Программа В кладовой русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

















ПРОГРАММА

«В КЛАДОВОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА»











Автор:

Власенко Н.П., педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы МОУ СОШУИП № 3











г. Лабытнанги

2008 г.




Обсуждена на заседании

МО учителей русского языка и литературы

Рассмотрена на заседании НМС

МОУ СОШУИП №3

Протокол № 5 от 20.05.2008 г.

Протокол № 05 от 22.05.2008 г.

Согласована с заместителем

по дополнительному образованию

________________ А.В. Барканова

«_____» _________ 2009 г.


ПРОГРАММА


«В КЛАДОВОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Вид программы

модифицированная

Направленность

культурологическая

Возраст обучающихся

15 - 18 лет

Уровень освоения

базовый

Объём курса

72 часа

Срок освоения

2 года



Автор

Власенко Наталья Петровна,

педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы МОУ СОШУИП № 3, высшая квалификационная категория


Пояснительная записка

    1. Программа дополнительного образования «В кладовой русского языка» предназначена для подготовки обучающихся 15-18 лет к ЕГЭ по русскому языку, программа составлена на основе примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования..

  1. Программа «В кладовой русского языка» содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, некоторые сведения о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся; сведения о графике, орфографии и пунктуации.

  2. ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах. Так как традиционная система уроков в 10-11 классах не ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление организовать обучение так, чтобы совместить традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан при подготовке к ЕГЭ.

  3. Программа рассчитана на 2 года обучения (72 часа). Возраст обучающихся - 15-18 лет; уровень образования среднее (полное) общее образование; направленность программы- культурологическая; уровень освоения программы -базовый.

    1. Содержание программы определяется на основе следующих документов:

1. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

Кроме нормативных документов, учитываются также требования к подготовке выпускников основной и средней (полной) школы, представленные в рекомендованных Минобразования и науки РФ примерных программах среднего (полного) образования - М.: Дрофа, 1999.

Изменения внесены в следующие разделы:

Разделы программы

Примерные программы среднего

(полного)

общего образования - М.: Дрофа, 1999


«В кладовой русского языка»


Модифицированная программа

10 класс

11 класс

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции


21 час

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.


2


2


2


2

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической

(языковедческой) компетенций


39 часов

10

17

10

17

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


3 часа

1

1

1

1

Обобщение, повторение

-

-

3

-

3

Итого

63 часа

13

23

13

23


Коммуникативный характер обучения русскому осуществляется на основе тесной взаимосвязи урочных и занятий по подготовке к ЕГЭ.

При организации дополнительных занятий по предмету учитывается разноплановость тематики, разнородность материала, включаемого в одно занятие. Расширенный круг тематики занятий по подготовке к ЕГЭ включает некоторые вопросы общего языкознания, международного значения русского языка, нового содержания языковой деятельности, культуры речи и речевого этикета. Новое содержание языкового образования диктует необходимость уточнять содержание кружковой работы с учетом требований ЕГЭ, вносить изменения в методику проведения занятий, модернизировать их. На занятиях широко используется метод наблюдения над языковым явлением, над живой речью, над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера. Школьники работают с различного рода справочными материалами, дидактическими пособиями, научно-популярной литературой.

Подобная работа воспитывает мотивационную готовность к обучению, систематическое рассмотрение различных аспектов лингвистической теории и практики, повышает уровень обученности по предмету и реализует адресный подход к ученикам воочию.

При углублении и систематизации знаний о языке и речи по всем разделам курса русского языка (фонетике, графике, лексике и фразеологии, морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии, пунктуации, языковым нормам) упор при подготовке к ЕГЭ делается на практическую часть.

Структура программы представлена следующими разделами: пояснительная записка, содержание программы по русскому языку, учебно-тематический план, литература и средства обучения (для учителя и обучающихся).

Программа учитывает специфику КИМов, рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.

При планировании были использован открытый сегмент Федерального банка экзаменационных материалов, размещенных на сайте Федерального института педагогических измерений (fipi.ru) - официального разработчика тестовых заданий ЕГЭ.

Формы контроля занятий дополнительного образования - презентации, защита проектов, участие в олимпиадах различных уровней.

Результатами успешной реализации программы является участие в олимпиадах конкурсах, викторинах, различного уровня по предмету.








Учебно-тематический план (10-11 классы)

I.Формирование коммуникативной компетенции (речевое общение, стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный; культура работы с текстами) - 8 часов

10 класс

11 класс

теория

практика

теория

практика

2


2

2

2

II. Формирование языковой и лингвистической( языковедческой) компетенций ( русский язык в современном мире, понятие о системе языка, орфоэпические нормы, орфографические нормы, грамматические нормы, орфографические нормы, пунктуационные нормы, словари, лингвистический анализ текста) - 54 часа

10 класс

11 класс

теория

практика

теория

практика

10


17

10

17

III. Формирование культуроведческой компетенции - 4 часа

10 класс

11 класс

теория

практика

теория

практика

1


1

1

1

IV. Обобщение, повторение - 6 часов

10 класс

11 класс

теория

практика

теория

практика

-


3

-

3


Содержание программы

( 72 часа)

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(8 часов)


Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля

Овладение культурой публичной речи Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)

