Доклад «Современный урок в рамках ФГОС»

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».  Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовнос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Теперь ребенка должны научить: не только читать, считать, писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений:

1группа - это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

2 группа - это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, и в связи с этими изменениями на уроках активно используются следующие методы и технологии:

· Метод проектов

· Информационно-коммуникационные технологии

· Здоровьесберегающие технологии

· Портфолио

, Метод групповой и парной работы

, Проблемное обучение

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Современный урок уже немыслим без информационно-коммуникационных технологий. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Урок с применением ИКТ - это урок, в процессе которого в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса: компьютер и программные средства.

1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Цифровые образовательные ресурсы дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

На сегодняшний день все большую популярность в нашей стране получает модель «Один ученик - один компьютер». Интерактивные методы образования, основанные на сотрудничестве, в русле концепции «1 ученик - 1 компьютер», позволяют учителям интегрировать компьютерные технологии в учебный процесс, а ученикам - получать доступ к знаниям в любое время и в любом месте.

Данная модель позволяет сделать обучение личностно-ориентированным, а программное обеспечение и технологии - доступными в любое время. Такой способ применения технологий открывает принципиально иные возможности для обучения, позволяя достичь более глубокого понимания при изучении материала, так как доступ к точным и детальным данным по теме становится почти мгновенным. Все эти возможности позволяют увлечь школьников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию.

Основные цели внедрения модели «Один ученик - один компьютер»:

•повышение качества образования;

•внедрение и поддержка лучших практик интеграции ИКТ в обучение;

•повышение уровня освоения учащимися учебного материала;

•внедрение в учебный процесс таких образовательных технологий, как формирующее оценивание и дифференцированное обучение;

• развитие способностей школьников к непрерывному обучению в течение жизни;

• подготовка школьников к жизни в современном мире;

А что думают ученики о работе с нетбуками? Внимание на экран!

Вы согласитесь, коллеги, что мнение детей, для нас педагогов наиболее важно, и услышав именно такие отзывы, понимаешь актуальность данного проекта..

С целью мониторинга развития ученика педагоги активно используют метод Портфолио. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся - возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию УУД, где важна организация деятельности школьников, которая предполагает активную позицию ребенка для решения учебной задачи. Важную роль в этом играет организация парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний.

Чем привлекает групповая работа?!

Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут включиться в общую работу класса.

Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.

Возможность обрести опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу учения: цель работы - планирование - рефлексия.

Активизирует мыслительную деятельность каждого ученика

Организации групповой работы позволяет сделать следующие выводы:

- Не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе.

- Необходимо разрешить поменять место ученику, который хочет работать один.

-Нельзя требовать абсолютной тишины. Должен быть условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

- Нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.

- Нужно время, нужна практика, кропотливый труд учителя, терпение.

Не стоит отказываться от групповой работы, именно такая работа целенаправленно формирует какие (коммуникативные, познавательные) УУД.

Как известно, самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Каждый урок должен работать на сохранение здоровья ребёнка.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одна из хорошо известных технологий - это технология проблемно-диалогического обучения.

В основе проблемно-диалогической технологии лежит деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Этапы урока, построенного по технологии ПДО

1 этап - актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы

2 этап - формулирование проблемы, планирование;

3 этап - открытие нового знания;

4 этап - применение нового знания и рефлексия

На всех этапах проблемного урока цель достигается детьми творчески, и в конечном этапе проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

Итак, что же на Ваш взгляд представляет собой современный урок?

Современный урок - это урок …….на котором необходимо использовать современные технологии, различные методы и формы работы.

А от чего ещё зависит успех современного урока? Конечно учитель остаётся главным звеном на уроке. (от личности учителя, его профессионализма, индивидуального подхода к ученикам, доброжелательной атмосферы на уроке).








Доклад


«Современный урок в рамках ФГОС»





Подготовила

учитель письма и развития речи

Ляшенок Ольга Николаевна

© 2010-2022