Урок по русскому языку на тему Комплексный анализ текста (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 11 классе

Тема урока: Комплексный анализ текста.

Цель урока: развитие мышления, способствовать самопознанию, творческому поиску.

Учебно-воспитательные задачи урока:

  1. обучение комплексному анализу;

  2. развитие навыков работы по стратегиям РКМ, навыков сотрудничества;

  3. использовать воспитательные возможности урока: любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип урока: комплексный анализ текста.

Методы: стратегии РКМ

Оборудование: раздаточный материал

Ход урока:

І. Побуждение Стратегия "Воображение"

Читаю начало текста

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука.

  1. Что видите и что слышите?

  2. Какие звуки входят в ваше сознание?

  3. Какие запахи ощущаете?

  4. Опишите картину, которая стоит перед вашими глазами.

  5. Каких персонажей вы видите: Что они делают? Как выглядят?

  6. Какие чувства овладевают вами?

ІІ. Реализация. Стратегия "Направленное чтение".

Читаю дальше:

В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка..

1-вопрос:

Как вы думаете, о какой музыке речь?

После обмена мнениями продолжаю чтение:

...дятла. кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в лесу музыканта.

2-вопрос:

Если автор долго шел на звук, значит, он искал дятла. Как вы думаете, с какой целью?

Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его "долота". В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать.

В эту минуту случилась история,

3-вопрос: как вы думаете, какая?

...к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел - дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица.

Дятел не успел проглотить личинку, она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

4-вопрос: Кто это сделал и по какой причине?

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов.

5-вопрос: О чем говорят такие детали, как новая двустволка, скрипящий пояс?

6-вопрос: Как поступили бы вы, если бы были очевидцем этой истории?

Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

-Зачем?

-А просто так...

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил

из второго ствола патрон и сунул его в карман.

7- вопрос: О чем говорит последний факт?

А теперь послушайте вопросы, которые задает автор, писатель В.Песков. Кому адресованы эти вопросы?

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки: кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

ІІІ Рефлексия

После обмена мнениями приступаем к выполнению тестовых заданий по комплексному анализу текста.

  1. Зачем юноша убил дятла?

    1. ради развлечения, испытывая новое ружье

    2. его раздражал стук дятла

    3. хотел убить именно эту птицу

    4. он случайно попал в дятла

  2. Определите стиль и тип речи текста

    1. Разговорный; описание

    2. публицистический; описание

    3. публицистический; имеются все типы речи

    4. разговорный; рассуждение

  3. Укажите средство связи предложений последнего абзаца

    1. синонимы

    2. местоимение, союз

    3. синтаксический параллелизм, повтор

    4. союз, повтор

  4. Какие средства выразительности не используются в тексте?

    1. вопросительные предложения

    2. гипербола

    3. неполные предложения

    4. ряды однородных членов

  5. Из 15-предложения выпишите слова, в которых все согласные звуки глухие.

  6. Укажите способ образования слова сожаление

  7. Из 14-предложения выпишите словосочетание со свяью примыкание.

  8. Укажите номера предложений из 2-абзаца, где причастные обороты не выделяются запятыми.

  9. В последнем абзаце найдите СПП, в одной из частей которого имеются однородные сказуемые, выраженные краткими прилагательными.

  10. Укажите номер предложения с деепричастным оборотом.

ІV Задание на дом: написать эссе, в нем выразить свое отношение к проблеме, поставленной автором.

Подведение итогов урока, выставление оценок



  1. Зачем юноша убил дятла?

    1. ради развлечения, испытывая новое ружье

    2. его раздражал стук дятла

    3. хотел убить именно эту птицу

    4. он случайно попал в дятла

  1. Определите стиль и тип речи текста

      1. разговорный; описание

      2. публицистический; описание

      3. публицистический; имеются все типы речи

      4. разговорный; рассуждение

  2. Укажите средство связи предложений последнего абзаца

      1. синонимы

      2. местоимение, союз

      3. синтаксический параллелизм, повтор

      4. союз, повтор

  3. Какие средства выразительности не используются в тексте?

      1. вопросительные предложения

      2. гипербола

      3. неполные предложения

      4. ряды однородных членов

  4. Из 15-предложения выпишите слова, в которых все согласные звуки глухие.

  5. Укажите способ образования слова сожаление

  6. Из 14-предложения выпишите словосочетание со свяью примыкание.

  7. Укажите номера предложений из 2-абзаца, где причастные обороты не выделяются запятыми.

  8. В последнем абзаце найдите СПП, в одной из частей которого имеются однородные сказуемые, выраженные краткими прилагательными.

  9. Укажите номер предложения с деепричастным оборотом.



Урок русского языка

в 11 классе с казахским языком обучения

по теме «Комплексный анализ текста»



Истаупова Орал Манаповна,

учитель русского языка и литературы

Джалтырской средней школы №2

Астраханского района

Акмолинской области



2009-2010 учебный год


© 2010-2022