Программа индивидуальных занятий по русскому языку в 7 классе

Программа разрабатывалась для учащихся 7 классов с целью обучения их написанию сочинений различных жанров и типов. В условиях дефицита грамотности учащихся школ и нежелания читать печатные издания, буть то газеты, журналы или художественные тексты, программа данного электива поможет в работе учителю русского языка. Данная программа рассчитана на 34 часа. Она включает в себя не только обзор основных жанров и типв сочинений, но и практическую работу, а также в ней отведено время на знакомство с лу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Скрябинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ







Программа индивидуальных занятий

для 7 класса

«УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»








Составитель:

учитель русского языка и литературы Лушникова Светлана Ивановна



Скрябино

2015


Пояснительная записка


Отсутствие культуры речи у большей части населения нашей страны - «бич» нашего времени. И виноваты в этом отнюдь не педагоги. Сказывается горькое наследие 90-х, когда образование не финансировалось. Однако и начало 2000-х вместо ожидаемых сдвигов в лучшую сторону тоже принесло свое «экспериментальное» наследство. Образование из духовной сферы плавно перетекло в «плановую». О классическом школьном сочинении было забыто на долгие десять лет. Экзамены превратились в своеобразную «рулетку». А когда время продиктовало необходимость возвращения сочинения в современную программу, то выяснилось, что школьники уже не хотят и не умеют их писать. В то же время ситуация в целом в мире диктует необходимость уметь свободно и грамотно выражать свои мысли.

Первые попытки вернуть сочинение в нашу школьную программу выявило крайне сложную ситуацию, сложившуюся в данной сфере у подавляющего большинства наших выпускников.

Техническая революция «шагает» по нашей стране «семимильными шагами», а духовная составляющая, увы, за ней не поспевает. Поэтому сочинение на данный момент является не только самым трудным видом деятельности учащихся, но и, одновременно, самым востребованным.

Научить писать сочинение - одна из самых актуальных проблем современной школы.

Программа предназначена для расширения знаний учащихся о формах, видах и композиции сочинений, а также для повышения качества культуры и грамотности письменной и устной речи.

Программа индивидуальных занятий предназначена для обучающихся 7 классов и рассчитана на 34 часа учебных занятий.

Цели курса:

  • научить обучающихся создавать устное и письменное речевое высказывание в разных видах сочинений;

  • развить творческие способности учащихся.

Содержание программы


Особенности речи письменной речи. Отличие письменной речи от устной. Основные единицы письменной речи: текст, предложение, словосочетание, слово и т.д. Информативность и значение письменной речи. Виды текста. Стили речи.

Основные виды текста: описание, рассуждение, повествование. Описание, повествование, рассуждение в разных стилях речи (художественном, научном, официально-деловом)

Особенности составления текстов большого объема. Порядок работы над сочинением. Текстовые связки. Необходимость абзаца как границы микротемы. Общая связующая мысль сочинения. Постановка проблем. Работа с планом.

Требования к письменной работе. Содержательность. Информативность. Соблюдение орфографических и речевых норм. Соответствие содержанию название сочинения. Связность речи.

Повествование. Рассказ как основная форма сочинения-повествования. Жанровые виды рассказа (быль, иносказание, фантастика, курьез или анекдот и т.д.) Композиция рассказа (завязка, кульминация, развязка и т.д.) Повествование в художественном стиле. Структура рассказа. Основная интрига повествования. «Соль» рассказа. Актуальность. Повествование в официально-деловом и научном стиле. Заявление, прошение, справка, отчет. Соблюдение порядка действий.

Сочинение-описание. Структура описания. Поверхностное и детальное описание. Виды описаний, их отличие друг от друга. Пейзаж. Портрет. Описание помещения, животного, предмета и т.д. Изобразительные и выразительные средства описания. Художественное описание. Описание конкретного вида и описание по памяти. Создание воображаемой картины. Примеры классических авторских текстовых картин. Научное и официально-деловое описание. Первичные и вторичные детали. Точность изложения.

Сочинение-рассуждение. Тезис. Аргументы. Вывод. Работа с проблемой. Виды рассуждений (Дискуссия, ответ на вопрос, раскрытие понятия) Структура сочинения-рассуждения. Выразительные средства, используемые в сочинениях-рассуждениях. Научные и художественные рассуждения. Их особенности. Лучшие классические примеры авторских рассуждений.

Взаимодействие трех типов текста. Сочинение с элементами повествования, рассуждения, описания. Составление полноценного текста. Анализ текста. Основные этапы анализа художественного текста. Эпический и стихотворный тексты.

Сочинения традиционных жанров. Сочинение-эссе. Изобразительные средства сочинения-эссе. Сочинение-рецензия. Сочинение по теме. Современные требования к выявлению проблематики сочинения. Тематика данных сочинений.

Сочинения нетрадиционных жанров. И их разнообразие. Особенности эпистолярного жанра. Сочинение-письмо. Лучшие произведения эпистолярного жанра. Выразительные средства (обращения, вводные слова, риторические вопросы) Эмоциональность и своеобразие письма. Сочинение-дневник. Дневниковая запись как жанр. Близость к письму. Их отличия. Сочинение-путешествие. Особенности и лучшие образцы жанра. Сочинение-зарисовка. Сочинение-очерк как разновидность эпической литературы. Жанровые виды очерка (путевой, мемуарный, лирико-философский) Основная функция очерковой литературы. Сочинение-биография. Разновидности (научная, художественная, академическая, популярная) Изображение картины жизни человека. Сочинение-фельетон. Критическое, комическое и сатирическое начала фельетона. Актуальность. Формирование жанра фельетона в России.

