Конспект урока «Смысловые частицы»

Данный урок, изучение нового материала.Перед детьми поставлена проблемная ситуация, которую они должны решить в ходе урока. На мой взгляд, это удалось достичь. Так как дети самостоятельно определили тему урока,каждый ставил перед собой цель. На уроке использовались различные виды деятельности: словесные, наглядные,самостоятельная работа учащихся. В ходе всего урока прослеживается связь между различными этапами урока. Хочется отметить высокую работоспособность учащихся в ходе всего урока,т.к кажд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смысловые частицы.

Князева Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Цель:

-Познакомить со смысловыми частицами;

-Узнать, какова их роль;

-Учить находить их в тексте;

-Создать ситуацию успеха;

Методические приёмы: беседа по вопросам, объяснения учителя, выразительное чтение,

тренировочные упражнения, словарная работа.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал, учебник.

Ход урока:

  1. Орг.момент.(Слайд1)

-Добрый день! Посмотрите друг на друга, на гостей ,поприветствуйте всех и создайте себе психологическую установку.

(Слайд2)

Конспект урока «Смысловые частицы»

-Удачного дня!

  1. Работа в тетрадях.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Оставьте одну строку для темы урока.

  1. Проверка домашнего задания.

-Сегодня мы продолжим наше путешествие.

Мы начали знакомиться с планетой системы языкознания «ЧАСТИЦЫ»

На этой планете 2 материка. Назовите их?

(Формообразия

Смыслования)

С жителями одной из материков вы уже знакомы.

Посмотрите на доску и выберите те частицы, которые вам знакомы.

К какому материку они относятся?

(ДА, ПУСКАЙ, БОЛЕЕ,САМЫЙ,БЫ,ДАВАЙТЕ,ИМЕННО,ВОН)

Ответы детей (к формообразие, а именно и вон сюда не относятся)

Эти 2 частицы убрать.

-Что вы знаете о частицах?

-Для чего они служат?

Ответы детей (Частица-служебная часть речи, не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов.

Формообразующие, служат для образования форм условного наклонения и повелительного, степеней сравнения прилагательных и наречий)

-Приведите примеры.

(Ответы детей:-Самый отважный-превосходная степень прилагательного;

-приехал бы-условное наклонение;

-пусть встретят-повелительное наклонение)

-Спасибо!

Итак, с населением Формообразии мы знакомы, но какой материк у нас ещё не изучен?

Как называются эти частицы вы узнаете, выполнив 1 задание.

- Запишите в тетрадь слова, вставьте пропущенные буквы, соедините их и у вас получится слово.

(Слайд3)

Бе…покойно

Гра….матика

Ц.…ган

Кро…с

Ко…лектив

Кр…мешный

Остро..

Сестриц.…н

Ч…мпион

  1. Сообщение темы, цели.

-Тема нашего урока «Смысловые частицы»(Слайд4)

Запишите тему урока в тетрадь.

Зная тему урока, попробуйте определить чему вы должны научиться, что узнать?

(Слайд5,6)

-Познакомиться………

-Узнать………….

-Учиться……………….

Ребята, работая со словами, нам встретилось слово, значение которого мы затруднились определить. Вам интересно узнать его лексическое значение.

Роман вас сейчас познакомит. (Слайд7)- заранее дано было задание посмотреть

лексическое значение этого слова.

- Спасибо Рома.

  1. Осмысление нового материала.

-Составьте предложение с этим словом.

Я чемпион.(Слайд8)

-Я предлагаю вам добавить в это предложение разные смысловые частицы (которые нам ещё неизвестны: именно, вон и другие, и посмотреть, как изменится его смысл).

Поможет вам в этом ваш учебник.

Стр.172, 173,174-стар.

Стр.167,168,169-нов.

(Слайд8)

Именно я чемпион.

Разве я чемпион?

-Давайте сделаем вывод.

Частица ИМЕННО не обозначает ни предмета, ни действия, то есть не имеет своего лексического значения, а вносит дополнительный оттенок-уточняет, смысл подлежащего-кто же был чемпионом.

Частица РАЗВЕ - выражает вопрос.

С какими ещё группами смысловых частиц вы сейчас познакомились?

(Слайд9,10,11)

Указание, сомнение, восклицание, ограничение, усиление.

-Что вы можете сказать о смысловых частицах?

Вывод: Мы убедились, что смысловые частицы вносят различные смысловые оттенки в предложения, выражают чувства, отношения говорящего.

  1. Физминутка.(Слайд 12)

Кто выходит под такую музыку? (чемпионы-спортсмены)

-Расправили плечи, сделали глубокий вдох и продолжим работу.

  1. Закрепление. Работа с текстом.

- Многие авторы используют частицы в своих произведениях, чтобы придать большую эмоциональность и выразительность тексту.

Оля Анфимова, что тебе известно об использование частиц в текстах худ.произведений.

