Урок русского языка Причастие. 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка Причастие. 10 классУрок русского языка Причастие. 10 класс Причастие как часть речи. Причастный оборот.

10 класс казахской школы

Акылбекова Гульзада Джетпыспаевна

учитель русского языка и литературы

Алматинская область

Енбекшиказахский район

Тургенская казахская средняя школа

Цели урока:

  1. Способствовать формированию углубленных знаний учащихся о причастии и его видах;

  2. Развивать умения и навыки образования причастий, развивать логическое мышление;

  3. Воспитывать любовь к слову.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютеры.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы: наглядно - иллюстративные, частично - поисковые

Ход урока

I Организационный момент.

Психологический настрой

: Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбку подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам!

II Объявление темы урока, постановка целей урока.

III Работа по новой теме

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

  1. Опорная схема на интерактивной доске:

Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Причастие

как глагол как прилагательное

- имеет вид: совершенный и - изменяется по родам,

несовершенный числам, падежам

- имеет время: - согласуется с существительными

настоящее и прошедшее в роде, числе и падеже

- может быть - может иметь полную и

возвратным и краткую форму

Синтаксическая роль:

- обычно определение

- иногда подлежащее

- краткие причастия - сказуемое



  1. Работа по таблице

Действительные причастия настоящего времени

Глагол

Суффиксы

Причастие

Iспр. Пиш-ут

Игра-ют

-ущ- (ющ-)

пишущий

играющий

II спр. Держ-ат

Говор-ят

-ащ- (-ящ-)

держащий

говорящий

Действительные причастия прошедшего времени

Глагол

Суффиксы

Причастие

Чита-ть

Молча-ть

-вш-

читавший

молчавший

Нес-ти

Помо-чь

-ш-

несший

помогший

Страдательные причастия настоящего времени

Неопределенная

форма

Настоящее

время

Суффикс

Причастие

Исполнять

Хранить

Исполня-ет( I спр.)

Хран-ит (II спр.)

-ем-

-им-

Исполняемый

Хранимый

Страдательные причастия прошедшего времени

Неопределенная

форма

Прошедшее

время

Суффикс

Причастие

Прочитать

Соединять

Построить

Открыть

Прочита-л

Соединя-л

Построи-л

Откры-л

-нн-

-ённ-

-енн-

-т-

Прочитанный

Соединенный

Построенный

Открытый

3. Что такое причастный оборот?

Ознакомление с теоретическим материалом:

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми, если:

- стоит после главного (определяемого) слова:

Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего.

Сравните: Не помнящий прошлого человек лишает себя грядущего.

- относится к личному местоимению:

Взволнованные утренней новостью, мы проехали свою остановку.

4. Сопоставление окончания причастий и прилагательных в единственном числе.

И.п. (какое?) волнующееся синее море

Р.п. (какого?) волнующегося синего моря

Д.п. (какому?) волнующемуся синему морю

В.п. (какое?) волнующееся синее море

Т.п. (каким?) волнующимся синим морем

П,п. (о каком?) о волнующемся синем море

IY Закрепление нового материала

1. Задание 1

Распределите глаголы в две группы: несовершенного вида и совершенного вида. Образуйте действительные причастия. Укажите суффиксы причастий.

Работать, разделить, любить, заслужить, обрадоваться, готовиться, бороться, помогать, улыбаться.

2. Задание 2

К предложениям подберите подходящие по смыслу причастные обороты и запишите предложения, расставляя знаки препинания.

  1. Тучи … обещали дождь.

  2. Цветы … красивы.

  3. Попугай … оказался говорящим.

  4. Повесть … известна всем.

  5. Молодой человек … пришел на встречу пораньше.

Слова для справок: растущий в саду, назначивший девушке свидание, купленный в зоомагазине, гонимый ветром, отредактированный корректором.

3. Задание 3

Выполнение задания в группах.

1группа. Перепишите предложения, ставя причастные обороты перед определяемым словом.

А) Пастух, собравший стадо, наигрывал на дудочке.

Б) Почки, набухшие за ночь, готовы были распуститься.

В) Мать, встревоженная известием, просила меня вернуться домой.

Г) Огни, мерцавшие в окнах, слабо освещали дорогу.

2 группа. Перепишите предложения, ставя причастные обороты после определяемого слова.

А) Только что вернувшиеся из степи трактористы торопились к реке освежиться.

Б) Осыпавшиеся с деревьев лепестки душистой черемухи уплывают по тихой воде.

В) Стекающие с крыш струи воды образуют мелкие сосульки.

Г) Две машины мчались по обсаженной тополями асфальтированной дороге.

4. Задание 4

Составьте и запишите словосочетания причастий с существительными. Укажите вид причастия.

Образец: тот, кто любит - любящий отец

А) То, что желтеет, белеет, чернеет, розовеет, звучит.

Б) Тот, кто болеет, кричит, кашляет, поет.

В) Те, кто смеются, улыбаются, окружают, танцуют.

5. Задание 5. Самостоятельная работа.

Составление учащимися опорной схемы образования причастий.

Y Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Чему я научился на уроке?

- Что нового узнал?

YI Домашнее задание.

Определи стиль текста. Укажи языковые средства, характерные для этого стиля.

Обозначь определяемое слово и причастный оборот. Определи разряд причастий.

Сверкающий золотом день.

В нем собраны будут, как в спектре,

И солнца озерных глубин,

И косо летящие ветры,

И жаркие слезы рябин.



© 2010-2022