- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьменко О.В. |
Дата | 11.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Письмо и развитие речи
9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Новая программа по письму и развитию речи в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:
1. Грамматика, правописание, развитие речи.
2. Чтение и развитие речи. Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями - в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й - предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Письмо, правописание и развитие речи.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка - катушка, семья - семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный - глинистый, экскаватор - эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом - домик, дом - домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога - прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
При изучении темы «Текст» у учащихся 9 класса формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. В 9 классе -136 часов (4 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися . Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 6,8 классах - диктанты, в 9-изложения, сочинения.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
МЕТОДЫ УРОКА.
-словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические - упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок.
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов
(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).
Таблица распределения количества часов.
№
Название раздела, темы
Количество часов по программе
Государственная программа
Рабочая программа
1
Предложение.
7
2
Звуки и буквы.
8
3
Состав слова.
16
4
Имя существительное.
10
5
Имя прилагательное.
10
6
Личные местоимения.
10
7
Глагол.
18
8
Имя числительное.
8
9
Наречие.
12
10
Части речи.
7
11.
Предложение.
18
11
Прямая речь. Повторение.
12
Итого:
136
136
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ,
ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(136 ч в год, 4 ч в неделю)
Предложение. (7 ч)
Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания школы»).
Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).
Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.
Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов.
Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения. Включение образных слов и выражений.
Звуки и буквы. (8 ч)
Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.
Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).
Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).
Состав слова. (16 часов).
Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем).
Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм.
Имя существительное (10 часов).
Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее).
Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа-лапочка, пожар - пожарник, сила - сильный, бурить - бурильщик). Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.
Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам.
Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).
Имя прилагательное (10 часов).
Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Подбор лексического материала (словосочетаний существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.
Личные местоимения (10 часов).
Правописание личных местоимений с предлогами.
Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте.
Глагол (18 часов) .
Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа.
Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и написание глаголов 2-го лица единственного числа.
Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим - слышим - пишем) и безударным (запоминаем - сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием.
Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.
Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок (возможно, комиксы). Использование образных средств языка, решение орфографических задач.
Имя числительное (8 часов).
Количественные и порядковые числительные.
Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.
Наречие (12 часов).
Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.
Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.
Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.). Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.
Правописание наречий на -а и -о с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо).
Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).
Части речи (7 часов).
Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее).
Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа-лапочка, пожар - пожарник, сила - сильный, бурить - бурильщик). Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.
Предложение. (18 часов).
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению.
Прямая речь. Повторение (10 ч)
Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образных средств языка.
Составление автобиографии по данному плану.
Изложение статьи учебника географии или естествознания.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой сюжета словаря.
Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой этого материала.
Сочинение-повествование по картине известного художника. Предварительная отработка плана и словаря к каждому пункту плана.
Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка.
Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. Предварительная отработка плана и словаря.
Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель в жизни» и т. д.).
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Краткое содержание темы
Обязательный минимум
ЗУН
1.
Предложение.
7
Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания школы»).
Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов.
Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения.
УДУ:
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
• писать под диктовку текст с
изученными орфограммами
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
• писать небольшое по объёму
изложение и сочинение творческого характера;
-
составлять простые и сложные
предложения с опорой на
картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный
трудовой опыт;
УДЗ :
-
главные и второстепенные члены предложения;
-
однородные члены предложения
2.
Звуки и буквы
8
Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.
Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).
Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).
Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем).
Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм
УДУ:
-
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
УДЗ:
-
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов;
-
алфавит;
-
наиболее распространённые правила проверки слов.
3.
Состав слова.
16
4.
Имя существительное.
10
Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.
Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Составление рассказа по опорным словам.
Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).
УДЗ:
-
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства
УДУ
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
5.
Имя прилагательное.
10
Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.
УДЗ:
-
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ
-
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства
6.
Личные местоимения
10
Правописание личных местоимений с предлогами.
Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте.
УДЗ:
-
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ
-
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства
7.
Глагол.
18
Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и написание глаголов 2-го лица единственного числа.
Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим - слышим - пишем) и безударным (запоминаем - сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием.
Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.
Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок
УДЗ:
-
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ:
-
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства
8.
Числительное
8
Количественные и порядковые числительные.
Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.
9.
Наречие
12
Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.
Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.
Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге. Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.
Правописание наречий на -а и -о с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо).
Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).
УДЗ:
-
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ:
-
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства
10
Части речи
7
Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и существительное, прилагательное и существительное.
Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение главных и второстепенных членов предложения.
Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Составление текстов на основе данного заглавия. Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину. Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге
Составление телеграммы.
УДУ:
-
составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
-
писать изложение или сочинение после предварительного анализа
-
оформлять все виды деловых
бумаг
-
строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;
-
использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;
УДЗ
-
главные и второстепенные члены предложения;
11.
Предложение.
18
12
Прямая речь. Повторение.
12
Учебно-методический комплекс.
Учебная программа
Учебники
Методический материал
Дидактический материал
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида В.В. Воронкова, М.Н. Перова, В.В. Экк, допущенной Министерством образования Российской Федерации
Учебник «Русский язык» 9 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2011 г.
-
Е.П.Плешакова Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград, 2009 г.;
-
Т.И.Томарова .Русский язык конспекты уроков, Волгоград, 2009 г.;
-
И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2008 г.;.
-
Л.Жидкова, Л.Каменецкая. Сборник статей для изложений во вспомогательной школе,
-
М.Е.Прокопенко. Русский язык. Чтение. Речевые разминки. Зрительные диктанты. Игровые упражнения. Волгоград, 2009 г.;
Коррекционные упражнения:
-
Работа по карточкам.
-
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: зарисовки силуэтов в разном направлении, штрихованными линиями»
-
Физ.минутки
-
Речевые разминки
-
Игровые упражнения
-
Упражнения для обучения детей приёмам саморасслабления. - «штанга», «игра с песком», «Кулачки», «Кораблик» и др.
-
Упражнения для успокоения детей «Найди и промолчи», «Холодно -Горячо ;Право-лево» -ориентировка в пространстве, «Найди рифму» и др.
-
Психологические тренинги
Наглядные пособия. рисунки, игрушки, плакаты,.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75-80 слов);
• составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
• писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
• составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• находить и решать орфографические задачи;
• оформлять все виды деловых бумаг;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
• принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
• составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40-45 слов);
• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
• решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
от ________ №__,
руководитель МО
_______ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______ __________________
(подпись) (Ф.И.О.)
«____» _______________ 2013г.
Дата проведения урока по плану
Дата фактического проведения урока
№ по порядку
№ по разделу
Содержание
(разделы, темы)
Тема урока
Виды, формы, методы работ, применяемые на уроке
Словарь
Информационное обеспечение, средства обучения
2.09
1.
1
Предложение
(7 часов)
Простое предложение.
Письмо по памяти, распространение предложений второстепенными членами.
Агент.
Таблица. Схема.
3.09
2.
2
Однородные члены предложения.
Составление пред-ложений с однород-ными членами в соответствии со схемами, комменти-рованное письмо.
Авиация.
Таблица. Схема.
5.09
3.
3
Обращение.
Подбор предложе-ния к соответствую-щим схемам, рас-становка знаков препинания. Письмо по памяти.
Бетон.
Таблица. Схема.
6.09
4.
4
Сложное предложение.
Соединение частей сложного предложения союзами и, а, но или союзными словами.
Адвокат.
Таблица. Схема.
9.09
5.
5
Знаки препинания в сложных предложениях.
Запись сложных предложений по схемам. Распространение простых предложений.
Архив.
Памятка-схема
10.09
6.
6
Изложение «Спичка».
Краткий пересказ.Упр.19
Спичка
Текст в учебнике
12.09
7.
7
Работа над ошибками по изложению «Спичка».
Исправление, объяснение ошибок.
Карточки.
13.09
8.
1
Звуки и буквы
(8 часов)
Звуки и буквы.
Звуко-буквенный анализ. Работа со словарем.
Былина.
Таблица.
Памятка.
16.09
9.
2
Разделительный твердый и мягкий знаки.
Работа с деформированным текстом. Фонематический разбор.
Вентиля-ция.
Таблица.
Памятка.
17.09
10.
3
Гласные ударные и безударные.
Комментированное письмо. Фонематический разбор.
Гарнизон.
Таблица.
Памятка.
19.09
11.
4
Парные звонкие и глухие согласные.
Фонематический разбор.
Диагноз.
Таблица.
Памятка.
20.09
12.
5
Деловое письмо. Объявление.
Написание объявлений по общепринятой форме.
Дубликат.
Образец.
23.09
13.
6
Обобщение по теме «Звуки и буквы».
