Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филимонова Елена Рустамовна Портфолио учителя Отчет В

Группа № 6 1 уровень

г. Талдыкорган 16.10.2014

Отчёт B

Каково стартовое состояние моей школы?

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Своё исследование по преобразованию школьной практики я начала со сбора информации о стартовых возможностях школы. В начале своей практики я разработала поэтапный план действий. Я встретилась с директором школы, которая поддержала меня в моих начинаниях и действиях. Состоялся Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

разговор о миссии школы о барьерах, возникших в прошлом учебном году, и которые нужно преодолеть в этом 2014-15 учебном году.

Завуч А. по методической работе, закончившая Первый (продвинутый) уровень, ознакомила меня с проблемой школы и планом развития школы на этот учебный год. В беседе выяснилось, что план развития школы предполагает нововведения, изменения, которые будут осуществляться на базе школы и связаны с положениями и рекомендациями Инструктивно-методического письма и последним выступлением Н.Назарбаева по стратегии развития 2050. Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

В настоящее время под руководством А. и участии учителей, которые прошли уровневые курсы, в нашей школе внедряются инновационные процессы в преподавании и обучении, используются новые подходы в обучении и методы. Результатом данной беседы стала поддержка со стороны администрации школы в проведении мною исследования. Затем я выступила с презентацией перед коллегами и познакомила их с целью моей практики и провела анкетирование. В ходе разговора учителя высказали своё мнение о необходимости изменений в системе образования: как учить?, как повысить мотивацию и качество знаний?, какие эффективные формы оценивания приведут к высоким результатам? присутствующие высказали свою точку зрения о необходимости изменения системы образования и сошлись во мнениях о неизбежности изменений подходов в преподавании и обучении. В процессе данного общения коллеги были ознакомлены с целью моего исследования в ходе практики.Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Мною была запущена анкета, целью которой было определить, какие барьеры приходится преодолевать учителям в обучении и необходимо ли менять стратегию преподавания в школе.

В анкетировании приняло участие 51 учитель из 100. Проанализировав полученные данные, я сделала вывод, что учителя видят необходимость в повышении качества ЗУН, о новых подходах в обучении и оценивании. Молодых учителей беспокоило планирование уроков и оценивание учащихся на уроке, проведение уроков различного типа. Таким образом, была намечена задача: оказать помощь коллегам в решении данных проблем.

Следующим этапом моего исследования было создать инициативную группу учителей, которые включатся в процесс преобразования учебной деятельности.

Наша школа имеет хорошее материально-техническое оснащение, что является положительным аспектом. В школе установлены кабинеты, оборудованные современной техникой. 9 кабинетов из 20 оснащены интерактивными досками, экранами, проекторами, компьютерами, что позволяет учителям профессионально, качественно и творчески подойти к организации образовательного процесса. Некоторыми учителями используются ИКТ на уроках. Но, к сожалению, не все педагоги могут работать в этих кабинетах и использовать технику. Часть учителей вообще не используют ИКТ на уроках, потому что нет доступа у оборудованным кабинетам или нет желания работать творчески (отнимает много времени)

Следующий шаг - изучение плана развития школы. Цель школы - изучение и внедрение современных методов обучения и педагогических технологий в учебный процесс в целях повышения качества обучения и образования. Т.е. совершенно очевидно, что проблемы, определенные педагогами в анкетировании, имеют место быть в плане развития школы.

Следовательно, педагоги небезучастны к тем проблемам, которые формулирует в целях план развития школы администрация школы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наша школа может развиваться, а педагогический коллектив меняться в соответствии с требованиями мировой системы образования, где одним из главных вопросов стоит развитие компетенции школьников, о чем и написано в Инструктивно-методическом письме о начале 2014-2015 учебного года.

Информация о качестве знаний учащихся разных классов дает возможность сделать вывод, что динамика показателей успеваемости с каждым годом падает либо повышается на малый процент. Это отмечается и в гимназических классах. Следовательно, актуальность вопроса качества обучения очевидна. В нашей школе контроль за качеством знаний находится в системе. Постоянно проводятся классно - обобщающий контроль 1-х,4-х,

5-х,9-х,11-х классов, контроль преподавания предметов.

В плане развития школы рассматриваются вопросы о повышении мотивации учащихся и качества знаний, кроме того работают творческие группы по проведению «Исследования в действии» и «Исследования урока». В школе работает 11 методических объединений, приоритетной ролью которых является не только методическая работа, анализ деятельности учителей, но и повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом, преодоление барьеров в обучении и распространение опыта. Но (как пишут учителя в анкетах) вносить свои коррективы и предложения в план развития школы они не могут. Те предложения, которые вносят учителя на совещаниях по классно-обобщающему контролю, по решению проблем, возникших в слабых классах, на методических советах и педагогических советах - все это остается нерешенным, хотя проблемы постоянно поднимаются учителями. Можно сказать, что в работе администрации и педагогического коллектива существует определенная несогласованность Мною были проведены исследования, которые включали беседы, опрос, наблюдения, как среди учителей, так и учащихся и их родителей.

