Программа поэтического кружка Полет души

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»



«Утверждено»

Директор МКОУ СОШ №7

_____________/Рамазанов Т.О./

«____»__________2013 г.




Программа поэтического кружка «Полет души»


на 2013-2014 учебный год


учителя русского языка и литературы


МКОУ СОШ №7


Абдулкеримовой Шатотай Айполатовны




2013 год



  1. Тема проекта: Программа поэтического кружка «Полет души»

  2. Актуальность.

«Стих как тело человека есть откровение, осуществление души - идеи... Он является первоначальной, непосредственной формой поэтической мысли». (В.Г. Белинский) О важности и значимости поэзии для русского человека писал ещё в ХIХ веке В.Г. Белинский. Чтобы понять смысл поэтического текста, нужно не только обладать высокой культурой, но и знать закономерности её смыслового воплощения. Поэтому уже с пятого класса необходимо для более качественного речевого развития школьников проводить занятия по освоению динамической целостности поэтического произведения. Чтобы с раннего возраста дети любили и понимали стихи крайне важно, чтобы они разбирались в теории стиховой речи и умели выделять устойчивые стилистические элементы в конкретном произведении. В 5 классе есть ребята, которые сочиняют свои собственные стихотворения. Очень хорошие стихи… Добрые… Искренние… Но они ещё не умеют выражать свои мысли в стихотворной форме. Этому служат практические занятия, где теоретические сведения реализуются на практике. Очень важно поддерживать интерес и одновременно развивать речевые и творческие способности ребенка.

  1. Цель проекта: обучение целостному анализу поэтического текста, освоение стиля поэтов, обучение стилизации и выработка собственного стиля.

  2. В ходе реализации проекта с учащимися 5-7 классов решались следующие проблемные вопросы:

  • В чем отличие поэзии от прозы?

  • Почему люди стремятся выразить свои мысли и чувства в поэтической форме?

  • Что нужно знать, чтобы создать стихотворение?

И учебные вопросы:

  • Что такое художественный образ?

  • Что такое ритм и рифма?

  • Какие стихотворные размеры существуют?

  • Что такое белый стих?



  1. Целевая аудитория: учащихся 5 -7 классов и их родители

  2. Участники проекта: учащиеся 5-7 классов МКОУ СОШ№7

  3. Этапы проекта

Подготовительный (октябрь-ноябрь 2013 года)

Практико-исследовательский (декабрь 2013 - апрель 2014 года)

Контрольно-коррекционный (апрель - май 2014 года)

Заключительный (май - июнь 2014 года)

  1. Содержание проекта.

Учебно-тематический план



Название темы


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

1

1

2

2.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

2

2

4

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

5

5

10

4.

Системы стихосложения.

3

3

6

5.

Размер стиха.

4

6

10

6.

Рифма. «Поход за вдохновением».

4

8

12

7.

Поэзия и штампы.

2

2

4

8.

Стили речи.

4

4

8

9.

Поэзия и живопись.

2

2

4

10.

Музыка в поэзии.

2

2

4

11.

Ярмарка талантов.

1

1

2

12

Итоговое занятие по курсу.

1

1

2

Итого

31

37

68

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практическая работа: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (4 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практическая работа: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать - «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (10 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практическая работа: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (6 часов)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практическая работа: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (10 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практическая работа: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (12 часов)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Экскурсия в музей.

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Поэзия и штампы. (4 часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Тема 8: Стили речи. (8 часов)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практическая работа: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 10: Музыка в поэзии. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


Тема 11: Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практическая работа: Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.

Тема 12: Итоговое занятие по курсу.

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практическая работа: Отзыв о работе товарища по кружку.

Календарно-тематическое планирование занятий

кружка «Полет души»

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Запланир.

дата

Фактическая

дата

1

Вводное занятие. Инструктаж учащихся по ТБ.

1

2

Что такое поэзия? Поэтические жанры.

1

3

«Я знаю силу слов…»

1

4

Викторина по творчеству русских поэтов

1

5

Назначение поэта и поэзии. Чтение стих.

1

6

«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

1

7

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы речи.

1

8

Эпитеты. Метафора. Олицетворения.

