Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс для учащихся коррекционных школ  VIII  вида. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по данному предмету.Новая программа по письму и развитию речи в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Во взаимообусловленном решении эти... 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи. Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.       Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й — предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Письмо и развитие речи

9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Новая программа по письму и развитию речи в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:

1. Грамматика, правописание, развитие речи.

2. Чтение и развитие речи. Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями - в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й - предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.

Письмо, правописание и развитие речи.

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка - катушка, семья - семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный - глинистый, экскаватор - эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом - домик, дом - домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога - прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
При изучении темы «Текст» у учащихся 9 класса формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. В 9 классе -136 часов (4 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися . Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

ФОРМЫ РАБОТЫ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

Основные виды контрольных работ в 6,8 классах - диктанты, в 9-изложения, сочинения.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и предыдущих.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

МЕТОДЫ УРОКА.

-словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

-наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические - упражнения, карточки, тесты

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок.

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов

(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Таблица распределения количества часов.


Название раздела, темы

Количество часов по программе

Государственная программа

Рабочая программа

1

Предложение.

7

2

Звуки и буквы.

8

3

Состав слова.

16

4

Имя существительное.

10

5

Имя прилагательное.

10

6

Личные местоимения.

10

7

Глагол.

18

8

Имя числительное.

8

9

Наречие.

12

10

Части речи.

7

11.

Предложение.

18

11

Прямая речь. Повторение.

12

Итого:

136

136

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ,
ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(136 ч в год, 4 ч в неделю)

Предложение. (7 ч)

Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания школы»).
Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).
Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.
Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов.
Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения. Включение образных слов и выражений.

Звуки и буквы. (8 ч)

Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.
Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).
Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).

Состав слова. (16 часов).


Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем).
Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм.

Имя существительное (10 часов).

Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее).
Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа-лапочка, пожар - пожарник, сила - сильный, бурить - бурильщик). Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.
Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам.
Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).


Имя прилагательное (10 часов).

Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Подбор лексического материала (словосочетаний существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.

Личные местоимения (10 часов).

Правописание личных местоимений с предлогами.
Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте.


Глагол (18 часов) .

Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа.
Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и написание глаголов 2-го лица единственного числа.
Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим - слышим - пишем) и безударным (запоминаем - сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием.
Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.
Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок (возможно, комиксы). Использование образных средств языка, решение орфографических задач.

Имя числительное (8 часов).

Количественные и порядковые числительные.
Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.

Наречие (12 часов).

Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.
Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.
Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.). Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.
Правописание наречий на -а и -о с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо).
Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).


Части речи (7 часов).

Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее).
Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа-лапочка, пожар - пожарник, сила - сильный, бурить - бурильщик). Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.

Предложение. (18 часов).

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению.

Прямая речь. Повторение (10 ч)

Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образных средств языка.
Составление автобиографии по данному плану.
Изложение статьи учебника географии или естествознания.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой сюжета словаря.
Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой этого материала.
Сочинение-повествование по картине известного художника. Предварительная отработка плана и словаря к каждому пункту плана.
Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка.
Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. Предварительная отработка плана и словаря.
Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель в жизни» и т. д.).

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум

ЗУН

1.

Предложение.

7

Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания школы»).

Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов.

Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения.

УДУ:

списывать текст целыми словами и словосочетаниями;

• писать под диктовку текст с

изученными орфограммами

• делить текст на предложения;

• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;

• писать небольшое по объёму

изложение и сочинение творческого характера;

  • составлять простые и сложные

предложения с опорой на

картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный

трудовой опыт;

УДЗ :

  • главные и второстепенные члены предложения;

  • однородные члены предложения

2.

Звуки и буквы




8

Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.

Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).

Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).

Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем).

Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм

УДУ:

  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;

УДЗ:

  • способы проверки написания гласных и согласных в корне слов;

  • алфавит;

  • наиболее распространённые правила проверки слов.

3.