Вопросы анкет затрагивали основные аспекты качества процесса образования в школе. Главной и основной задачей моего исследования явилось определение мнения учителей, учеников и их родителей на процесс обучения. Проанализировав результаты проведенного исследования (анкетирование, опрос, беседа), я отметила следующее:

  • В исследовании было задействовано 3 администратора, 51 учитель, 59 учащихся, 35 родителей.

  • Родители и учащиеся указали на то, что большая часть педагогов (особенно в гимназических классах) имеют высокий профессиональный уровень. Но если объективно подойти к ответам, как мне кажется, мнение родителей складывается в большинстве случаев из мнения их детей. Совершенно очевидно, что не все учащиеся могут объективно оценить профессиональный уровень педагога. Хотя 86% учащихся и 88% родителей удовлетворены педагогическими кадрами.

  • Уровень теоретических знаний, практические навыки и умения детей находятся, по мнению родителей, на должном уровне (53%). Удовлетворены своими учебными достижениями 63% опрошенных учащихся.

  • 93% учителей, принявших участие в опросе, удовлетворены уровнем своей педагогической деятельности, а 100% респондентов высказали желание повысить свой профессиональный уровень (даже работающие учителя-пенсионеры).

Таким образом, данных учителей необходимо привлечь к процессу преобразований школьной практики.

Завуч по методической работе А. представила мне анализ работы за 2013-2014 учебный год. Тема школы: изучение и внедрение современных методов обучения и педагогических технологий в учебный процесс в целях повышения качества обучения и образования.

Школа работает уже не один год по проблеме повышения качества. И, как было указано выше, повысить качество знаний можно через повышение мотивации учащихся на уроках. Если в старших классах ученики мотивированы на получение аттестата с хорошими оценками, то в среднем звене не все школьники понимают, для чего нужно учиться.

В анкете также учителя указали на то, что готовы к саморазвитию, повышению педагогического мастерства, изучению и применению на практике нового, рефлексируют свою деятельность, но не все рефлексируют деятельность учащихся, изучают себя, анализируют учебный процесс, используют стратегии, способствующие процессу размышления об обучении в классах, также не все используют на уроках обратную связь с целью определения уровня обученности учащихся.

При изучении ответов учителей выяснилась еще одна проблема: существуют факторы, которые препятствуют процессу саморазвития учителей. Все отметили нехватку времени в связи с большой загруженностью и ограниченные ресурсы, не поступает своевременно информация по зарубежному опыту в образовании.

Следовательно, одной из задач является содействие коллегам в обучении правильной организации времени, которое так необходимо учителям для их саморазвития, обучение и обеспечение необходимой информацией.

Просмотрев школьную документацию, я увидела, что школа в полной мере укомплектована кадрами. В школе работают компетентные специалисты: авторы учебных программ, учебников, методических пособий, призеры городских и областных конкурсов, Педагогических чтений.

Уч.год

Общее кол-во учителей

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

Без категории

2014-2015

100

45

31

13

11

Изучив качественный состав учителей нашей школы, можно увидеть, что в школе работают 76% штатных педагогов высшей и первой категории, Но, несмотря на такой высокий уровень профессиональной подготовки педагогических кадров школы, программа развития школы не реализуется полностью. Учителя без особого энтузиазма делятся опытом, печатаются в СМИ и методических журналах (лишь только на время аттестации), систематически не используют инновационные технологии на уроках, работают с ИКТ. Приоритетным направлением в деятельности школы обозначено повышение качества образования и обучения. Повысить качество образования можно через мотивацию учащихся на уроке. А это значит, что особое внимание должно уделяться организации учебного процесса через разнообразные формы деятельности на уроке. Чаще всего на уроках, по мнению учащихся, не каждый учитель, выставляя суммативную оценку за урок, комментирует ее. Не все учителя используют на уроках коллективные, групповые формы работы. Не всеми учителями используются творческие, исследовательские задания, задания проблемного характера, что мотивировало бы учащихся на познавательную и самостоятельную деятельность. 63% учеников при опросе высказали мнение, что учатся, потому что надо, а не потому что интересно и познавательно.

Анализ результатов опроса учащихся и их родителей показал следующее:

- в коллективе есть педагоги, в том числе и молодые, профессиональный уровень которых не соответствует запросам;

- родители и дети отметили еще один важный аспект - частая смена учителей (английский, казахский язык), что связано с большой текучестью кадров, в результате чего у учеников пропадает желание учиться, а, следовательно, мотивация к обучению у учащихся понижается.