Практическая работа.

1

9

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Сравнения.

1

10

Игра «Найди ИВС».

1

11

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Гипербола.

1

12

Практическая работа с текстами.

1

13

Анализ стихотворений.

1

14

Игра «Подбери тропы».

1

15

Чтение стихотворений. Анализ ИВС.

1

16

Практическая работа. Тесты.

1

17

Системы стихосложения. Теория.

1

18

Практическая работа. Анализ текста.

1

19

Системы стихосложения. Практическая работа.

1

20

Комплексный анализ текста.

1

21

Виды систем стихосложения.

1

22

Игра «Угадай».

1

23

Стихотворная строфа. Теория.

1

24

Анализ стихотворений. Практика.

1

25

Подготовительный этап игры.

1

26

Игра. Геокешинг.

1

27

Экскурсия в библиотеку.

1

28

Подведение итогов игры. Рефлексия. Чаепитие.

1

29

Стопы. Теория.

1

30

Практическая работа с текстами.

1

31

Двусложные размеры (хорей, ямб).

1

32

Практическая работа с текстами.

1

33

Трёхсложные размеры.

1

34

Практическая работа с текстами.

1

35

Анализ поэтических текстов.

1

36

Анализ поэтических текстов.

1

37-38

Конкурс четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

2

39

Рифма. Теория.

1

40

Виды рифмовки. Практика.

1

41

Точная и неточная рифмы.

1

42

Практическая работа с текстами.

1

43

Игра «Найди рифму».

1

44

Творческая мастерская.

1

45-46

Экскурсия в музей.

2

47-48

Творческая мастерская. Подготовка к конкурсу стихов.

2

49-50

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

2

51

Понятие «штамп» в литературе.

1

52

Практическая работа с текстами.

1

53

Анализ стихотворных текстов (штампы).

1

54

Стилистические неточности в стихотворных текстах, назидательность.

1

55

Стилистические особенности языка.

1

56

Типы текстов.

1

57

Композиция художественного произведения. Теория.

1

58

Практическая работа с текстами.

1

59

Типы речевых ошибок и способы их исправления. Теория.

1

60

Типы речевых ошибок и способы их исправления. Практика.

1

61

Творческая мастерская.

1

62

Игра «Составь рассказ».

1

63

Роль живописи в поэтическом творчестве.

1

64

Вдохновение, навеянное созерцанием.

1

65

Рассматривание различных репродукций.

1

66

Стихотворный текст и репродукция.

1

67

Роль музыкальных произведений в стихосложении.

1

68

Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

1

69

Ярмарка талантов. Конкурс чтецов.

2


  1. Итоги проекта:

1) В ходе работы над проектом учащиеся не только познакомились с поэтическими произведениями, со статьями о стихосложении, но и больше узнали о слове как единице речи, о его функции в языке, о его использовании как изобразительно-выразительного средства. В результате ребята пришли к выводу, что поэзия необходима человеку. Стихи нужны! Они помогают жить…

Учащиеся поняли - главное поверить в свои силы и, используя знания, смело идти вперед.

Как правильно писать подскажет сердце...

И вы увидите: всё станет по-другому...

Антуан де Сент-Экзюпери

2) Разработана и апробирована программа поэтического кружка «Полет души».

3) Учащиеся принимали активное участие в районных конкурсах, печатали свои стихи в районной газете.

  1. Литература

Список литературы для учителя.

1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М.: Просвещение, 1990.

2. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. - М.: ДРОФА. 2002.
4. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. - М.: Либроком, 2009. rvb.ru/philologica/09pdf/09moskvin.pdf

5. Эткинд Е Г. Проза о стихах. modernlib.ru/books/etkind_e/proza_o_stihah/read_1/


Список литературы для учащихся.

1. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001.

2. Матвеева Т.В. От звука до текста. М.: Просвещение, 2001.

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М.: ДРОФА. 2010.

4.Шульговский Н. Звуки. Рифмы. Формы. - nkj.ru/archive/articles/5722/

Электронные ресурсы

1. Стихи. ру - stihi.ru/

2. Рифма. ру - rifma.ru/rifma.php


© 2010-2022