Комментированное письмо. Пересказ и запись короткого текста. Объяснение изученных орфограмм.
Досуг.
Таблицы.
24.09
14.
7
Диктант
«Тайна походки».
Самостоятельная работа, фронталь-ный опрос.Упр.193
Походка
Текст в учебнике
26.09
15.
8
Работа над ошибками по диктанту «Тайна походки».
Исправление, объяснение ошибок.Упр.193
Памятка.
27.09
16.
1
Состав слова
(16 часов)
Состав слова.
Разбор по составу. Подбор однокоренных слов с новым значением.
Инфекция.
Таблица.
Памятка.
30.09
17.
2
Звонкие и глухие согласные в корне слов.
Разбор слов по составу. Объясне-ние орфограмм. Работа со словарем.
Колония.
Таблица.
Памятка.
1.10
18.
3
Безударные гласные в корне слов.
Разбор слов по составу.
Комиссар.
Таблица.
3.10
19.
4
Правописание гласных.
Письменные ответы на вопросы.
Памятка.
4.10
20.
5
Правописание приставок.
Разбор слова по составу, деформи-рованный текст.
Коопера-тив.
Таблица.
7.10
21.
6
Значение приставок.
Письмо по памяти.
Памятка.
8.10
22.
7
Правописание приставок в словах.
Разбор слова по составу.
Изящный.
Таблица.
10.10
23.
8
Орфограммы в корнях слов.
Работа с диалогом, комментированное письмо.
Памятка.
11.10
24.
9
Сложное слово.
Запись слов под схемами.
Легенда.
Таблица.
Памятка.
14.10
25.
10
Значение сложносокращен-ных слов.
Образование слож-носокращенных слов.
Восстание.
Таблица. Дидактическая игра.
15.10
26.
11
Правописание
сложносокращен-ных слов.
Группировка слов.
Памятка. Таблица.
17.10
27.
12
Деловое письмо. Расписка (с-46).
Запись по общепри-нятой форме с опорой на план.
Былина.
Памятка-образец.
18.10
28.
13
Обобщающий урок по теме: «Приставки».
Разбор по составу, образование новых слов, опираясь на схемы слов.
Бухгалтер.
Таблица.
Памятка.
21.10
29.
14
Значение приставок.
Звуко-буквенный анализ, деформиро-ванный текст.
Памятка.
22.10
30.
15
Диктант за 1 четверть Олимпиада».
Индивидуальная работа, фронталь-ный опрос.Упр.350
Селения.
Текст в учебнике
24.10
31.
16
Работа над ошибками по диктанту «Олимпиада».
Объяснение оши-бок, составление рассказа по опорным словам.
Атлеты.
Таблица. Дидактическая игра.
25.10
32.
1
Имя
Существи-тельное
(10 часов)
Роль существительных в речи.
Грамматический разбор имен существительных. Устное рисование.
Истязать.
Таблица.
28.10
33.
2
Значение имен собственных.
Письменные ответы на вопросы.
Катастро-фа.
Карточки. Сюжетные картинки.
29.10
34.
3
Значение имен нарицательных.
Описание предмета или явления.
Таблица.
31.10
35.
4
Правописание имен собственных и нарицательных.
Деформированный текст. Индивидуальная работа.
Таблица.
1.11
36.
5
Склонение имен существительных.
Объяснение орфограмм. Грамматический разбор имен существительных.
Компенсация
Памятка.
11.11
37.
6
Существительные с шипящей на конце слова.
Письменные ответы на вопросы. Изложение текста
Комиссия.
Таблица.
12.11
38.
7
Сочинение по картине К. И. Левитана «Золотая осень».
Описание картины по плану, опорным словам.Упр.84
Листвен-ный,
дерево.
Картина И. Левитан «Золотая осень».
14.11
39.
8
Работа над ошибками по сочинению «Золотая осень».
Исправление и объяснение ошибок, индивидуальная работа
Таблица. памятка
15.11
40.
9
Обобщающий урок по теме «Имена прилагательные».
Комментированное письмо. Работа с диалогом.
Дидактические игры.
18.11
41.
10
Деловое письмо. Заметка в газету.
Написание заметки в общепринятой схеме. Запись в тетрадях.
Аэрофлот.
Схема-образец.
19.11
42.
1
Имя прилагатель-ное
(10 часов)
Признаки, свойства, качества предмета.
