- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа индивидуальных занятий по русскому языку в 7 классе
Программа индивидуальных занятий по русскому языку в 7 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лушникова С.И. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Скрябинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ
Программа индивидуальных занятий
для 7 класса
«УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»
Составитель:
учитель русского языка и литературы Лушникова Светлана Ивановна
Скрябино
2015
Пояснительная записка
Отсутствие культуры речи у большей части населения нашей страны - «бич» нашего времени. И виноваты в этом отнюдь не педагоги. Сказывается горькое наследие 90-х, когда образование не финансировалось. Однако и начало 2000-х вместо ожидаемых сдвигов в лучшую сторону тоже принесло свое «экспериментальное» наследство. Образование из духовной сферы плавно перетекло в «плановую». О классическом школьном сочинении было забыто на долгие десять лет. Экзамены превратились в своеобразную «рулетку». А когда время продиктовало необходимость возвращения сочинения в современную программу, то выяснилось, что школьники уже не хотят и не умеют их писать. В то же время ситуация в целом в мире диктует необходимость уметь свободно и грамотно выражать свои мысли.
Первые попытки вернуть сочинение в нашу школьную программу выявило крайне сложную ситуацию, сложившуюся в данной сфере у подавляющего большинства наших выпускников.
Техническая революция «шагает» по нашей стране «семимильными шагами», а духовная составляющая, увы, за ней не поспевает. Поэтому сочинение на данный момент является не только самым трудным видом деятельности учащихся, но и, одновременно, самым востребованным.
Научить писать сочинение - одна из самых актуальных проблем современной школы.
Программа предназначена для расширения знаний учащихся о формах, видах и композиции сочинений, а также для повышения качества культуры и грамотности письменной и устной речи.
Программа индивидуальных занятий предназначена для обучающихся 7 классов и рассчитана на 34 часа учебных занятий.
Цели курса:
-
научить обучающихся создавать устное и письменное речевое высказывание в разных видах сочинений;
-
развить творческие способности учащихся.
Содержание программы
Особенности речи письменной речи. Отличие письменной речи от устной. Основные единицы письменной речи: текст, предложение, словосочетание, слово и т.д. Информативность и значение письменной речи. Виды текста. Стили речи.
Основные виды текста: описание, рассуждение, повествование. Описание, повествование, рассуждение в разных стилях речи (художественном, научном, официально-деловом)
Особенности составления текстов большого объема. Порядок работы над сочинением. Текстовые связки. Необходимость абзаца как границы микротемы. Общая связующая мысль сочинения. Постановка проблем. Работа с планом.
Требования к письменной работе. Содержательность. Информативность. Соблюдение орфографических и речевых норм. Соответствие содержанию название сочинения. Связность речи.
Повествование. Рассказ как основная форма сочинения-повествования. Жанровые виды рассказа (быль, иносказание, фантастика, курьез или анекдот и т.д.) Композиция рассказа (завязка, кульминация, развязка и т.д.) Повествование в художественном стиле. Структура рассказа. Основная интрига повествования. «Соль» рассказа. Актуальность. Повествование в официально-деловом и научном стиле. Заявление, прошение, справка, отчет. Соблюдение порядка действий.
Сочинение-описание. Структура описания. Поверхностное и детальное описание. Виды описаний, их отличие друг от друга. Пейзаж. Портрет. Описание помещения, животного, предмета и т.д. Изобразительные и выразительные средства описания. Художественное описание. Описание конкретного вида и описание по памяти. Создание воображаемой картины. Примеры классических авторских текстовых картин. Научное и официально-деловое описание. Первичные и вторичные детали. Точность изложения.
Сочинение-рассуждение. Тезис. Аргументы. Вывод. Работа с проблемой. Виды рассуждений (Дискуссия, ответ на вопрос, раскрытие понятия) Структура сочинения-рассуждения. Выразительные средства, используемые в сочинениях-рассуждениях. Научные и художественные рассуждения. Их особенности. Лучшие классические примеры авторских рассуждений.
Взаимодействие трех типов текста. Сочинение с элементами повествования, рассуждения, описания. Составление полноценного текста. Анализ текста. Основные этапы анализа художественного текста. Эпический и стихотворный тексты.
Сочинения традиционных жанров. Сочинение-эссе. Изобразительные средства сочинения-эссе. Сочинение-рецензия. Сочинение по теме. Современные требования к выявлению проблематики сочинения. Тематика данных сочинений.
Сочинения нетрадиционных жанров. И их разнообразие. Особенности эпистолярного жанра. Сочинение-письмо. Лучшие произведения эпистолярного жанра. Выразительные средства (обращения, вводные слова, риторические вопросы) Эмоциональность и своеобразие письма. Сочинение-дневник. Дневниковая запись как жанр. Близость к письму. Их отличия. Сочинение-путешествие. Особенности и лучшие образцы жанра. Сочинение-зарисовка. Сочинение-очерк как разновидность эпической литературы. Жанровые виды очерка (путевой, мемуарный, лирико-философский) Основная функция очерковой литературы. Сочинение-биография. Разновидности (научная, художественная, академическая, популярная) Изображение картины жизни человека. Сочинение-фельетон. Критическое, комическое и сатирическое начала фельетона. Актуальность. Формирование жанра фельетона в России.
Примеры саморедактирования текста. Порядок проверки и самоанализ написанного.