Состав слова.


16

4.

Имя существительное.

10

Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.

Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Составление рассказа по опорным словам.

Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).

УДЗ:

  • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства

УДУ

• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

5.

Имя прилагательное.

10

Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).

Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.

УДЗ:

  • названия частей речи, их значение, использование в речи;

УДУ

  • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства

6.

Личные местоимения

10

Правописание личных местоимений с предлогами.

Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте.

УДЗ:

  • названия частей речи, их значение, использование в речи;

УДУ

  • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства

7.

Глагол.

18

Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и написание глаголов 2-го лица единственного числа.

Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим - слышим - пишем) и безударным (запоминаем - сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием.

Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.

Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок

УДЗ:

  • названия частей речи, их значение, использование в речи;

УДУ:

  • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства

8.

Числительное

8

Количественные и порядковые числительные.

Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.

9.

Наречие

12

Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.

Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.

Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге. Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.

Правописание наречий на -а и с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо).

Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).

УДЗ:

  • названия частей речи, их значение, использование в речи;

УДУ:

  • определять части речи, используя сложные предложения для доказательства

10

Части речи


7

Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и существительное, прилагательное и существительное.

Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение главных и второстепенных членов предложения.

Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Составление текстов на основе данного заглавия. Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину. Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге

Составление телеграммы.

УДУ:

  • составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

  • писать изложение или сочинение после предварительного анализа

  • оформлять все виды деловых

бумаг

  • строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;

  • использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;

УДЗ

  • главные и второстепенные члены предложения;

11.

Предложение.

18

12

Прямая речь. Повторение.

12



Учебно-методический комплекс.

Учебная программа

Учебники

Методический материал

Дидактический материал

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида В.В. Воронкова, М.Н. Перова, В.В. Экк, допущенной Министерством образования Российской Федерации

Учебник «Русский язык» 9 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2011 г.


  • Е.П.Плешакова Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград, 2009 г.;

  • Т.И.Томарова .Русский язык конспекты уроков, Волгоград, 2009 г.;

  • И.В.Веркеенко. Упражнения и проверочные задания по русскому языку, Москва, 2008 г.;.

  • Л.Жидкова, Л.Каменецкая. Сборник статей для изложений во вспомогательной школе,

  • М.Е.Прокопенко. Русский язык. Чтение. Речевые разминки. Зрительные диктанты. Игровые упражнения. Волгоград, 2009 г.;

Коррекционные упражнения:

  • Работа по карточкам.

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: зарисовки силуэтов в разном направлении, штрихованными линиями»

  • Физ.минутки

  • Речевые разминки

  • Игровые упражнения

  • Упражнения для обучения детей приёмам саморасслабления. - «штанга», «игра с песком», «Кулачки», «Кораблик» и др.

  • Упражнения для успокоения детей «Найди и промолчи», «Холодно -Горячо ;Право-лево» -ориентировка в пространстве, «Найди рифму» и др.

  • Психологические тренинги

Наглядные пособия. рисунки, игрушки, плакаты,.





Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75-80 слов);
• составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
• писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
• составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
• подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• находить и решать орфографические задачи;
• оформлять все виды деловых бумаг;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
2-й уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
• принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
• составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40-45 слов);
• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
• решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

методического объединения

от ________ №__,

руководитель МО

_______ _______________

(подпись) (Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ __________________

(подпись) (Ф.И.О.)

«____» _______________ 2013г.




Дата проведения урока по плану

Дата фактического проведения урока

№ по порядку

№ по разделу


Содержание

(разделы, темы)



Тема урока


Виды, формы, методы работ, применяемые на уроке

Словарь


Информационное обеспечение, средства обучения

2.09


1.

1

Предложение

(7 часов)

Простое предложение.

Письмо по памяти, распространение предложений второстепенными членами.

Агент.

Таблица. Схема.

3.09


2.

2

Однородные члены предложения.