Описание предмета, подобрав к нему признак, свойство, качество.
Ландшафт.
Таблица. Дидактическая игра.
21.11
43.
2
Согласование имен прилагательных с именами существительными
Дописать окончания прилагательных, согласуя их с существительными в роде, числе, падеже.
Ликование.
Таблица.
22.11
44.
3
Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа.
Определение падежей имен прилагательных по вопросу.
Монархия.
Таблица.
25.11
45.
4
Правописание падежных окончаний имен прилагательных множественного числа.
Составление подписей к серии картинок
Схемы. Таблица.
26.11
46
5
Обобщающие упражнения по написанию падежных окончаний.
Комментированное письмо. Индивидуальная работа.
Каторга
Таблица.
28.11
47.
6
Обобщающие упражнения в распознавании падежных окончаний.
Деформированный текст. Составление связного высказывания.
Таблицы.
29.11
48.
7
Диктант «Забот полон рот».
Самостоятельная работа, фронтальная работа. Упр.229
Сначала,
семечко.
Текст в учебнике
2.12
49.
8
Работа над ошибками по диктанту «Забот полон рот».
Исправление ошибок у доски.
Таблица. Дидактическая игра
3.12
50.
9
Значение делового письма.
Деформированный текст, работа с диалогом.
Запись. Образец.
5.12
51.
10
Объяснительная записка. Написание.
Общепринятая форма.
Схема.
6.12
52.
1
Личные местоиме-ния
(10 часов)
Роль личных местоимений в речи.
Работа над нахождением местоимений в тексте.
Легенда.
Таблица. Карточки.
9.12
53.
2
Правописание личных местоимений.
Работа с диалогом. Запись предложений.
Молоду-шие.
Таблица.
10.12
54.
3
Лицо и число местоимений.
Определение грамматических категорий. Разбор как части речи.
Обучение.
Таблица.
12.12
55.
4
Склонение личных местоимений.
Работа с текстом. Грамматический разбор местоимений.
Обычай.
Таблица.
13.12
56.
5
Личные местоимения с предлогами.
Составление предложений. Письмо по памяти.
Окруже-ние.
Таблица.
16.12
57.
6
Правописание личных местоимений 3-го лица.
Работа с диалогом, деформированный текст
Парламент.
Таблица.
17.12
58.
7
Обобщающие упражнения: «Личные местоимения».
Составление плана, письменный пересказ.
Отчизна.
Памятка. Таблицы
19.12
59.
8
Диктант «Великан»
Самостоятельная работа, индивиду-альная работа. Упр.197
Текст в учебнике
20.12
60.
9
Работа над ошибками по диктанту «Великан».
Исправление ошибок у доски.
Памятка. Таблицы
23.12
61.
10
Деловое письмо. Письмо близким.
Списывание с учебника, индивидуальная работа
Письмо.
Образец, план, словосочета-ния.
24.12
62.
1
Глагол
(18 часов)
Роль глагола в речи.
Распространение предложений, работа с диалогом.
Планета-рий.
Таблица.
26.12
63.
2
Различие глаголов по значению.
Коллективное описание по сюжетным картинкам.
Таблица. Дидактическая игра.
27.12
64.
3
Грамматические признаки глаголов. Род и число глаго-лов прошедшего времени.
Составление предложений, грамматический разбор.
Совершен-нолетний.
Таблица.
65.
4
Неопределенная форма глагола.
Составление и запись словосочетаний, составление предложений.
Равенство.
Таблица.
66.
5
Частица НЕ с глаголами.
Распространение предложений.
Сберкасса.
Таблица.
67.
6
Спряжение глаголов.
Определение лица и числа глаголов настоящего и будущего времен. Комментированное письмо.
Таблица. Памятка.
68.
7
Правописание - ться, -тся в глаголах.
Грамматический разбор.
Свидетельство.
Таблица. Памятка.
69.
8
Ударные и безударные окончания глаголов.
Составление и запись словосочетаний, составление предложений.
Профессия.
Таблица.
70.
9
Диктант «Шарик».
Индивидуальная работа.Упр.139
Житель
Текст в учебнике. Иллюстрации
71.
10
Работа над ошибками по диктанту «Шарик».
Составление рассказа по сюжетной картине
Таблица.
72.
11
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжений.
Объяснение правописания личных окончаний, составление предложений, грамматический разбор.
Пролета-риат
Таблица.
Памятка.
73.