Календарно-тематическое
планирование занятий
№ п/п
Тема
Часы
Форма занятия
Виды деятельности
Формы контроля
1
Особенности письменной речи.
1
Лекция с элементами беседы
Анализ текста
Устный опрос
2
Основные типы письменной речи.
1
Беседа, практикум
Сопоставление текстовых отрывков
Опрос
3
Особенности составления текстов большого объема.
1
Беседа, практикум
Составление памятки «Порядок работы над сочинением»
4
Требования к письменной работе
1
Лекция, практикум
Анализ текста
Составление памятки «Каким должно быть сочинение?»
5
Повествование. Рассказ как основная форма сочинения-повествования.
1
Практикум
Анализ текста - повествования, выявление его структуры, составление опорной схемы «Структура рассказа»
Редактирование текста
6
Повествование в художественном стиле
1
Лекция с элементами беседы, анализ текстов разных видов
Составление плана рассказа; сочинение -повествование
Составление плана
7
Повествование в официально-деловом и научном стиле
1
Анализ справок, заявлений, отчетов
Составление отчета
Творческий отчет
8
Сочинение - описание.
1
Беседа, практикум
Анализ текстов -описаний. Определений структурных частей текстов - описаний
Составление текста-описания
9
Виды описаний.
1
Сообщения о видах описаний (портрет, пейзаж и так далее)
Анализ текстов
Самоконтроль Редактирование текстов - описаний разных стилей
10
Художественное описание.
1
Беседа
Анализ текстов-описаний.
Контрольное сочинение -описание
11
Научное и официально-деловое описание.
1
Беседа, практикум
Сопоставление текстов
редактирование текстов ученических сочинений
12
Сочинение-рассуждение
1
Беседа, практикум
Работа над проблемой
Устный опрос
13
Структура сочинения-рассуждения.
1
Практикум
Анализ текста, составление опорной схемы
Сочинение-рассуждение
14
Научные и художественные рассуждения
1
Лекция с элементами беседы, практикум
Подбор аргументов Сопоставление текстов
Составление полноценного рассказа
15
Взаимодействие трех типов текста
1
Беседа, практикум
Анализ текста
Тестирование
16
Комплексный анализ текста
1
Практикум с элементами беседы
Анализ текста
Составление памятки по анализу текста
17
Сочинения традиционных жанров. Жанровое разнообразие.
1
Беседа-практикум
Сопоставление текстов
Сочинение - рассуждение
18
Сочинение-эссе как самый востребованный жанр сочинения
1
Лекция-практикум
Анализ текстов
Составление памятки по написанию эссе
19
Сочинение-эссе. Изобразительные средства
1
Беседа-практикум
Знакомство с лучшими образцами произведений в форме эссе
Сочинение-эссе
20
Сочинение-рецензия
1
Беседа-практикум
Составление собственного текста, редактирование
Творческая работа
21-22
Сочинение по теме.
2
Лекция-практикум
Работа над стилем, анализ текстов, их сопоставление
Творческая работа, саморедактирование
23
Сочинения нетрадиционных жанров. Их разнообразие
1
Лекция с элементами беседы
редактирование
Тестирование
24
Особенности эпистолярного жанра. Письмо.
Практикум с элементами беседы
Анализ сочинения в жанре письма, редактирование
Составление памятки «Как писать письмо»
25
Сочинение-дневник
1
Практикум с элементами беседы
Редактирование текста в жанре дневниковой записи, Анализ дневниковых записей разных авторов
Составление памятки «Как писать дневник»
26
Сочинение-путешествие
1
Лекция-практикум
Работа над стилем, редактирование
Тестирование
27
Сочинение-зарисовка. Особенности жанра
1
Беседа-практикум
Анализ текста
Сочинение
28
Сочинение-очерк как разновидность эпической литературы
1
Знакомство с лучшими образцами жанра, написание своего небольшого сочинения
Анализ текста
Тестирование
29
Сочинение-биография. Разновидности.
1
Практикум с элементами беседы
Анализ текста, редактирование
Написание сочинения-биографии
30
Сочинение-фельетон.
1
Практикум с элементами беседы
Анализ текста, редактирование
Тестирование
31
Приемы саморедактирования текста
1
Самостоятельная работа с элементами беседы
Анализ текста, редактирование
Составление плана действий при редактировании своей работы.
32
Итоговая творческая работа
1
Урок контроля
Письменная творческая работа
К Контрольная работа-творческий отчет
33
Анализ работы. Редактирование написанного
1
Урок контроля
Редактирование
Редактирование собственных сочинений
34
Резервный урок.
1
Итого
34
Планируемые результаты
-
повышение грамотности письменной речи учащихся
-
умение ориентироваться в видах и формах сочинений
-
умение составлять план сочинения
-
умение выделять и оформлять микротемы в сочинении
-
умение формулировать проблему и вычленять главную мысль сочинения
-
выработка навыков составления рецензии на предлагаемый текст
-
умение анализировать текст
-
навыки написания сочинения на предлагаемую тему
-
умение редактировать текст
-
умение пользоваться выразительными средствами языка при написании сочинения
Литература
-
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
-
Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. - 62.
-
Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителей. Москва, «Русское слово», 2006, с. - 351.
-
Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. - М., 1964.
-
Литературный словарь - М., 1984.