Составление пред-ложений с однород-ными членами в соответствии со схемами, комменти-рованное письмо.

Авиация.

Таблица. Схема.

5.09


3.

3

Обращение.

Подбор предложе-ния к соответствую-щим схемам, рас-становка знаков препинания. Письмо по памяти.

Бетон.

Таблица. Схема.

6.09


4.




4




Сложное предложение.

Соединение частей сложного предложения союзами и, а, но или союзными словами.

Адвокат.


Таблица. Схема.

9.09


5.

5

Знаки препинания в сложных предложениях.

Запись сложных предложений по схемам. Распространение простых предложений.

Архив.

Памятка-схема

10.09


6.



6

Изложение «Спичка».

Краткий пересказ.Упр.19

Спичка

Текст в учебнике

12.09


7.

7

Работа над ошибками по изложению «Спичка».

Исправление, объяснение ошибок.


Карточки.

13.09


8.

1

Звуки и буквы

(8 часов)

Звуки и буквы.

Звуко-буквенный анализ. Работа со словарем.

Былина.

Таблица.

Памятка.

16.09


9.

2

Разделительный твердый и мягкий знаки.

Работа с деформированным текстом. Фонематический разбор.

Вентиля-ция.

Таблица.

Памятка.

17.09


10.

3

Гласные ударные и безударные.

Комментированное письмо. Фонематический разбор.

Гарнизон.

Таблица.

Памятка.

19.09


11.

4

Парные звонкие и глухие согласные.

Фонематический разбор.

Диагноз.

Таблица.

Памятка.

20.09


12.

5

Деловое письмо. Объявление.

Написание объявлений по общепринятой форме.

Дубликат.

Образец.

23.09


13.

6

Обобщение по теме «Звуки и буквы».

Комментированное письмо. Пересказ и запись короткого текста. Объяснение изученных орфограмм.

Досуг.

Таблицы.

24.09


14.


7

Диктант

«Тайна походки».

Самостоятельная работа, фронталь-ный опрос.Упр.193

Походка

Текст в учебнике

26.09


15.

8

Работа над ошибками по диктанту «Тайна походки».

Исправление, объяснение ошибок.Упр.193


Памятка.

27.09


16.

1

Состав слова

(16 часов)

Состав слова.

Разбор по составу. Подбор однокоренных слов с новым значением.

Инфекция.

Таблица.

Памятка.

30.09


17.

2

Звонкие и глухие согласные в корне слов.

Разбор слов по составу. Объясне-ние орфограмм. Работа со словарем.

Колония.


Таблица.

Памятка.

1.10


18.


3

Безударные гласные в корне слов.

Разбор слов по составу.

Комиссар.

Таблица.

3.10


19.

4

Правописание гласных.

Письменные ответы на вопросы.


Памятка.

4.10


20.


5

Правописание приставок.

Разбор слова по составу, деформи-рованный текст.

Коопера-тив.

Таблица.

7.10


21.

6

Значение приставок.

Письмо по памяти.


Памятка.

8.10


22.

7

Правописание приставок в словах.

Разбор слова по составу.

Изящный.

Таблица.

10.10


23.

8

Орфограммы в корнях слов.

Работа с диалогом, комментированное письмо.


Памятка.

11.10


24.

9

Сложное слово.

Запись слов под схемами.

Легенда.

Таблица.

Памятка.

14.10


25.


10

Значение сложносокращен-ных слов.

Образование слож-носокращенных слов.

Восстание.

Таблица. Дидактическая игра.

15.10


26.

11

Правописание

сложносокращен-ных слов.

Группировка слов.


Памятка. Таблица.

17.10


27.

12

Деловое письмо. Расписка (с-46).

Запись по общепри-нятой форме с опорой на план.

Былина.

Памятка-образец.

18.10


28.



13

Обобщающий урок по теме: «Приставки».

Разбор по составу, образование новых слов, опираясь на схемы слов.