Примеры саморедактирования текста. Порядок проверки и самоанализ написанного.

Календарно-тематическое

планирование занятий


№ п/п

Тема

Часы

Форма занятия

Виды деятельности

Формы контроля

1

Особенности письменной речи.

1

Лекция с элементами беседы

Анализ текста

Устный опрос

2

Основные типы письменной речи.

1

Беседа, практикум

Сопоставление текстовых отрывков

Опрос

3

Особенности составления текстов большого объема.

1

Беседа, практикум

Составление памятки «Порядок работы над сочинением»

4

Требования к письменной работе

1

Лекция, практикум

Анализ текста

Составление памятки «Каким должно быть сочинение?»

5

Повествование. Рассказ как основная форма сочинения-повествования.

1

Практикум

Анализ текста - повествования, выявление его структуры, составление опорной схемы «Структура рассказа»

Редактирование текста

6

Повествование в художественном стиле

1

Лекция с элементами беседы, анализ текстов разных видов

Составление плана рассказа; сочинение -повествование

Составление плана

7

Повествование в официально-деловом и научном стиле

1

Анализ справок, заявлений, отчетов

Составление отчета

Творческий отчет

8

Сочинение - описание.

1

Беседа, практикум

Анализ текстов -описаний. Определений структурных частей текстов - описаний

Составление текста-описания

9

Виды описаний.

1

Сообщения о видах описаний (портрет, пейзаж и так далее)

Анализ текстов

Самоконтроль Редактирование текстов - описаний разных стилей

10

Художественное описание.

1

Беседа

Анализ текстов-описаний.

Контрольное сочинение -описание

11

Научное и официально-деловое описание.

1

Беседа, практикум

Сопоставление текстов

редактирование текстов ученических сочинений

12

Сочинение-рассуждение

1

Беседа, практикум

Работа над проблемой

Устный опрос

13

Структура сочинения-рассуждения.

1

Практикум

Анализ текста, составление опорной схемы

Сочинение-рассуждение

14

Научные и художественные рассуждения

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Подбор аргументов Сопоставление текстов

Составление полноценного рассказа

15

Взаимодействие трех типов текста

1

Беседа, практикум

Анализ текста

Тестирование

16

Комплексный анализ текста

1

Практикум с элементами беседы

Анализ текста

Составление памятки по анализу текста

17

Сочинения традиционных жанров. Жанровое разнообразие.

1

Беседа-практикум

Сопоставление текстов

Сочинение - рассуждение

18

Сочинение-эссе как самый востребованный жанр сочинения

1

Лекция-практикум

Анализ текстов

Составление памятки по написанию эссе

19

Сочинение-эссе. Изобразительные средства

1

Беседа-практикум

Знакомство с лучшими образцами произведений в форме эссе

Сочинение-эссе

20

Сочинение-рецензия

1

Беседа-практикум

Составление собственного текста, редактирование

Творческая работа

21-22

Сочинение по теме.

2

Лекция-практикум

Работа над стилем, анализ текстов, их сопоставление

Творческая работа, саморедактирование

23

Сочинения нетрадиционных жанров. Их разнообразие

1

Лекция с элементами беседы

редактирование

Тестирование

24

Особенности эпистолярного жанра. Письмо.

Практикум с элементами беседы

Анализ сочинения в жанре письма, редактирование

Составление памятки «Как писать письмо»

25

Сочинение-дневник

1

Практикум с элементами беседы

Редактирование текста в жанре дневниковой записи, Анализ дневниковых записей разных авторов

Составление памятки «Как писать дневник»

26

Сочинение-путешествие

1

Лекция-практикум

Работа над стилем, редактирование

Тестирование

27

Сочинение-зарисовка. Особенности жанра

1

Беседа-практикум

Анализ текста

Сочинение

28

Сочинение-очерк как разновидность эпической литературы

1

Знакомство с лучшими образцами жанра, написание своего небольшого сочинения

Анализ текста

Тестирование

29

Сочинение-биография. Разновидности.

1

Практикум с элементами беседы

Анализ текста, редактирование

Написание сочинения-биографии

30

Сочинение-фельетон.

1

Практикум с элементами беседы

Анализ текста, редактирование

Тестирование

31

Приемы саморедактирования текста

1

Самостоятельная работа с элементами беседы

Анализ текста, редактирование

Составление плана действий при редактировании своей работы.

32

Итоговая творческая работа

1

Урок контроля

Письменная творческая работа

К Контрольная работа-творческий отчет

33

Анализ работы. Редактирование написанного

1

Урок контроля

Редактирование

Редактирование собственных сочинений

34

Резервный урок.

1

Итого

34






Планируемые результаты


  • повышение грамотности письменной речи учащихся

  • умение ориентироваться в видах и формах сочинений

  • умение составлять план сочинения

  • умение выделять и оформлять микротемы в сочинении

  • умение формулировать проблему и вычленять главную мысль сочинения

  • выработка навыков составления рецензии на предлагаемый текст

  • умение анализировать текст

  • навыки написания сочинения на предлагаемую тему

  • умение редактировать текст

  • умение пользоваться выразительными средствами языка при написании сочинения



Литература


  1. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001

  2. Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. - 62.

  3. Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителей. Москва, «Русское слово», 2006, с. - 351.

  4. Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. - М., 1964.

  5. Литературный словарь - М., 1984.



© 2010-2022