12
Неопределенная форма глагола.
Письмо по памяти, работа с диалогом, морфологический разбор.
Таблица. Памятка.
74.
13
Повелительная форма глагола.
Употребление глаголов в повели-тельной форме, составление и запись
предложений.
Организа-ция.
Таблица. Предметные картинки.
75.
14
Мягкий знак в глаголах.
Грамматический разбор, объяснение орфограмм.
Таблица.
Памятка.
76.
15
Изложение «Родители - бизнесмены».
Самостоятельная работа по плану. Упр.195
Бизнесмен.
Учебник.
77.
16
Работа над ошибками по изложению «Родители-бизнесмены».
Исправление ошибок. Работа по опорным словам в тесте.
Таблица.
78.
17
Деловое письмо. Анкета.
Общепринятая форма
Памятка-образец.
79.
18
Обобщающие упражнения по теме «Глагол».
Деформированный текст, комментированное письмо.
Жюри.
Таблицы.
80.
1
Имя числитель-ное
(8 часов)
Понятие об имени числительном.
Работа с деформированным текстом.
Таблица.
81.
2
Числительные количественные и порядковые.
Постановка вопросов и определение количественных и порядковых числительных.
Правительство.
Таблица.
Памятка.
82.
3
Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500 до 900.
Составление предложений, письмо по памяти. Грамматический разбор.
Таблица.
Памятка.
83.
4
Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
Комментированное письмо, индивидуальная работа.
За счёт.
Таблица. Памятка.
84.
5
Деловое письмо. Доверенность.
Комментированное письмо. Общепри-нятая форма.
Оригинальный.
Образец.
85.
6
Диктант «Цунами».
Работа с текстом. Индивидуальная работа.Упр.170
Воскресе-нье
Карточки.
86.
7
Работа над ошибками по диктанту «Цунами».
Исправление ошибок у доски. Самостоятельная работа по упражнению.
Таблица. Предметные картинки
87.
8
Обобщающие упражнения по теме: «Имя числительное».
Грамматический разбор, морфологический разбор.
Памятка. Таблица.
88.
1
Наречие
(12 часов).
Понятие о наречии.
Выделение наречий, постановка вопросов от глаголов.
Расправа.
Таблица.
89.
2
Правописание наречий.
Составление и за-пись предложений, нахождение наречий.
Памятка.
90.
3
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.
Составление и запись предложений.
Излишест-во.
Таблица.
91.
4
Диктант «Русский Север».
Краткое изложение текста. Упр.302
Север
Учебник. карточки
92.
5
Работа над ошибками по диктанту «Русский Север».
Исправление оши-бок, выделение наречий в коммен-тированном письме.
93.
6
Наречия, которые обозначают время, место.
Работа с текстом. Составление связного высказывания.
Изгородь.
Таблица. Памятка.
94.
7
Наречия, обозначающие способ действия.
Комментированное письмо. Деформи-рованный текст.
Таблица. Памятка.
95.
8
Правописание наречий с А на конце.
Письмо по памяти. Индивидуальная работа.
Окрест-ность.
Таблица.
96.
9
Правописание наречий с О на конце.
Составление словосочетаний. Работа с текстом.
Дидактическая игра. Карточки
97.
10
Обобщающие упражнения по теме «Наречия».
Комментированное письмо. Деформи-рованный текст.
Таблицы.
98.
11
Сочинение «Мой памятный и необычный день.
Изложение мысли по плану.
Классный
Образец.
99.
12
Работа над ошибками по сочинению «Мой памятный и необычный день».
Исправление ошибок у доски, составление рассказа по сюжетным картинкам.
Сюжетные картинки
100.
1
Части речи
(7 часов)
Части речи. Различение имен существительных.
Определение грамматических категорий.
Таблица.
Памятка.
101.
2
Различение прилагательных и числительных.
Составление словосочетаний из разных частей речи.
Забастовка.
Таблица.
Памятка.
102.
3
Различение прилагательных и наречий.
Составление словосочетаний и запись.
Таблица.
103.
4
Различение имен существительных и местоимений.
Объяснение правописания безударных окончаний, деформированный текст.
Таблица. памятка
104.
5
Обобщающие упражнения по теме:«Согласование прилагательных и наречий».
Дифференциация существительных и прилагательных, комментированное письмо.
Таблицы.
Карточки.
105.
6
Сочинение «Моя любимая игрушка».