Бухгалтер.

Таблица.

Памятка.

21.10


29.

14

Значение приставок.

Звуко-буквенный анализ, деформиро-ванный текст.


Памятка.

22.10


30.


15

Диктант за 1 четверть Олимпиада».

Индивидуальная работа, фронталь-ный опрос.Упр.350

Селения.


Текст в учебнике

24.10


31.

16

Работа над ошибками по диктанту «Олимпиада».

Объяснение оши-бок, составление рассказа по опорным словам.

Атлеты.

Таблица. Дидактическая игра.

25.10


32.

1

Имя

Существи-тельное

(10 часов)

Роль существительных в речи.

Грамматический разбор имен существительных. Устное рисование.

Истязать.

Таблица.

28.10


33.



2

Значение имен собственных.

Письменные ответы на вопросы.

Катастро-фа.

Карточки. Сюжетные картинки.

29.10


34.


3

Значение имен нарицательных.

Описание предмета или явления.


Таблица.

31.10


35.

4

Правописание имен собственных и нарицательных.

Деформированный текст. Индивидуальная работа.


Таблица.

1.11


36.

5

Склонение имен существительных.

Объяснение орфограмм. Грамматический разбор имен существительных.

Компенсация

Памятка.

11.11


37.

6

Существительные с шипящей на конце слова.

Письменные ответы на вопросы. Изложение текста

Комиссия.

Таблица.

12.11


38.



7

Сочинение по картине К. И. Левитана «Золотая осень».

Описание картины по плану, опорным словам.Упр.84

Листвен-ный,

дерево.

Картина И. Левитан «Золотая осень».

14.11


39.

8

Работа над ошибками по сочинению «Золотая осень».

Исправление и объяснение ошибок, индивидуальная работа


Таблица. памятка

15.11


40.

9

Обобщающий урок по теме «Имена прилагательные».

Комментированное письмо. Работа с диалогом.


Дидактические игры.

18.11


41.

10

Деловое письмо. Заметка в газету.

Написание заметки в общепринятой схеме. Запись в тетрадях.

Аэрофлот.

Схема-образец.

19.11


42.

1

Имя прилагатель-ное

(10 часов)

Признаки, свойства, качества предмета.

Описание предмета, подобрав к нему признак, свойство, качество.

Ландшафт.

Таблица. Дидактическая игра.

21.11


43.

2

Согласование имен прилагательных с именами существительными

Дописать окончания прилагательных, согласуя их с существительными в роде, числе, падеже.

Ликование.

Таблица.

22.11


44.




3

Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа.

Определение падежей имен прилагательных по вопросу.

Монархия.

Таблица.

25.11


45.

4

Правописание падежных окончаний имен прилагательных множественного числа.

Составление подписей к серии картинок


Схемы. Таблица.

26.11


46



5

Обобщающие упражнения по написанию падежных окончаний.

Комментированное письмо. Индивидуальная работа.

Каторга

Таблица.

28.11


47.

6

Обобщающие упражнения в распознавании падежных окончаний.

Деформированный текст. Составление связного высказывания.


Таблицы.

29.11


48.


7

Диктант «Забот полон рот».

Самостоятельная работа, фронтальная работа. Упр.229

Сначала,

семечко.

Текст в учебнике

2.12


49.

8

Работа над ошибками по диктанту «Забот полон рот».

Исправление ошибок у доски.


Таблица. Дидактическая игра

3.12


50.


9

Значение делового письма.

Деформированный текст, работа с диалогом.


Запись. Образец.

5.12


51.

10

Объяснительная записка. Написание.

Общепринятая форма.


Схема.

6.12


52.

1

Личные местоиме-ния

(10 часов)

Роль личных местоимений в речи.

Работа над нахождением местоимений в тексте.

Легенда.

Таблица. Карточки.

9.12


53.

2

Правописание личных местоимений.

Работа с диалогом. Запись предложений.

