- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Смысловые частицы»
Конспект урока «Смысловые частицы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Kнязева Г. . |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Смысловые частицы.
Князева Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Цель:
-Познакомить со смысловыми частицами;
-Узнать, какова их роль;
-Учить находить их в тексте;
-Создать ситуацию успеха;
Методические приёмы: беседа по вопросам, объяснения учителя, выразительное чтение,
тренировочные упражнения, словарная работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал, учебник.
Ход урока:
-
Орг.момент.(Слайд1)
-Добрый день! Посмотрите друг на друга, на гостей ,поприветствуйте всех и создайте себе психологическую установку.
(Слайд2)
-Удачного дня!
-
Работа в тетрадях.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Оставьте одну строку для темы урока.
-
Проверка домашнего задания.
-Сегодня мы продолжим наше путешествие.
Мы начали знакомиться с планетой системы языкознания «ЧАСТИЦЫ»
На этой планете 2 материка. Назовите их?
(Формообразия
Смыслования)
С жителями одной из материков вы уже знакомы.
Посмотрите на доску и выберите те частицы, которые вам знакомы.
К какому материку они относятся?
(ДА, ПУСКАЙ, БОЛЕЕ,САМЫЙ,БЫ,ДАВАЙТЕ,ИМЕННО,ВОН)
Ответы детей (к формообразие, а именно и вон сюда не относятся)
Эти 2 частицы убрать.
-Что вы знаете о частицах?
-Для чего они служат?
Ответы детей (Частица-служебная часть речи, не имеет вопросов, не является членом предложения, не зависит от других слов.
Формообразующие, служат для образования форм условного наклонения и повелительного, степеней сравнения прилагательных и наречий)
-Приведите примеры.
(Ответы детей:-Самый отважный-превосходная степень прилагательного;
-приехал бы-условное наклонение;
-пусть встретят-повелительное наклонение)
-Спасибо!
Итак, с населением Формообразии мы знакомы, но какой материк у нас ещё не изучен?
Как называются эти частицы вы узнаете, выполнив 1 задание.
- Запишите в тетрадь слова, вставьте пропущенные буквы, соедините их и у вас получится слово.
(Слайд3)
Бе…покойно
Гра….матика
Ц.…ган
Кро…с
Ко…лектив
Кр…мешный
Остро..
Сестриц.…н
Ч…мпион
-
Сообщение темы, цели.
-Тема нашего урока «Смысловые частицы»(Слайд4)
Запишите тему урока в тетрадь.
Зная тему урока, попробуйте определить чему вы должны научиться, что узнать?
(Слайд5,6)
-Познакомиться………
-Узнать………….
-Учиться……………….
Ребята, работая со словами, нам встретилось слово, значение которого мы затруднились определить. Вам интересно узнать его лексическое значение.
Роман вас сейчас познакомит. (Слайд7)- заранее дано было задание посмотреть
лексическое значение этого слова.
- Спасибо Рома.
-
Осмысление нового материала.
-Составьте предложение с этим словом.
Я чемпион.(Слайд8)
-Я предлагаю вам добавить в это предложение разные смысловые частицы (которые нам ещё неизвестны: именно, вон и другие, и посмотреть, как изменится его смысл).
Поможет вам в этом ваш учебник.
Стр.172, 173,174-стар.
Стр.167,168,169-нов.
(Слайд8)
Именно я чемпион.
Разве я чемпион?
-Давайте сделаем вывод.
Частица ИМЕННО не обозначает ни предмета, ни действия, то есть не имеет своего лексического значения, а вносит дополнительный оттенок-уточняет, смысл подлежащего-кто же был чемпионом.
Частица РАЗВЕ - выражает вопрос.
С какими ещё группами смысловых частиц вы сейчас познакомились?
(Слайд9,10,11)
Указание, сомнение, восклицание, ограничение, усиление.
-Что вы можете сказать о смысловых частицах?
Вывод: Мы убедились, что смысловые частицы вносят различные смысловые оттенки в предложения, выражают чувства, отношения говорящего.
-
Физминутка.(Слайд 12)
Кто выходит под такую музыку? (чемпионы-спортсмены)
-Расправили плечи, сделали глубокий вдох и продолжим работу.
-
Закрепление. Работа с текстом.
- Многие авторы используют частицы в своих произведениях, чтобы придать большую эмоциональность и выразительность тексту.
Оля Анфимова, что тебе известно об использование частиц в текстах худ.произведений.
(А.С. Пушкин использовал частицу ВОТ около 1000 раз, а частица ДАЖЕ прозвучала у поэта более 300 раз.
Сейчас вам предстоит выполнить задание, вставить в текст различные смысловые частицы.