Составление плана по опорным словам.
Медведь
Сюжетные картинки
106.
7
Работа над ошибками по сочинению «Моя любимая игрушка».
Исправление ошибок, деформированный текст.
Таблица. Памятка.
107.
1
Предложе-ние
(18 часов)
Простое предложение.
Постановка знаков препинания по интонации.
Авторитет
Таблица,
схемы.
108.
2
Знаки препинания в простом предложении.
Запись предложений. Разбор по членам предложения.
Таблица. Схема.
109.
3
Однородные члены предложения.
Составление и запись предложений по схеме.
Таблица.
110.
4
Знаки препинания при однородных предложениях.
Расстановка знаков препинания в упражнении.
Схемы.
111.
5
Диктант за год.
Индивидуальная работа
Агроном
Памятка.
112.
6
Работа над ошибками по диктанту .
Исправление ошибок у доски, изложение повествовательного текста.
Таблица. Схема
113.
7
Обращение.
Запись предложений с обращением. Работа с диалогом.
Коллекти-визация
Таблица
114.
8
Знаки препинания при обращении.
Постановка знаков препинания самостоятельно.
Схемы.
115.
9
Письмо любимому литературному герою.
Составление и запись в тетрадях.
Таблицы. Образец.
116.
10
Краткое изложение текста по вопросам.
Письменные ответы на вопросы, дефор-мированный текст.
Организа-ция
Памятки.
117.
11
Составление рассказа по рисунку «У бабушки в деревне».
Распространение предложений второстепенными членами.
Помощь.
Памятки.
118.
12
Изложение Мужик и царь».
Составление и запись в тетрадях. Упр.351.
Пялит
Текст в учебнике
119.
13
Работа над ошибками по изложению «Мужик и царь».
Исправление ошибок, составление предложений и объединение их в связный текст.
Разочаро-ванно
Предметные картинки. Карточки
120.
14
Сложное предложение с союзами И, А.
Составление и запись сложных предложений.
Объеди-ненный
Таблица.
121.
15
Сложное предложение с союзом НО и без союзов.
Разбор по членам предложения, постановка знаков препинания.
Прогрес-сивный
Схемы.
122.
16
Знаки препинания в сложных предложениях.
Работа по деформированному тексту.
Ландшафт
Схемы.
123.
17
Сложное предложение со словами который, когда, где, что.
Деформированный текст, индивидуальная работа.
Ликвида-ция
Таблица.
124.
18
Сложное предложение со словами чтобы, потому что.
Постановка знаков препинания в сложном предложении.
Иногород-ний
Схемы.
125.
1
Прямая речь.
Повторение
(12 часов).
Прямая речь.
Выделение голосом слов автора, прямой речи, фронтальная работа.
Парламент.
Таблица . Дидактическая игра.
126.
2
Знаки препинания при прямой речи.
Деформированный текст, работа с диалогом.
Равенство.
Схемы.
127.
3
Изложение «Максим Горький».
Составление плана и запись. Упр.74
Детство
Текст в учебнике
128.
4
Работа над ошибками по изложению «Максим Горький».
Исправление ошибок самостоятельно у доски. Деформированный текст.
Пароход
Таблица. Дидактическая игра.
129.
5
Обобщающие упражнения по теме «Прямая речь».
Комментированное письмо, синтаксический разбор.
Схемы.
130.
6
Сложное предложение.
Комментирование орфограмм, знаки препинания в предложениях.
Схема. Таблицы.
131.
7
Знаки препинания в сложном предложении.
Запись диалога по плану, составление рассказа по опорным словам.
Схемы. Таблицы.
132.
8
Сложное предложение с союзами и союзными словами.
Постановка знаков препинания в предложениях, деформированный текст.
Схемы. Карточки.
133.
9
Диктант «Ночью в поезде».
Работа по тексту, индивидуальная работа. Упр.279
Речной.
Иллюстрации.
134.
10
Работа над ошибками по диктанту «Ночью в поезде».
Исправление ошибок и коллективное описание предмета.
Таблицы.
135.
11
Обобщающие уроки по теме: «Прямая речь».
Деформированный текст, работа с диалогом.
Таблицы.
136
12
Упражнение на закрепление по теме: «Прямая речь».
Работа с текстом, составление предложение и объединение их в связный текст.
Схемы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинение творческого характера;
- оформлять все виды деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила написания слов.