Молоду-шие.

Таблица.

10.12


54.

3

Лицо и число местоимений.

Определение грамматических категорий. Разбор как части речи.

Обучение.

Таблица.

12.12


55.

4

Склонение личных местоимений.

Работа с текстом. Грамматический разбор местоимений.

Обычай.

Таблица.

13.12


56.

5

Личные местоимения с предлогами.

Составление предложений. Письмо по памяти.

Окруже-ние.

Таблица.

16.12


57.

6

Правописание личных местоимений 3-го лица.

Работа с диалогом, деформированный текст

Парламент.

Таблица.

17.12


58.

7

Обобщающие упражнения: «Личные местоимения».

Составление плана, письменный пересказ.

Отчизна.

Памятка. Таблицы

19.12


59.


8

Диктант «Великан»

Самостоятельная работа, индивиду-альная работа. Упр.197


Текст в учебнике

20.12


60.

9

Работа над ошибками по диктанту «Великан».

Исправление ошибок у доски.


Памятка. Таблицы

23.12


61.

10

Деловое письмо. Письмо близким.

Списывание с учебника, индивидуальная работа

Письмо.

Образец, план, словосочета-ния.

24.12


62.


1

Глагол

(18 часов)

Роль глагола в речи.

Распространение предложений, работа с диалогом.

Планета-рий.

Таблица.

26.12


63.

2


Различие глаголов по значению.

Коллективное описание по сюжетным картинкам.


Таблица. Дидактическая игра.

27.12


64.

3

Грамматические признаки глаголов. Род и число глаго-лов прошедшего времени.

Составление предложений, грамматический разбор.

Совершен-нолетний.

Таблица.


65.

4

Неопределенная форма глагола.

Составление и запись словосочетаний, составление предложений.

Равенство.

Таблица.


66.

5

Частица НЕ с глаголами.

Распространение предложений.

Сберкасса.

Таблица.


67.

6

Спряжение глаголов.

Определение лица и числа глаголов настоящего и будущего времен. Комментированное письмо.


Таблица. Памятка.


68.

7

Правописание - ться, -тся в глаголах.

Грамматический разбор.

Свидетельство.

Таблица. Памятка.


69.

8

Ударные и безударные окончания глаголов.

Составление и запись словосочетаний, составление предложений.

Профессия.

Таблица.


70.


9

Диктант «Шарик».

Индивидуальная работа.Упр.139

Житель

Текст в учебнике. Иллюстрации


71.

10

Работа над ошибками по диктанту «Шарик».

Составление рассказа по сюжетной картине


Таблица.


72.

11

Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжений.

Объяснение правописания личных окончаний, составление предложений, грамматический разбор.

Пролета-риат

Таблица.

Памятка.


73.

12

Неопределенная форма глагола.

Письмо по памяти, работа с диалогом, морфологический разбор.


Таблица. Памятка.


74.

13

Повелительная форма глагола.

Употребление глаголов в повели-тельной форме, составление и запись

предложений.

Организа-ция.

Таблица. Предметные картинки.


75.

14

Мягкий знак в глаголах.

Грамматический разбор, объяснение орфограмм.

Таблица.

Памятка.


76.


15

Изложение «Родители - бизнесмены».

Самостоятельная работа по плану. Упр.195

Бизнесмен.

Учебник.


77.

16

Работа над ошибками по изложению «Родители-бизнесмены».

Исправление ошибок. Работа по опорным словам в тесте.

Таблица.


78.

17

Деловое письмо. Анкета.

Общепринятая форма

Памятка-образец.


79.

18

Обобщающие упражнения по теме «Глагол».

Деформированный текст, комментированное письмо.

Жюри.

Таблицы.


80.

1

Имя числитель-ное

(8 часов)

Понятие об имени числительном.

Работа с деформированным текстом.

Таблица.


81.

2

Числительные количественные и порядковые.

