут, блокбастер, презентация
-
Соотнесите фразеологизм с его значением.
1Яблоко раздора А)Делать что-то очень медленно
2Ахиллесова пята Б)Уйти в небытие, забыться
3Во всю ивановскую В)Причина спора, ссоры
4Кануть в Лету Г)Уязвимое место
5Раз-два и обчелся Д)Очень громко
6Ни рыба ни мясо Е)Очень мало, небольшое количество
7В час по чайной ложке Ж)Человек без четко выраженной позиции
-
Образуйте форму множественного числа, Родительного падежа от следующих существительных:
Апельсин, яблоко, носок, чулок, банан, статья, помидор, теленок, баклажан, перец.
-
Определите, какое художественное выразительное средство представлено в отрывке.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
-
Подберите антонимы к словам.
Толстый, горе, товарищ, рождение, день, злоба, зима, юг, белый, мягкий.
-
Дайте толкование сложносокращенных слов.
МХАТ, МКАД, ТЮЗ, ЧМЗ, ЖКХ, ОБЖ, ВУЗ, АТП
-
Исправьте ошибки в словосочетаниях.
Скоропостижно влюбиться, сгущенная варенка, потерпеть победу, живая хватка, равнять под одну расческу, граблями по воде писано, в темном омуте черти водятся, молодой конь борозды не испортит.
Критерии оценки выполнения работы:
% результативности
Кол-во баллов
Место
100 % - 90%
85 - 76
1
89 - 80 %
75 - 68
2
79 - 70 %
67 - 59
3
Эталон ответов:
I. На дощатой террасе, близ можжевельника, сидя на оттоманке, веснушчатая вдова, Агриппина Саввична, потчевала коллежского асессора, Аполлона Филипповича, винегретом и разными яствами под аккомпанемент виолончели и аккордеона.
18 баллов (1 балл за каждое слово с орфограммой)
II. Из семисот сорока девяти студентов, к девяти тысячам четыремстам пятидесяти шести беженцам, нет ста сорока пяти книг
3 балла
III. жалюзИ, тОрты, позвонИт, ходАтайство, красИвее, обеспЕчение, пулОвер, столЯр, фенОмен, договОр
10 баллов
IV. Атеист - человек, не верящий в бога, отвергающий религии, триумф - победа, торжественная встреча, шеф - начальник, аут - положение вне игры, блокбастер - популярный или успешный фильм, презентация - представление чего - либо
6 баллов
V. 1 - В, 2 -Г, 3 - Д, 4 - Б, 5 - Е, 6 - Ж, 7 - А.
7 баллов
VI. Апельсинов, яблок, носков, чулок, бананов, статей, помидор, телят, баклажанов, перцев
10 баллов
VII.Анафора
5 баллов
VIII. толстый - тонкий, горе - веселье, товарищ - враг, рождение - смерть, день - ночь, злоба - доброта, зима - лето, юг - север, белый - черный, мягкий - жесткий.
10 баллов
IX. МХАТ - Московский художественный академический театр, МКАД - московская кольцевая автомобильная дорога, ТЮЗ - театр юного зрителя, ЧМЗ - Чепецкий механический завод, ЖКХ - жилищное коммунальное хозяйство, ОБЖ - основы безопасности жизнедеятельности, ВУЗ - высшее учебное заведение, АТП - авто - транспортное предприятие
8 баллов
X. Скоропостижно скончаться, вареная сгущенка, потерпеть поражение, мертвая схватка, равнять под одну гребенку, вилами по воде писано, в тихом омуте черти водятся, старый конь борозды не испортит
8 баллов
Всего - 85 баллов