По мнению родителей, для того чтобы поднять качество знаний учащихся, учителям необходимо чаще поощрять учеников на уроках, вводить новые методы оценивания, вести наблюдение, будет ли эффективно это оценивание, изменить формы и методы обучения.

Как же поднять мотивацию? Из опроса педагогов выяснилось, что мотивация у учащихся в гимназических классах, естественно, выше, чем в общеобразовательных, у учеников 5-7 классов мотивация выше, они следуют указаниям учителя, ответственно относятся к учебе. У учащиеся 8-9 классов наблюдается понижение мотивации к учебе, школа их привлекает лишь во внеурочное время. По мнению опрошенных учеников, в школе не учитывается их мнение, не всеми учителями устанавливается обратная связь на уроках, администрация школы не дает возможность в самостоятельном выборе дополнительных предметов, есть учащиеся, которые выразили недовольство оцениванием учителей.

Проведя беседу с педагогами, я выяснила, что коллеги имеют желание узнать, как же можно поднять мотивацию к обучению как в гимназических, так и в общеобразовательных классах.

Из опроса педагогов (приняло участие 36 респондентов) выяснилось следующее:

  • могут мотивировать учащихся в ходе урочной деятельности 27% учителей;

  • могут мотивировать, но требуют дополнительных ресурсов 61%;

  • затрудняются в выборе форм для повышения мотивации 9%.

Полученный результат позволил выявить проблему, которая стоит перед учителями в организации повышения мотивации у учащихся в среднем звене: учителям не хватает необходимых ресурсов, информации о разнообразии форм и методов формативного оценивания на уроках с целью повышения мотивации, низкая активность саморегулирования в процессе обучения. При этом склонность учителей в повышении мотивации имеются и уровень профессионализма учителей высокий.

Мною был проведен анализ контингента учащихся и выявлено, что ежегодно из школы уходят учащиеся, в другие школы (лицеи, НИШ и др), объясняя это тем, что их не устраивают оценки, требования педагогов, высказывая желание учиться там, где строгий спрос с учащихся. Таким образом, остаются более слабые учащиеся.

В связи с выше сказанным, я решила посетить уроки коллег, на которых наблюдалась следующая тенденция:

- на уроках учителя не используют формативное оценивание;

- не всегда используются активные формы урока нестандартные ситуации,

- не используется ИКТ;

- не ставиться цель мотивировать учащихся к повышению ЗУН в течение всего урока.

Следовательно, педагогам необходимо овладеть нужной информацией, опытом для повышения мотивации, оценивания на уроках.

Важным аспектом в моем исследовании стало определение оценки родителями реализации школой возложенных на нее задач. Родители обращают внимание на то, что необходимо усилить внимание на практические навыки школьников и их применение в жизни.

Результаты анкетирования были следующие:

- родители удовлетворены работой, которая проводится в школе, ее материально- техническим обеспечением, эмоциональной атмосферой;

- обращают внимание на то, чтобы администрация школы и учителя более активно привлекали родителей к организации жизни школы и учитывать пожелания родителей к обучению;

- высказывают желание помочь учителям-предметникам в повышении мотивации к обучению у учащихся.

Таким образом, учитывая результаты анкетирования учителей, учащихся и их родителей, цели и проблему школы, я пришла к таким выводам: необходимо создать условия для повышения мотивации учащихся в среднем звене, используя на уроках новые методы и формы обучения, а также использовать различные приемы оценивания.

На основании этого, при активном участии инициативной группы, с учетом пожеланий родителей, потребности учителей для повышения мотивации и качества знаний учащихся в среднем звене, я решила проводить свое исследование по теме: «Повышение мотивации к обучению учащихся среднего звена через применение на уроках формативного оценивания».

Приложение 1 Приложение 2



Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Разрешение родителей на фотосъёмку

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Анкета для учителей «Обзор условий школы»

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Анкета для учителей по диагностике професcиональной подготовки

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Анкета для учителей по преодолению трудностей

Приложение 3 Приложение 4

Приложение 5 Приложение 6

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Анкета для учителей по саморазвитию

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Анкета для учителей по выявлению факторов , способствующих и препятствующих саморазвитию

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Анкета для учащихся

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Анкета для учащихся (продолжение)

Приложение 7 Приложение 8

Анкета для родителей Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

Анкета для родителей (продолжение)

Приложение 11

Анкета для родителей по определению взаимоотношений с педагогами

Синтез доказательств о состоянии школы, собранных до начала и во время обучения по программе 1 уровня

10


© 2010-2022