Постановка вопросов и определение количественных и порядковых числительных.

Правительство.

Таблица.

Памятка.


82.

3

Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500 до 900.

Составление предложений, письмо по памяти. Грамматический разбор.

Таблица.

Памятка.


83.

4

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

Комментированное письмо, индивидуальная работа.

За счёт.

Таблица. Памятка.


84.

5

Деловое письмо. Доверенность.

Комментированное письмо. Общепри-нятая форма.

Оригинальный.

Образец.


85.


6

Диктант «Цунами».

Работа с текстом. Индивидуальная работа.Упр.170

Воскресе-нье

Карточки.


86.

7

Работа над ошибками по диктанту «Цунами».

Исправление ошибок у доски. Самостоятельная работа по упражнению.

Таблица. Предметные картинки


87.


8

Обобщающие упражнения по теме: «Имя числительное».

Грамматический разбор, морфологический разбор.

Памятка. Таблица.


88.



1

Наречие

(12 часов).


Понятие о наречии.

Выделение наречий, постановка вопросов от глаголов.

Расправа.

Таблица.


89.

2


Правописание наречий.

Составление и за-пись предложений, нахождение наречий.

Памятка.


90.

3

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.

Составление и запись предложений.

Излишест-во.

Таблица.


91.


4

Диктант «Русский Север».

Краткое изложение текста. Упр.302

Север

Учебник. карточки


92.

5

Работа над ошибками по диктанту «Русский Север».

Исправление оши-бок, выделение наречий в коммен-тированном письме.


93.



6

Наречия, которые обозначают время, место.

Работа с текстом. Составление связного высказывания.

Изгородь.

Таблица. Памятка.


94.

7

Наречия, обозначающие способ действия.

Комментированное письмо. Деформи-рованный текст.

Таблица. Памятка.


95.


8

Правописание наречий с А на конце.

Письмо по памяти. Индивидуальная работа.

Окрест-ность.

Таблица.


96.

9

Правописание наречий с О на конце.

Составление словосочетаний. Работа с текстом.

Дидактическая игра. Карточки


97.

10

Обобщающие упражнения по теме «Наречия».

Комментированное письмо. Деформи-рованный текст.

Таблицы.


98.


11

Сочинение «Мой памятный и необычный день.

Изложение мысли по плану.

Классный

Образец.


99.

12

Работа над ошибками по сочинению «Мой памятный и необычный день».

Исправление ошибок у доски, составление рассказа по сюжетным картинкам.

Сюжетные картинки


100.

1

Части речи

(7 часов)

Части речи. Различение имен существительных.

Определение грамматических категорий.

Таблица.

Памятка.


101.

2

Различение прилагательных и числительных.

Составление словосочетаний из разных частей речи.

Забастовка.

Таблица.

Памятка.


102.

3

Различение прилагательных и наречий.

Составление словосочетаний и запись.

Таблица.


103.

4

Различение имен существительных и местоимений.

Объяснение правописания безударных окончаний, деформированный текст.

Таблица. памятка


104.

5

Обобщающие упражнения по теме:«Согласование прилагательных и наречий».

Дифференциация существительных и прилагательных, комментированное письмо.

Таблицы.

Карточки.


105.


6

Сочинение «Моя любимая игрушка».

Составление плана по опорным словам.

Медведь

Сюжетные картинки


106.

7

Работа над ошибками по сочинению «Моя любимая игрушка».

Исправление ошибок, деформированный текст.

Таблица. Памятка.


107.



1

Предложе-ние

(18 часов)

Простое предложение.

Постановка знаков препинания по интонации.

Авторитет

Таблица,

схемы.


108.

2


Знаки препинания в простом предложении.

Запись предложений. Разбор по членам предложения.

Таблица. Схема.


109.


3

Однородные члены предложения.

Составление и запись предложений по схеме.

Таблица.


110.

4

Знаки препинания при однородных предложениях.