КОМПЕТЕНЦИЙ

(54 часа)


Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст и его место в системе языка и речи. Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка. Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и Грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Про­изношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(4 часа)

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Тематическое планирование

10 класс

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Основные признаки и особенности функционирования стилей речи

( публицистический, художественный, официально-деловой)

1

2

Применение стилей в речи

1

3-4

Разбор заданий ЕГЭ (5, 7, 24)

2

5

Знакомство с критериями оценки работы

1

6

Проведение диагностического теста

1

7

Работа над ошибками, классификация и характеристика ошибок

1

8

Работа с частью С. Критерии оценивания ученических работ Подготовка к написанию сочинений

1

9-10

Практическая работа «Учимся писать сочинение»

2

11-12

Фонетика, орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ

2

13-14

Морфемика: состав слова, словообразование, орфография. Разбор заданий ЕГЭ

2

15

Лексика и фразеология. Разбор заданий ЕГЭ

1

16

Грамматика. Морфология. Разбор заданий ЕГЭ

1

17

Морфология. Морфологические характеристики частей речи. Разбор заданий ЕГЭ

1

18

Морфологические нормы. Разбор заданий ЕГЭ

1

19

Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ. Связь морфологии и орфографии.

1

20

Морфология и орфография. Связь морфологии глагола и его форм и орфографии. Разбор заданий ЕГЭ.

1

21-22

Морфология и орфография( Н и НН, НЕ и НИ в различных частях речи).Разбор заданий ЕГЭ

2

23

Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Разбор заданий ЕГЭ

1

24

Синтаксис. Простое предложение

1

25

Синтаксис. Пунктуация в простом предложении. Разбор заданий ЕГЭ.

1

26

Синтаксис. Сложносочиненные предложения. Разбор заданий ЕГЭ.

1

27

Синтаксис. Сложноподчиненные предложения. Разбор заданий ЕГЭ.

1

28

Синтаксис. Бессоюзные сложные предложения. Разбор заданий ЕГЭ.

1

29-30

Синтаксис. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор заданий ЕГЭ.

2

31

Виды придаточных предложений. Разбор заданий ЕГЭ.

1

32-33

Синтаксис и культура речи.

2

34

Текст. Типы речи

1

35

Языковые особенности текста

1

36

Тренировочные тесты

1


Тематическое планирование

11 класс


п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Общие сведения о языке

1

2-3

Фонетика и орфоэпия

2

4-5

Морфемика и словообразование

2

6

Орфография. Орфограмма

1

7

Правописание корней

1

8

Правописание приставок

1

9

Правописание суффиксов различных частей речи( кроме -Н-/-НН-)

1

10-11

Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи

2

12-13

Употребление гласных букв О/Ё(Е) после шипящих и Ц

2

14

Правописание падежных и родовых окончаний

1

15

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

1

16

Употребление Ь

1

17-18

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

2

19

Знаки препинания в простом осложненном предложении

1

20

Знаки препинания при обособленных членах предложения

1

21

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

22

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

23

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

24

Тире и двоеточие в простом и сложном предложении

1

25

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

1

26

Орфоэпические нормы

1

27

Лексические нормы

1

28

Грамматические нормы

( морфологические нормы)

1

29

Грамматические нормы

( синтаксические нормы)

1

30

Анализ текста . Речь. Текст. Выразительность русской речи

1

31

Анализ текста. Лексика и фразеология.

1

32

Анализ текста. Морфология

1

33

Анализ текста. Речь. Создание текста.


34- 36

Создание текста (часть С)

3






Список литературы


  1. Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Морфемика. Словообразование / М.М. Баронова. - М.: АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2009

  2. Богданова Г.А. Русский язык без репетитора. Часть 1 Орфография.- М.: Классикс Стиль, 2005

  3. Богданова Г.А. Русский язык без репетитора. Часть 2 Пунктуация.- М.: Классикс Стиль, 2006

  4. Влодавская Е.А.Поурочное планирование по русскому языку к ЕГЭ . - 4-е издание, исправ. - М.: Издательство «Экзамен», 2007

  5. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы: 2006-2007.- М.: Просвещение; СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007

  6. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ-1007. Русский язык. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007

  7. ЕГЭ 2009. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авторы- сост. И.П.Цыбулько, В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.Ю.Бисеров, Ю.В. Гостева, В.В.Львов, И.Б.Маслова, Н.Н. Соколова,- М.: Эксмо, 2009

  8. Ермакова Г.А. Практикум по написанию рецензии на итоговом экзамене по русскому языку. - М.: АРКТИ, 2004

  9. Львова С.И., Цыбулько И.П.. ЕГЭ 2008. Русский язык. Сборник заданий.- М.: Эксмо, 2008

  10. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009:Русский язык / автор-составитель А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова.- М.: АСТ: Астрель, 2009

  11. Свидинская Н.Т. Эссе: ЕГЭ. Сдаем без проблем! - М.: Эксмо, 2007

  12. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2007

  13. Тесты. Русский язык. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006

  14. Ткаченко Н.Г.300 диктантов для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 1997

  15. Угроватова Т.Ю.Русский язык : 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. - М.: Эксмо, 2007

  16. Чуфистова Е.В.Русский язык. Тематические тренировочные задания . - М.: Эксмо, 2008



© 2010-2022