- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Современный урок литературы «Литературный салон»
Современный урок литературы «Литературный салон»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Семенюк Н.А. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современный урок по ФГОС в помощь учителю
Технология деятельностного подхода на уроках
«Литературный салон»
Цель
-
Развитие устной и письменной речи.
-
Развитие коммуникативных навыков.
-
Чтение.
Этапы
Подготовительный:
-
Выбор произведений (до 10 произведений - на демонстрационном столе, обязательно по 2-3 одинаковых; учащиеся выбирают понравившуюся книжку - образуется группа по интересам - создано несколько (4-5) групп).
-
Каждая группа читает самостоятельно свое выбранное произведение ( время: несколько дней). В итоге прочитано одно произведение.
-
Каждая группа готовит презентацию - плакат с последовательными иллюстрациями к произведению.
-
Каждая группа определяет проблемы, поднятые в данном произведении.
-
Каждая группа готовит краткий пересказ и анализ проблем.
Знакомство с произведениями
-
От каждой группы выступает 1-2 ученика с пересказом и анализом, остальные путешествуют от одной группы к другой, слушая и задавая вопросы.
-
Таким образом, ученики проходят по всем группам и знакомятся с произведениями, которые не читают.
-
Группа меняется ролью: путешественники становятся рассказчиками.
-
Таким образом, каждый ученик побывал в роли рассказчика и путешественника.
Ожидаемый результат
-
Желание прочитать прослушанные произведения.
Информационная карта анализа урока (занятия) на основе деятельностного подхода
Цель посещения урока: Оценка уровня достижения педагогом требований нового Федерального государственного общеобразовательного стандарта (Ф ГОС) к результатам образования
Задачи:
*проанализировать урок (занятие) с точки зрения реализации на нем общекультурного системно- деятельностного подхода, предусмотренного новым
Ф ГОС;
* выявить «западающие» звенья при решении этих задач учителем;
* наметить пути совершенствования урока (занятия)
Дата:
ФИО учителя:
Время (порядковый номер урока):
Класс (группа):
Предмет:
Тема урока (занятия):
Тип урока (занятия):
Цели урока (занятия) в деятельностной форме _______________________________________________________________________________________________________________
Показатель
Да\нет
(1\0 балл)
Примечания
1. Системно-деятельностный подход
1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока (занятия)
1.2. Рефлексия обучающимися границ своего знания - незнания
1.3. Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися
1.4.Решение учебных задач предполагает освоение ориентировочной основы учебного действия третьего вида
1.5.Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с диагностично заданными свойствами
ВСЕГО о пункту 1:
2. Учебные задачи
2.1. Целенаправленное развитие, закрепление, применение
универсальных учебных действий (указать группы):
- познавательных общеучебных
- познавательных логических
- коммуникативных
- регулятивных
- личностных
2.2. Соответствие решаемых учебных задач возрастным особенностям учащихся, ведущей деятельности
2.3. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали
2.4. Характер учебной деятельности -
- индивидуальный,
- коллективно-распределенный,
- в парах,
- в разновозрастных группах
2.5. Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности
ВСЕГО по пункту 2:
3. Критериальное оценивание
3.1. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания
3.2. Использование в аппарате контроля заданий и вопросов с использованием всех групп универсальных учебных действий
3.3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов занятия (урока)
3.4. Сочетание оценки и самооценки
3.5. Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев (критериальное оценивание)
ВСЕГО по пункту 3:
4. Содержание образования
4.1. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержание жизненную (напр.,экологическую) проблему (со-проектирования безопасной образовательной среды)
4.2. Включение в содержание образования не только предметной информации, но и способов работы в ней
4.3. Содержание соответствует Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности
4.4.Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты разных структурных элементов культуры
4.5. Присутствует элемент интеграции (естественно-научной, гуманитарной, технической)
ВСЕГО по пункту 4:
5. Воспитание
5.1. Ставятся и решаются задачи формирования экологической культуры, основанной на общенациональных ценностях гражданственности, межнациональной толерантности, здоровья, качества окружающей среды
5.2. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность
5.3. Психологический климат занятия,
контакты учитель - ученик:
- комфорт - напряжение
- сотрудничество - авторитарность
- индивидуальные - фронтальные - малые группы взаимодействия
- преодоление негативных установок на отдельных учащихся
- культура речи учителя
- культура неречевого общения
5.4. Психологический климат,
контакты ученик - ученик:
- сотрудничество - соперничество
- дружелюбие - враждебность
- заинтересованность - безразличие
- активность - пассивность
- культура речевого общения
- культура неречевого общения
5.5. Соответствие решаемых учебных задач:
- личному опыту социализации и самоопределения;
- индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха)
ВСЕГО по пункту 5:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:
Результаты подсчета баллов по каждому пункту вносятся в диаграмму:
-
Теория учебной деятельности
-
Учебные задачи
-
Критериальное оценивание
-
Содержание образования
-
Воспитание
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
P.S.; Результаты критериального оценивания такого урока, представленные в виде диаграммы, позволяют видеть его успехи и упущения и проектировать пути его совершенствования.