Расстановка знаков препинания в упражнении.

Схемы.


111.


5

Диктант за год.

Индивидуальная работа

Агроном

Памятка.


112.

6

Работа над ошибками по диктанту .

Исправление ошибок у доски, изложение повествовательного текста.

Таблица. Схема


113.


7

Обращение.

Запись предложений с обращением. Работа с диалогом.

Коллекти-визация

Таблица


114.

8

Знаки препинания при обращении.

Постановка знаков препинания самостоятельно.

Схемы.


115.

9

Письмо любимому литературному герою.

Составление и запись в тетрадях.

Таблицы. Образец.


116.

10

Краткое изложение текста по вопросам.

Письменные ответы на вопросы, дефор-мированный текст.

Организа-ция

Памятки.


117.

11

Составление рассказа по рисунку «У бабушки в деревне».

Распространение предложений второстепенными членами.

Помощь.

Памятки.


118.


12

Изложение Мужик и царь».

Составление и запись в тетрадях. Упр.351.

Пялит

Текст в учебнике


119.

13

Работа над ошибками по изложению «Мужик и царь».

Исправление ошибок, составление предложений и объединение их в связный текст.

Разочаро-ванно

Предметные картинки. Карточки


120.


14

Сложное предложение с союзами И, А.

Составление и запись сложных предложений.

Объеди-ненный

Таблица.


121.



15

Сложное предложение с союзом НО и без союзов.

Разбор по членам предложения, постановка знаков препинания.

Прогрес-сивный

Схемы.


122.


16

Знаки препинания в сложных предложениях.

Работа по деформированному тексту.

Ландшафт

Схемы.


123.



17

Сложное предложение со словами который, когда, где, что.

Деформированный текст, индивидуальная работа.

Ликвида-ция

Таблица.


124.

18

Сложное предложение со словами чтобы, потому что.

Постановка знаков препинания в сложном предложении.

Иногород-ний

Схемы.

125.



1

Прямая речь.

Повторение

(12 часов).

Прямая речь.

Выделение голосом слов автора, прямой речи, фронтальная работа.

Парламент.

Таблица . Дидактическая игра.

126.

2


Знаки препинания при прямой речи.

Деформированный текст, работа с диалогом.

Равенство.

Схемы.

127.


3

Изложение «Максим Горький».

Составление плана и запись. Упр.74

Детство

Текст в учебнике

128.

4

Работа над ошибками по изложению «Максим Горький».

Исправление ошибок самостоятельно у доски. Деформированный текст.

Пароход

Таблица. Дидактическая игра.

129.

5

Обобщающие упражнения по теме «Прямая речь».

Комментированное письмо, синтаксический разбор.

Схемы.

130.

6


Сложное предложение.

Комментирование орфограмм, знаки препинания в предложениях.

Схема. Таблицы.

131.


7



Знаки препинания в сложном предложении.

Запись диалога по плану, составление рассказа по опорным словам.

Схемы. Таблицы.

132.

8


Сложное предложение с союзами и союзными словами.

Постановка знаков препинания в предложениях, деформированный текст.

Схемы. Карточки.

133.


9

Диктант «Ночью в поезде».

Работа по тексту, индивидуальная работа. Упр.279

Речной.

Иллюстрации.

134.

10

Работа над ошибками по диктанту «Ночью в поезде».

Исправление ошибок и коллективное описание предмета.

Таблицы.

135.

11

Обобщающие уроки по теме: «Прямая речь».

Деформированный текст, работа с диалогом.

Таблицы.

136

12

Упражнение на закрепление по теме: «Прямая речь».

Работа с текстом, составление предложение и объединение их в связный текст.

Схемы.








Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- писать небольшие по объему изложение и сочинение творческого характера;

- оформлять все виды деловые бумаги;

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

- части речи, использование их в речи;

- наиболее распространенные правила написания слов.





© 2010-2022