Прочитайте текст (Настя Хохрякова, пожалуйста, прочти)
-Всё ли вам понятно?
А теперь поработайте с текстами.(Слайд 13)
Слова для справок: даже, неужели, не, ни, только, как, все-таки, ну, именно.
___ вы ___ разу ___ видели радугу? ___ летом после сильного дождя? ____может этого быть, я вам говорю,____ может!
___ увидев радугу, человек способен понять, ___ красива природа после дождя. Нет, ___ мне жаль вас.
___, выйдите в дождь на берег реки, ____ уходите ни в коем случае, ___ если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. ___ вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал!
(Е.Ильичев)
Неужели вы ни разу не видели радугу? Даже летом после сильного дождя? Не может этого быть, я вам говорю, не может!
Только увидев радугу, человек способен понять, как красива природа после дождя. Нет, все-таки мне жаль вас.
Ну, выйдите в дождь на берег реки, не уходите ни в коем случае, даже если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. Именно вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал! (Е.Ильичев)
(Слайд), (карточки на столе у каждого ребёнка)
Проверим, изменился ли текст? (Слайд14)
-О чём текст? (О красоте природе) Почему это текст вам близок? (сами видели радугу)
Что вы чувствуете, когда видите радугу?(восторг, восхищение)
Читают и указывают группы частиц.
-С чего начинается текст? С риторического вопроса (Риторический вопрос - усиливает выразительность, эмоциональность речи. Риторический вопрос не требует ответа).
-Какие частицы не употребил автор данного текста, но они очень активно используются в речи.
И ещё незнакомые частицы НЕ-НИ-отрицательные.
-Молодцы!
Следующее задание.
Выполняем на карточках(Красная-«5», зелёная-«4»,жёлтая-«3»)см.Приложение 2.
(Работа в группах)
Работая, вы можете советоваться с ребятами своей группы.
-
Рефлексия.
Давайте подведём итог нашему уроку.
Обсудите в группах, чем вам показалось интересной частица.
-Составьте синквейн (состоит из 5 строк)-сильные
(Слабые)- Продолжите предложение. (приложение 3)
-
Домашнее задание. (Дифференцированное)
-
Вставьте пропущенные частицы, укажите из каких басен эти строки, кто автор. Определите роль частицы в предложениях.(см.приложение)
-
Написать сочинение-миниатюру на свободную тему с максимальным содержанием частиц.
-
Выставление оценок.
Я выставляю самым активным учащимся и комментирую.
Ребята, оцените работу в группе каждого учащегося, кому бы вы поставили отметку.
Спасибо всем за работу. (Слайд16)
Урок окончен.
До свидания.
Приложение 1.
___ вы ___ разу ___ видели радугу? ___ летом после сильного дождя? ____может этого быть, я вам говорю,____ может!
___ увидев радугу, человек способен понять, ___ красива природа после дождя. Нет, ___ мне жаль вас.
___, выйдите в дождь на берег реки, ____ уходите ни в коем случае, ___ если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. ___ вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал!
(Е.Ильичев)
Слова для справок: даже, неужели, не, ни, только, как, все-таки, ну, именно.
Приложение 2.
(Красные карточки)
Придумайте и запишите предложения с данными частицами.
-бы;
-всё-таки;
- именно;
- пусть;
-вряд ли;
-ведь;
-разве;
(Зелёные карточки)
Определите, какие формы и новые слова образованы с помощью данных частиц. Укажите, к какому разряду принадлежат выделенные частицы.
-сказал бы;
-пусть скажет;
-самый дорогой;
-более быстрый;
(жёлтая карточка)
Найдите частицы, подчеркните их. Укажите разряды по значению.
(помощник ваш учебник)
1.Как прекрасен этот мир!
2. Глупость не смогли победить даже боги.
3.Едва ли у тебя это получится.
4. Что за прелесть эти сказки!
5. Вот пошёл он в лес по грибы и заблудился.
Приложение 3.
Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал ….
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке мне было сложно…
Сегодня на уроке мне было легко…
Сегодня на уроке мне понравилось
Приложение 4.
Д/З
Вставьте пропущенные частицы. Объясните написание этих частиц. Определите роль частиц в предложениях.
-
Чем кумушек считать, трудиться,….. лучше….. на себя оборотиться.
-
Кумушка, мне странно это: да работала…… ты лето.
-
Уселись чинно в ряд и всё……. квартет ……йдёт на лад.
-
Смотри……кумушка, что, буду…. я с него?
-
Вон видишь ….через реку тот мост, куда нам путь лежит?
-
Ну, что…….на взгляд-…он хорош, да зелен, ягодки нет зрелой.