(А.С. Пушкин использовал частицу ВОТ около 1000 раз, а частица ДАЖЕ прозвучала у поэта более 300 раз.

Сейчас вам предстоит выполнить задание, вставить в текст различные смысловые частицы.

Прочитайте текст (Настя Хохрякова, пожалуйста, прочти)

-Всё ли вам понятно?

А теперь поработайте с текстами.(Слайд 13)

Слова для справок: даже, неужели, не, ни, только, как, все-таки, ну, именно.

___ вы ___ разу ___ видели радугу? ___ летом после сильного дождя? ____может этого быть, я вам говорю,____ может!

___ увидев радугу, человек способен понять, ___ красива природа после дождя. Нет, ___ мне жаль вас.

___, выйдите в дождь на берег реки, ____ уходите ни в коем случае, ___ если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. ___ вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал!

(Е.Ильичев)

Неужели вы ни разу не видели радугу? Даже летом после сильного дождя? Не может этого быть, я вам говорю, не может!

Только увидев радугу, человек способен понять, как красива природа после дождя. Нет, все-таки мне жаль вас.

Ну, выйдите в дождь на берег реки, не уходите ни в коем случае, даже если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. Именно вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал! (Е.Ильичев)

(Слайд), (карточки на столе у каждого ребёнка)

Проверим, изменился ли текст? (Слайд14)

-О чём текст? (О красоте природе) Почему это текст вам близок? (сами видели радугу)

Что вы чувствуете, когда видите радугу?(восторг, восхищение)

Читают и указывают группы частиц.

-С чего начинается текст? С риторического вопроса (Риторический вопрос - усиливает выразительность, эмоциональность речи. Риторический вопрос не требует ответа).

-Какие частицы не употребил автор данного текста, но они очень активно используются в речи.

И ещё незнакомые частицы НЕ-НИ-отрицательные.

-Молодцы!

Следующее задание.

Выполняем на карточках(Красная-«5», зелёная-«4»,жёлтая-«3»)см.Приложение 2.

(Работа в группах)

Работая, вы можете советоваться с ребятами своей группы.

  1. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашему уроку.

Обсудите в группах, чем вам показалось интересной частица.

-Составьте синквейн (состоит из 5 строк)-сильные

(Слабые)- Продолжите предложение. (приложение 3)

  1. Домашнее задание. (Дифференцированное)

  1. Вставьте пропущенные частицы, укажите из каких басен эти строки, кто автор. Определите роль частицы в предложениях.(см.приложение)

  2. Написать сочинение-миниатюру на свободную тему с максимальным содержанием частиц.

  1. Выставление оценок.

Я выставляю самым активным учащимся и комментирую.

Ребята, оцените работу в группе каждого учащегося, кому бы вы поставили отметку.

Спасибо всем за работу. (Слайд16)

Урок окончен.

До свидания.























Приложение 1.

___ вы ___ разу ___ видели радугу? ___ летом после сильного дождя? ____может этого быть, я вам говорю,____ может!

___ увидев радугу, человек способен понять, ___ красива природа после дождя. Нет, ___ мне жаль вас.

___, выйдите в дождь на берег реки, ____ уходите ни в коем случае, ___ если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. ___ вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал!

(Е.Ильичев)

Слова для справок: даже, неужели, не, ни, только, как, все-таки, ну, именно.

Приложение 2.

(Красные карточки)

Придумайте и запишите предложения с данными частицами.

-бы;

-всё-таки;

- именно;

- пусть;

-вряд ли;

-ведь;

-разве;

(Зелёные карточки)

Определите, какие формы и новые слова образованы с помощью данных частиц. Укажите, к какому разряду принадлежат выделенные частицы.

-сказал бы;

-пусть скажет;

-самый дорогой;

-более быстрый;

(жёлтая карточка)

Найдите частицы, подчеркните их. Укажите разряды по значению.

(помощник ваш учебник)

1.Как прекрасен этот мир!

2. Глупость не смогли победить даже боги.

3.Едва ли у тебя это получится.

4. Что за прелесть эти сказки!

5. Вот пошёл он в лес по грибы и заблудился.

Приложение 3.

Рефлексия:

Сегодня на уроке я узнал ….

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мне было сложно…

Сегодня на уроке мне было легко…

Сегодня на уроке мне понравилось

Приложение 4.

Д/З

Вставьте пропущенные частицы. Объясните написание этих частиц. Определите роль частиц в предложениях.

  1. Чем кумушек считать, трудиться,….. лучше….. на себя оборотиться.



  1. Кумушка, мне странно это: да работала…… ты лето.



  1. Уселись чинно в ряд и всё……. квартет ……йдёт на лад.



  1. Смотри……кумушка, что, буду…. я с него?



  1. Вон видишь ….через реку тот мост, куда нам путь лежит?



  1. Ну, что…….на взгляд-…он хорош, да зелен, ягодки нет зрелой.





© 2010-2022